Храмостроительство в России эпохи Петра I

К 350-летию со дня рождения императора Петра I

В ХVІІІ веке в истории России произошли такие собы­тия, в результате которых стало невозможным продолжение в храмостроительстве канонической традиции. Это, прежде все­го, упразднение патриаршества, перенос столицы из Моск­вы в Санкт–Петербург и вся совокупность петровских ре­форм, превративших Православное царство в секулярную империю. Когда Православ­ное царство перестало быть исторической реальностью, то стало невозможным живое функционирование канонического храмового зодчества, осуществляемого в древнерусской храмостроительной системе. Вот почему в XVIII веке древнерусская храмостроительная система практи­чески полностью прекратила своё существование, уступая ме­сто новому архитектурному принципу, который определялся как принцип свободного формотворчества в условиях следования господствующему архитектурному стилю.

Реформа Петра I в плане государственном захватывает и Церковь. С учреждением Синода она включается в систему государственного управления. Новое искусство становится в течение синодального периода выразителем официальной церковности под опекой государства. Рационалистическая струя все более и более проникает в сознание людей, стирает грань между православным и инославным искусством.

В начале ХVІІІ века строительство сосредотачивается в основном в новой столице России - Санкт–Петербурге, где в 1709 году учреждается «Канцелярия от строений», ведавшая всеми вопросами строительства. Петром І были приглашены опытные архитекторы из западных стран, а также отправлены за границу на обучение способные молодые люди, зачастую далёкие от жизни Русской Православной Церкви. В результате в архитектуру русских храмов той поры были привнесены многие черты, характерные для барочных церквей католического и протестантского Запада, определившие стиль, называемый в светском искусствоведении «петровским барокко».

Если прибывший из Италии в XVI веке Аристотель Фиорованти сначала изучал сам русскую национальную владимиро-суздальскую архитектуру, прежде чем приступить к строительству Успенского собора в московском Кремле, то Доменико Трезини приехал в Петербург учить русских мастеров западным приёмам архитектуры.

Хотя «новый манир» построек был для современников очевиден, он не воспринимался как коренная ломка русской православной традиции. Композиционно такие церкви напоминали посадские храмы конца XVII века, устроенные «кораблём», с расположением высокой колокольни, низкой трапезной и центрического одноглавого храма по оси запад – восток.

  В дальнейшем ходе развития русской храмовой архитектуры эта схема не получила широкого применения из–за ассоциации с «латинством». Поэтому петербургские церкви 30-х гг. XVIII века (святых Симеона и Анны, арх. М. Г. Земцов (1731–1734 гг.), святого Пантелеимона, арх. И.К. Коробов (1735–1739 гг.) по сравнению с Петропавловским собором сократились по продольной оси, вернувшись к традиционной схеме шести-или восьмистолпного храма (хотя конструктивно они не являются крестово–купольными).

Привычными для храмового зодчества этого времени стали и опробованные в конце XVII века восьмигранные объёмы, легко принимающие на себя новый барочный декор.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы (1690 г. - 1699 г. строительство храма, 1704 г. освящение храма).

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Строительство храма было закончено к 1699 г., однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). В феврале 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей.

Петропавловский собор в Петербурге (1703-1733)

Храм, посвящённый небесным покровителям государя (свв. ап. Петру и Павлу), замышлялся как главный собор будущего города. Петропавловский собор стал одной из первых построек в стиле барокко в Петербурге, и сыграл роль главного образца этого стиля.

Архитектура собора по своему характеру близка лютеранским храмам с расположенной на переднем плане башней – колокольней, увенчанной высоким шпилем.

В проекте Петропавловского собора Трезини использовал как основополагающие архитектурные мотивы колоколен церкви святого Николая в Копенгагене и церкви Святого Петра в Риге.

Соединив итальянскую и североевропейскую традицию, Трезини создал новый, но вполне гармоничный архитектурный образ. У Петропавловского собора нет богатой и пышной лепнины, вместо неё здесь выступают скромные пилястры и треугольные сандрики - черты, навеянные классической архитектурой.

Церковь Архангела Гавриила в Москве (1707)

Церковь Архангела Гавриила по давней традиции москвичи именуют Меншиковой башней, из-за того, что она стояла во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д.Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами себе усадьбу. Купив усадьбу, Меншиков пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке также принимали участие такие известные архитекторы, как Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.

По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Он состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 метра. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

Сампсониевский собор в Петербурге (1720-1740)

Хорошим примером петровского барокко можно назвать Сампсониевский собор в Петербурге. Он был построен в 1720-1740 годах архитектором Пьетро Трезини.

В храме отчетливо прослеживается основная идея петровского барокко - чёткая композиционность, строгое соблюдение симметрии, а также использование черт классической архитектуры вроде пилястр, лопаток, волют и т.д.

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице в Москве (1728)

Строительство церкви началось, по-видимому, архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку», но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 года «О запрещении каменного строительства в Москве». Завершено строительство под руководством архитектора И. Ф. Мичурина.

Церковь принадлежит к немногочисленной в Москве группе памятников раннего барокко, тяготеющего к западноевропейским формам. Здание представляет собой храм типа восьмерик на четверике с симметрично примыкающими к нему с востока и запада равновеликими трапециевидными в плане апсидой и притвором. Крупный восьмерик с зауженными диагональными гранями перекрыт сомкнутым сводом, несущим гранёный барабан, увенчанный невысоким шпилем.

Фасады украшали лишь профилированные белокаменные карнизы и пилястры.

Церковь святого Пантелеймона в Петербурге (1735-1739)

Церковь святого Пантелеймона (архитектор И.К.Коробов). является ярким примером переходного стиля: в ней всё ещё остаются явные черты петровского барокко (строгая симметрия, плоские пилястры и лопатки и иные характерные композиционные черты), однако строгость этого здания компенсируется обилием плавных линий и увеличением количества декоративных украшений. Подобные изменения в архитектуре были связаны как со смертью Петра, так и с естественным проникновением новых для России веяний стиля барокко.