Тенденции развития современного храмоздательства в России

В докладе представителя Финансово-Хозяйственного Управления РПЦ, ответственного за современное храмоздательство, на молодежной конференции в рамках Рождественских чтений 2019 г. в Московском Архитектурном институте были сказаны две фразы, на которые хочется сделать следующие замечания.
1. «… в последние годы вновь зазвучала тема поиска современного облика православного храма. И именно сейчас нам особенно нужны новые взгляды, новые идеи, новые проекты. Создавая новые проекты, важно находить баланс между старым и новым, традицией и современностью, используя исторический опыт.
2. Что мы сейчас с вами оставим, то пребудет в веках! Потому что храмы – это не дома, при Хрущеве построенные, которые через 50 лет сносят. Это на 500 лет, как минимум. Мы должны верить, что это на века».

Итак, первой темой является поиск современного облика православного храма, основанного на традиции и современности.
Однако, если посмотреть на сайте ФХУ, по каким проектам сегодня строятся московские храмы, то можно увидеть, что ни о каком современном облике православного храма говорить не приходится. Это, как правило, бесконечное повторение одних и тех же мотивов, взятых из арсенала прошлых эпох, огромные макеты исторических аналогов.

Храм свв.Кирилла и Мефодия при МГУ

 

 

Храм муч.Анатолия и Протолеона в Марьине

 

 

 

Храм иконы Божией Матери Скоропослушница в Зеленограде

 

 

 

Чтобы выйти из сложившегося тупика бездумного повторения исторического опыта, следовало бы подумать о том, каковы сейчас общие тенденции развития культуры, искусства, в том числе церковного искусства и архитектуры?

Известный философ, композитор Владимир Мартынов говорит, что мы живем в эпоху постмодернизма, коренных сломов человеческой культуры, умиранию некоторых видов культуры, в том числе классической музыки. А если вспомнить известную фразу, что архитектура – это застывшая музыка, то напрашивается вывод и о умирании архитектуры, что мы реально видим в окружающем нас пространстве, в том числе в бесплодных попытках возродить искусство храмоздания.
В своей книге «Казус Vita Nova» он пишет: «Я утверждаю, что на смену нашему современному искусству должно прийти нечто большее, чем просто новое искусство, — должно прийти новое сакральное пространство. Понятие сакрального пространства включает в себя и позитивность, и классичность, и народность, но оно подразумевает и нечто другое — оно подразумевает совершенно новые взаимоотношения человека с реальностью….».
Каково должно быть это созидаемое храмовой архитектурой сакральное пространство – вот вопрос, который следовало бы ставить перед храмоздателями, в том числе перед студентами. Думается, что сакральное пространство может получиться не путем использования архитектурных элементов, взятых из прошлого, что обеспечивает лишь внешнюю узнаваемость православного храма. Оно может получиться и в современном по формам и материалам здании храма, сохранившем основные символические смыслы постройки.

 

 

Свято-Троицкий собор в Париже

 

Греция. Храм NeosKosmos в Афинах

 

 

 

 

 

Храм свв. Константина и Елены в Калифорнии (США)

 

 

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Львове

 

 

 

 

Вторая тема – будущность построенных храмов. Кому они будут служить через какие-то 30-50 лет?
По мнению председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской православной церкви (РПЦ) протоиерея Дмитрия Смирнова: «Низкая рождаемость в семьях представителей славянских народов Российской Федерации и высокая рождаемость в семьях кавказцев неизбежно приведут к тому, что русские в России закончатся уже в 2050 году. А их место займут носители исламской культуры».
Выступая на научно-практической конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее» в Госдуме, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин сказал, что через полтора десятка лет треть населения России будут составлять мусульмане.
Наглядный пример этнического аспекта демографического кризиса: в настоящее время треть всех рождений в Москве приходится на мигрантов, что приведёт к изменению этно-конфессиональной структуры населения Москвы в ближайшем будущем.
Решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности. Но при существующей системе государственного управления это практически не реализуемо. Поэтому со всей серьезностью осознавая сложившуюся ситуацию, надо думать о том, какие храмы мы должны сегодня строить, чтобы просветить Христовой верой хотя бы то «малое стадо», которое в состоянии это сегодня воспринять.
Думается, что пришло время понять, что сейчас нужны не великолепие и величина храма, а их массовость и доступность для любого населенного места проживания потенциально православных людей России. Тем более, что такая задача уже была поставлена Патриархом.
При отсутствии резерва времени и реальных источников финансирования, нужны проекты быстровозводимых и низкобюджетных храмов для массового строительства в малых населенных пунктах. Вот конкретная задача для современных храмоздателей. Сегодня нужно не мечтать о возрождении храмовой архитектуры, а делать дело, направленное на проповедь Православия. Вспомним Византию, и что стало с их храмами.


Сан-Диего. Церковь Николая Чудотворца

 

 

 

 

Свято-Покровский храм в Buena-2

 

 

 

 

 

Автором сделан проект малобюджетного храма для сельского поселения, где, как правило, существуют такие проблемы, как отсутствие учреждений внешкольного образования и досуга молодежи, а также полноценного источника финансирования строительства храмового комплекса с подобными учреждениями.
В целях максимального сокращения затрат на строительство, проектом предусматривается совмещение в одном объеме храма и необходимого минимума вспомогательных помещений для внешкольных занятий детей. Это практически домовый храм при детском центре духовно-нравственного воспитания. Однако, храм может функционировать и как приходской при сельском поселении и вмещать в праздники свыше 100 человек при использовании рекреаций вокруг центрального помещения собственно храма с размерами всего 6х6 м.