Москва православная ХХI века

  В 2020 году в Издательстве Московской Патриархии вышло богато иллюстрированное издание «Москва православная ХХI века». В аннотации сказано, что издание призвано рассказать о Программе строительства православных храмов в городе Москве – самом масштабном проекте Церкви и государства за всю историю России, которая успешно реализуется на протяжении вот уже около 10 лет. В связи с этим есть несколько замечаний. Во-первых, по поводу заявления, что это самый масштабный проект Церкви и государства за всю историю России. На самом деле проблема массового строительства новых храмов не раз вставала в истории нашего Отечества. Так, в середине 19 века для укрепления Православия в западных губерниях правительство России приступило к разработке программы массового строительства небольших деревянных приходских храмов. Крупные городские храмы сооружались по индивидуальным проектам, а для небольших деревянных приходских храмов были разработаны серии образцовых проектов. В 1863 году вышло «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях», выполненное петербургским архитектором А.И.Резановым и виленским архитектором Н.М.Чагиным. В альбом вошли проекты более 50–ти каменных и деревянных храмов в романском, русско–византийском, русском и классицистическом стилях. Другой причиной массового строительства храмов в 1840 – начале 1850–х годов была их нехватка на огромной территории Сибири. На основе предыдущего опыта были проведены обследования в каждой епархии: количество необходимых храмов, места их оптимального размещения и размеры, очерёдность и сроки строительства. Была разработана специальная серия упрощённых проектов небольших, по преимуществу деревянных храмов. Новый всплеск массового храмостроительства в Сибири и на Дальнем Востоке был связан с подготовкой к прокладке транссибирской магистрали (1890–1910) и переселенческого движения. При разработке генеральных планов на трассе железной дороги заранее отводились участки под храмы. Неотъемлемой частью государственной программы расселения являлось строительство храмов совместно с приходской школой согласно...

Мысли при посещении храма Воскресения Христова в парке «Патриот»

Наверное ни один храм не привлекал к себе столько внимания СМИ, как главный храм Вооруженных сил России, построенный в парке «Патриот» к 75-й годовщине победы СССР в ВОВ. И действительно, храм этот не совсем обычный. Во-первых, это храм-памятник, увековечивающий подвиг народа в войне с фашистской Германией. Эта тема присутствует как в сюжетах мозаичных композиций в интерьере храма и скульптурных барельефах, размещенных на его фасадах, но также широко представлена в музейном комплексе, окружающим храм. Во-вторых, заказчиком выступала не Церковь, а Министерство обороны, а, как известно, «кто платит, тот и заказывает музыку». А «музыкой» был металл и стекло, поэтому первые проектные варианты были похожи больше на оранжерею, чем на храм. В дальнейшей работе над проектом это неуместное увлечение стеклом удалось как-то привести к минимуму, и в интерьере только часть сводов оказалась покрытой витражным остеклением. Зато все фасады облицованы металлическими штампованными рельефными декоративными панелями армейского защитного зеленого цвета. В-третьих, храм должен был быть построен в невероятно малый срок, поэтому все, до мельчайших деталей было сначала смоделировано на компьтере и затем изготовлено на предприятиях преимущественно Министерства обороны. В результате получилось что-то слишком механистичное, напоминающее сюжеты из компьютерных игр. А ведь традиционно при возведении храма очень важно присутствие ручного труда, который вносит жизнь в любой строительный материал. В-четвертых, необычна символика архитектурных форм храма. Традиционно она связана с богословскими смыслами храма как образа Царства Небесного. Здесь же все привязано к датам войны с Германией, как будто это не Дом Божий, а памятник войне. Теперь, об объемно-планировочном решении храма. Храм пятинефный, двухэтажный. В цокольном этаже в центральном нефе находится однопрестольный храм с крещальней, размещенной за алтарем. В боковых нефах находятся вспомогательные помещения. На втором этаже находится...

Программа по увековечиванию памяти об разрушенных московских святынях

  К началу ХХ века в Москве насчитывалось: 9 соборных храмов, 80 монастырских храмов, 258 приходских храмов, 122 домовые церкви и 78 значительных часовен.  Всего в Москве было 450 православных церковных зданий и домовых церквей с общим числом престолов свыше 1060. С 1917 по 1975 гг. в Москве было снесено 284 православные церкви и 63 часовни.  9 октября 2020 года в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата состоялось совещание рабочей группы по реализации программы по увековечиванию разрушенных московских святынь, которая призвана сохранить память об уничтоженных в советский период храмах и монастырях. На тех исторических местах, где старинные церкви восстановить не получается по тем или иным причинам, было предложено установить памятные знаки. По историческим проектам утерянных святынь было предложено возвести храмы на новых площадках в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Однако члены рабочей группы очевидно были не осведомлены о том, что эта тема уже была поднята 22 года назад в 1998 году по инициативе Архитектурно-художественного центра «Арххрам»  и даже частично реализована. Во-первых, был составлен перечень утраченных храмов и проанализировано современное состояние участков, на которых они находились. Соответственно, если участок оставался свободным, предлагалось храм воссоздать. Если оставалась хотя бы небольшая свободная  площадка (в виде стоянки автомобилей, сквера и т.д.), то в зависимости от ситуации там предлагалось построить часовню или установить памятный знак. В случае, если на месте утраченного храма построен дом, то на его стене предлагалось установить памятную доску. Проектные предложения АХЦ "Арххрам" по памятным знакам и памятным доскам были рассмотрены Советом Москомархитектуры и одобрены к реализации. По этому принципу в Москве сделано следующее: 1.1.Воссоздан храм Преображения Господня на Преображенской площади 1.2 Выполнен проект воссоздания храма Воскресения Словущего на Остоженке 2.1...

Проектирование новых православных монастырей

  Совет по храмовой архитектуре Союза архитекторов России выступил с инициативой создания Свода правил по проектированию православных монастырей. В настоящее время открыто множество новых монастырей по всей России, однако отсутствует нормативный документ, регламентирующий их строительство или методический материал, помогающий правильно организовать это строительство. В процессе обсуждения вопроса создания подобного документа с Синодальным отделом по монастырям и монашеству Московской Патриархии, было решено ограничиться созданием Свода правил по проектированию рекомендательно-методического характера для внутреннего пользования в среде Московской Патриархии, не выходя на уровень государственного нормативного документа. Это связано с тем, что в состав монастырского комплекса входят такие здания и помещения, как жилые (келейный, настоятельский корпус), гостиный корпус для паломников, богадельня, трапезная и т.д., по которым для зданий светского характера имеются государственные нормативные документы, но которые применительно к монастырским, не подходят по условиям использования этих зданий и помещений. Это может только усложнить процесс согласования проектов нового строительства в монастырских комплексах, так как экспертиза будет руководствоваться действующими нормами и правилами, которые не учитывают специфики эксплуатации таких зданий и помещений в условиях монастырской жизни. Предлагаемый свод правил распространяется на проектирование вновь возводимых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, сооружений монастырских комплексов и не распространяется на монастыри, относящиеся к объектам культурного наследия. К монастырским комплексам отнесены: епархиальные, ставропигальные и приписные монастыри и подворья, пустыни и скиты. В каждом из них предполагается к размещению целый ряд зданий и сооружений богослужебного, жилого и вспомогательного назначения.  В состав предлагаемого методического материала включены следующие вопросы. Символический смысл и особенности планировочной организации православного монастыря на исторических примерах Одна из специфических особенностей русских монастырей — их историческая многослойность. Некоторые из них существуют сотни лет, и на протяжении этой долгой жизни монастырские постройки изменялись...

К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского

16 сентября 2020 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось совещание по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. На совещании было отмечено, что приоритетной задачей является сохранение объектов культурного наследия, которые связаны с именем Александра Невского: это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, где он был крещен, Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, куда Петр I перевез его мощи. Еще пять объектов в Москве, Пскове, Челябинске, Ярославле. Мединский В.Р. рассказал, что проработан ряд предложений по реставрации храмов, расположенных в Центральном федеральном округе, которые связаны с жизнью благоверного князя. Планируется организовать работы добровольческих бригад на памятниках и в храмах, которые посвящены Александру Невскому. Председатель ОВЦС сообщил, что к 800-летию святого будет приурочена реставрация двух соборов, носящих его имя: в Софии (Болгария) и Прешове (Словакия). С просьбой о содействии в создании его внутреннего живописного убранства в Министерство культуры РФ обратился Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. 11 сентября 2021 года исполнится 160 лет освящения Александро-Невского храма в Париже — кафедрального собора Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. «800-летие великого святого, чей образ объединял русских эмигрантов и их потомков, несомненно, составляет важный повод для постановки вопроса о реставрации посвященного ему собора»- отметил председатель ОВЦС. Александр Ярославич Невский (в монашестве Алексий) родился в 1221 году в городе Переславль-Залесский в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича, сына Всеволода III Большое Гнездо, внука Юрия Долгорукого. Князь новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь киевский (1249—1263), великий князь владимирский (1252—1263). 14 ноября 1263 года - смерть князя Александра в Городце, в Федоровском монастыре. Перед смертью князь принял схиму с именем Алексия. 23 ноября 1263 года он был...

Книга «Заметки архитектора о православном храмостроительстве»

В издательстве «Синопсисъ» вышла книга архитектора Михаила Кеслера «Заметки архитектора о православном храмостроительстве», содержание которой основано на публикациях автора прошлых лет, в том числе: ПРИЗВАНИЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА РЕСТАВРАЦИЯ И ВОССОЗДАНИЕ ХРАМА ХРАМОВОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО НОРМАТИВНАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХРАМА ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА ОБУЧЕНИЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВУ ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХРАМОСТРОИТЕЛЕЙ        И ВОПРОСЫ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 10.1 История русского храмостроительства 10.2 Летопись возрождения храмостроительства в России  10.3 Символика храма 10.4 Литература 10.5 Проекты и постройки автора Эти заметки основаны в основном на личном опыте автора, который интересуется вопросами православного храмостроительства с середины 80–х годов. За более чем 30 лет автору пришлось заниматься практически всеми аспектами храмостроительства, как теоретического, так и практического характера. Кроме того, находясь в среде храмостроителей, опыт последних также отражен в данных заметках. Заметки разделены по содержанию на несколько разделов, отражающих всю палитру деятельности архитектора в области современного православного храмостроительства. Заметки писались на основе авторских публикаций и как итог личной деятельности архитектора–храмостроителя и могут быть интересны тем, кто интересуется церковным искусством храмовой архитектуры. Книгу можно приобрести в православных книжных магазинах, а также в интернет-магазине издательства (Knigipochtoi.ru) или у автора...

 Традиция и новизна в русском храмоздательстве

 Для русской практики храмоздательства изначально была характерна работа «по образцу» с обращением к тем храмам, которые были приняты церковным сознанием как канонические, то есть соответствующие догматическому учению Церкви. При этом важнейшим является вопрос преемственности исходного византийского крестово-купольного храма, воплотившего в архитектуре образ Царства Небесного и неизменную православную догматику, композиция которого с центральным куполом, символизирующем небо, над кубическим объемом, символизирующем землю, стала образцом для всего православного храмоздательства. На рубеже ХV-ХIV веков на российском духовном пространстве аскетический тип культуры, находящийся в теснейшей связи с развитием русского православия и византийской культуры, вступил в стадию глубочайшего кризиса. Постепенно он вытеснился другим, гуманистическим типом, к XVIII веку завоевавшим доминирующее положение. Запад в эпоху Ренессанса отказывается от идеи мира как образа Царства Небесного и переходит к концепции самоценности самого мира. Во второй половине XVII века в древнерусской системе храмоздательства это выразилось не только в появлении большого количества новых архитектурных мотивов, но, что главное, — в появлении принципиальной возможности неограниченного образования все новых и новых архитектурных решений. Древнерусская деятельность храмоздательства перестала существовать как аскетическая дисциплина и превратилась в одну из областей архитектурного творчества. Преобладавшее ранее видение храма как образа Царства Небесного сменилось более приземленным толкованием храма как земного дворца Царя Небесного. В XVIII веке древнерусская система храмоздательства практически полностью прекратила свое существование, уступая место новому архитектурному принципу, который определялся как принцип свободного формотворчества в условиях следования господствующему архитектурному стилю. Развитие церковной архитектуры пошло по пути обособления и критического отношения к многовековой традиции древнерусского зодчеств, ориентации исключительно на образцы западноевропейской архитектуры. Вся культура ХVIII века развивалась параллельно с Церковью и светское начало все больше проникало в церковное искусство и, в том числе, в архитектуру русских храмов. На рубеже XVIII–XIX...

Экспертная оценка объектов храмоздательства

Экспертиза проектов храмов осуществляется как государственными, так и церковными органами экспертизы. Экспертная оценка объектов храмоздательства осуществляется как в случае рассмотрения одиночных проектов, так и при выборе лучшего проекта из числа, представленных на конкурс. Государственная экспертиза проектной документации Государственная экспертиза проектной документации осуществляется на основе ст. 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Кодекс). Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Согласно п.2 Кодекса экспертиза может не проводиться в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров. Эти характеристики совпадают с большинством приходских православных храмов. Отправлять или не отправлять проект на государственную экспертизу решает заказчик. Экспертиза может не проводиться и в случае применения повторно используемой проектной документации или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности. Церковная экспертиза Для осуществления церковной экспертизы проектной документации в ряде епархий существуют постоянно действующие экспертные советы и комиссии. Их основными функциями являются: контрольная (согласование проектов), инспекторская (надзор за осуществлением архитектурных проектов, а также художественных и реставрационных работ), консультативная (помощь архитекторам и художникам в процессе их труда), информационная (сбор данных об осуществляемых работах). Так, например, в 1997 г. при Минском епархиальном управлении Белорусского экзархата был создан Архитектурно-художественного совет из представителей духовенства, госучреждений, творческих союзов, болеющих за рост духовного и профессионального уровня произведений православной архитектуры и искусства. В 1998 г. была образована искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. В 2000 г. была организована Санкт-Петербургская Епархиальная комиссия по архитектурно-художественным вопросам. В...

Православное храмовое (церковное) искусство

Церковное искусство — искусство (от церк.-слав. искусьство, ст. слав. искоусъ — опыт, испытание), находящее свое воплощение в границах Церкви, очерченных рамками св. канонов и уставов, имеющее богослужебное употребление и поставляющее своей целью прославление Бога и раскрытие церковного учения. Под церковностью любого вида искусства понимается его отношение к догматике Церкви и её взгляду на место и роль искусства в жизни Церкви. Если искусство стоит на позиции подчинения себя опыту Церкви с целью воплощения в свойственных искусству образах провозглашаемых Церковью истин, то такое искусство церковно. Определение термина Церковное искусство - это искусство, которое является одной из составных частей богослужения. Как и православное богослужение, церковное искусство не допускает произвольных вмешательств и интерпретаций.   Значение церковного искусства обусловлено его органичной связью с богослужением, с одной стороны, и различными сферами жизни Церкви – с другой. Церковное искусство не просто иллюстрирует Священное Писание и историю Церкви, оно является органичным продолжением богослужения, в котором обряд – не только оформление молитвы, но выражение переживания Церковью опыта вечности. Церковное искусство – земное искусство по своим средствам. Специфика его – в том, что оно своими земными средствами помогает душам православных, подвигает их сосредотачиваться на молитве, возноситься умом к Невидимому. Церковное искусство никогда не искусство вообще, но всегда искусство, направленное на конкретного адресата. Оно всем своим строем, по определению изначально рассчитано на диалог между предстоящим и первообразом, т. е. на молитву. И чем больше ему удастся вовлечь молящегося в этот диалог – тем лучше оно выполняет свою функцию посредника в диалоге земного и небесного. Все виды церковного искусства – архитектура, иконопись, монументальная живопись, прикладное искусство – дают в видимых образах и символах представление о духовном, Горнем мире. Церковное искусство отражает для человека...

Тенденции развития современного храмоздательства в России

В докладе представителя Финансово-Хозяйственного Управления РПЦ, ответственного за современное храмоздательство, на молодежной конференции в рамках Рождественских чтений 2019 г. в Московском Архитектурном институте были сказаны две фразы, на которые хочется сделать следующие замечания. 1. «… в последние годы вновь зазвучала тема поиска современного облика православного храма. И именно сейчас нам особенно нужны новые взгляды, новые идеи, новые проекты. Создавая новые проекты, важно находить баланс между старым и новым, традицией и современностью, используя исторический опыт. 2. Что мы сейчас с вами оставим, то пребудет в веках! Потому что храмы – это не дома, при Хрущеве построенные, которые через 50 лет сносят. Это на 500 лет, как минимум. Мы должны верить, что это на века». Итак, первой темой является поиск современного облика православного храма, основанного на традиции и современности. Однако, если посмотреть на сайте ФХУ, по каким проектам сегодня строятся московские храмы, то можно увидеть, что ни о каком современном облике православного храма говорить не приходится. Это, как правило, бесконечное повторение одних и тех же мотивов, взятых из арсенала прошлых эпох, огромные макеты исторических аналогов. Храм свв.Кирилла и Мефодия при МГУ     Храм муч.Анатолия и Протолеона в Марьине       Храм иконы Божией Матери Скоропослушница в Зеленограде       Чтобы выйти из сложившегося тупика бездумного повторения исторического опыта, следовало бы подумать о том, каковы сейчас общие тенденции развития культуры, искусства, в том числе церковного искусства и архитектуры? Известный философ, композитор Владимир Мартынов говорит, что мы живем в эпоху постмодернизма, коренных сломов человеческой культуры, умиранию некоторых видов культуры, в том числе классической музыки. А если вспомнить известную фразу, что архитектура – это застывшая музыка, то напрашивается вывод и о...