Экспертная оценка объектов храмоздательства

Экспертиза проектов храмов осуществляется как государственными, так и церковными органами экспертизы. Экспертная оценка объектов храмоздательства осуществляется как в случае рассмотрения одиночных проектов, так и при выборе лучшего проекта из числа, представленных на конкурс.

Государственная экспертиза проектной документации

Государственная экспертиза проектной документации осуществляется на основе ст. 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Кодекс). Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Согласно п.2 Кодекса экспертиза может не проводиться в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров. Эти характеристики совпадают с большинством приходских православных храмов.

Отправлять или не отправлять проект на государственную экспертизу решает заказчик. Экспертиза может не проводиться и в случае применения повторно используемой проектной документации или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности.

Церковная экспертиза

Для осуществления церковной экспертизы проектной документации в ряде епархий существуют постоянно действующие экспертные советы и комиссии. Их основными функциями являются: контрольная (согласование проектов), инспекторская (надзор за осуществлением архитектурных проектов, а также художественных и реставрационных работ), консультативная (помощь архитекторам и художникам в процессе их труда), информационная (сбор данных об осуществляемых работах).

Так, например, в 1997 г. при Минском епархиальном управлении Белорусского экзархата был создан Архитектурно-художественного совет из представителей духовенства, госучреждений, творческих союзов, болеющих за рост духовного и профессионального уровня произведений православной архитектуры и искусства. В 1998 г. была образована искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете г. Москвы. В 2000 г. была организована Санкт-Петербургская Епархиальная комиссия по архитектурно-художественным вопросам. В Московской областной епархии с 2007 г. существует Консультативно-экспертный совет  при Епархиальном отделе по реставрации и строительству, без заключения которого правящий архиерей проект не благословляет. Эксперты, в основном, следят за выполнением нормативных и церковных требований к храму, оставляя стилистический аспект на усмотрение автора проекта.

В 2007 г. в Киеве был создан Синодальный отдел по архитектуре, строительству и охране памятников церковной архитектуры. Деятельность Синодального отдела направлена на возрождение и развитие канонических традиций церковной архитектуры, иконописи, церковных декоративно-прикладных искусств, усовершенствование практики проектирования, строительства, реставрации и художественного оформления православных храмов, а также охрану памятников церковной архитектуры. При отделе организована и работает творческая архитектурная мастерская.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 г. было принято решение учредить Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации в целях упорядочивания системы экспертной оценки искусствоведческих, архитектурных и реставрационных проектов общецерковного масштаба. Председателем Экспертного совета был назначен протоиерей Леонид Калинин, епархиальный древлехранитель епархии города Москвы. В задачу Экспертного совета входит и разработка документов по вопросам совершенствования дел в области церковных искусств для рассмотрения их Священным Синодом.

Синод рекомендовал также архиерейским советам митрополий создавать с целью повышения качества экспертизы проектов епархиального значения в области церковного искусства, архитектуры и реставрации общие для всех епархий каждой митрополии экспертные советы (при архиерейских советах митрополий).

При проведении конкурсов на объекты храмоздательства их оценка осуществляется членами жюри конкурса, которые привлекаются его устроителями. Ввиду определенных правил представительства в жюри различных специалистов, случается, что собственно профессионалов храмоздательства набирается меньшинство, и решение о победителе принимается вовсе не специалистами. Притом у каждого члена жюри имеются свои представления о том, каким должен быть современный храм, и часто согласия между ними нет. Проблемы с единым подходом к оценке архитектурно-строительного решения храма диктуются отсутствием общепринятых критериев оценки, понятных для любого члена жюри, вне зависимости от того, является ли он профессиональным храмоздателем или нет.

Предлагаемые критерии оценки архитектурных решений

Автором предпринята попытка создания единых критериев оценки архитектурных решений православных храмов. Оценка производится по основным характеристикам таких решений, как они обычно представлены в проекте, включающим как общие архитектурные критерии, так и специфические для храмового зодчества, такие, например, как символика архитектурных форм.

Перечень критериев сопровожден комментариями, более полно раскрывающими их смысл:

  1. Правильность градостроительного размещения храма в окружающей среде, в том числе доминантность, условия восприятия, доступность, ориентация по странам света.

Храм должен располагаться, по возможности, в лучшем месте населенного пункта (центральная площадь, парк, в створе главной улицы), а не по остаточному принципу среди унылой застройки или вблизи с торговым центром. Его доминантность и привлекательность в условиях размещения среди крупных жилых и общественных зданий могут быть обеспечены богатой пластикой формы, использованием цвета и монументального искусства. Размещение храма должно иметь пешеходную доступность от жилой застройки, а также обеспеченность общественным транспортом. Ориентация храма по странам света может быть не строго по оси запад-восток, а учитывать особенности его градостроительного размещения в застройке.

  1. Правильность организации территории храма: зонирование, благоустройство; при наличии вспомогательных зданий и сооружений - их связь с храмом, возможность строительства очередями.

Размещение храма и других сооружений храмового комплекса должно обеспечивать главенствующую роль храма при его восприятии с направлений подходов и подъездов, удобные функциональные связи между отдельными зданиями, наличие всех необходимых вспомогательных сооружений (дренажный колодец, печь для сжигания записок и т.д.). Проект застройки территории должен учитывать возможность будущего строительства дополнительных зданий и сооружений в ходе развития жизни прихода.

  1. Учет связи объемно-планировочного решения храма с современными условиями церковной жизни, соблюдение норм и правил, экономичность объемно-планировочного решения.

Объемно-планировочное решение должно не только соответствовать требованиям православного богослужения, но и учитывать современные условия церковной жизни, в том числе наличие необходимых вспомогательных помещений технического характера, ухода за ребенком, гардеробной верхней одежды, церковной лавки.

Объемно-планировочное решение должно предусматривать соблюдение государственных стандартов по обеспечению доступности и безопасности пребывания в храме и вспомогательных зданиях храмового комплекса.

Экономичность строительства может быть достигнута через рациональное использование объема храма, возможность строительства очередями, использование котлована для организации цокольного этажа, отсутствие механической вентиляции, лифтов и др. 

  1. Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся, обеспечение эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы.

Архитектурно-строительное решение храма должно обеспечивать оптимальные условия температурно-влажностного режима для комфортного пребывания прихожан, удобство и экономичность его эксплуатации, включая техническое обслуживание и уборку. Особое внимание необходимо уделить акустике храма, распространению слышимого и разборчивого звука в любое место пребывания молящихся и священнослужителей.

Размещение и архитектурное решение звонницы должно обеспечивать удобство доступа к ней и беспрепятственное распространение звука.

  1. Выбор конструктивного решения, обеспечивающего поставленную задачу организации внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания.

Если поставлена задача организации обширного внутреннего пространства храма с хорошей обозримостью богослужения в любой его точке, то решить ее можно с использованием монолитной конструкции бесстолпного покрытия. Экономичность и быстровозводимость храма достигается с использованием монолитного бетона в покрытии и внутренних несущих конструкциях.

Нежелательно использование многослойной конструкции наружных стен с внутренним слоем утеплителя, что характерно для гражданского строительства зданий, рассчитанных на ограниченный срок эксплуатации. 

  1. Символическая наполненность устройства, форм и деталей в соответствии с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме.

Обще архитектурное решение храма, его внешний облик и интерьер, отдельные формы и детали должны отражать символику храма и богослужения, как она трактуется в святоотеческих писаниях и опыте Церкви. Ничто из составляющих архитектурного решения храма не должно быть применено просто ради эстетики, а должно быть наполнено богословски осмысленным содержанием. Это объясняет устойчивую традиционность применяемых композиционных приемов и средств выразительности в православном храмоздательстве, богословие и богослужение которого неизменно в любую эпоху.

Следует обратить внимание на организацию светопроемов, полагая, что свет в храме существует не просто для освещения внутреннего пространства, а символизирует собой божественный свет Христа, идущий с небес. Именно поэтому с древности свет поступал в храм в основном из светопроемов барабана главы и небольших проемов в верхней зоне храма.

  1. Композиционные достоинства и недостатки объемно-планировочного решения:

Данный критерий отражает профессиональную осведомленность автора проекта в законах построения архитектурной композиции и особенностей храмоздательства, в том числе:

      отражение в объемной композиции и внешнем облике храма особенностей его функции и размещения в окружающей среде;

      соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству;

      размещение светопроемов в стенах, обеспечивающее расположение монументальных росписей и икон в нижней зоне храма;

      иерархичность в сочетании объемов и размещении декоративного убранства;

      симметрия - в главном и асимметрия - в деталях;

      пропорциональность целого и частей;

      осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;

      простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д. 

  1. Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего

Благолепие храма достигается при использовании следующих приемов:

      синтез искусств (монументальная роспись, мозаика, художественное литье и ковка, резьба иконостаса и киотов и пр.);

      использование лучших и натуральных материалов, отказ от использования заменителей и имитации, в том числе нитридтитана взамен позолоты;

      вложение большого труда, благоукрашение драгоценными материалами (например, ручная резка белого камня, а не каменное литье);

      выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма, новизна и привлекательность художественного решения (особое внимание следует обратить на выразительность решения входного портала, который встречает входящего в Дом Божий). 

  1. Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции.

Этот критерий отражает принадлежность храмовой архитектуры вселенской православной традиции, а не только национальной, хотя критерий узнаваемости именно русского православного храма имеет большое значение.

  1. Наличие развития, обновления языка архитектуры храма при сохранении основных характеристик и смелости нововведений.

Приверженность традиции не означает механического повторения архитектурных решений прошлого. Сама традиция дает нам пример непрерывного и смелого поиска нового, созвучного эпохе. Нововведения не должны стать самоцелью, а вытекать из естественных условий существования Церкви в новых условиях окружающей жизни, технических возможностей строительства, но не подделываясь под нее, а избирая то, что соответствует современным требованиям Церкви.

Оценка архитектурного решения может быть осуществлена по сумме баллов каждой позиции, оцениваемой в пределах от 1 до 5. Тогда выбор лучшего проекта осуществляется по максимальному количеству набранных баллов. В случае одинакового количества баллов, судьбу выбора проекта определяет голосование членов экспертной комиссии (жюри конкурса).

Ориентиры для проектировщиков и заказчиков

Данные критерии могут быть полезны проектировщикам и заказчикам, для которых они могут быть ориентирами для оценки проектных решений перед представлением проекта на экспертизу (как на епархиальном, так и государственном уровне).

Перечень критериев для оценки проектных решений храмов учитывает архитектурные, инженерные аспекты и экономичность.

Архитектурные решения

  1. Соответствие архитектурного решения православной, национальной и региональной традиции.
  2. Соответствие архитектурно˗планировочного решения условиям совершения богослужений, удобству прихожан и клира, в т.ч.:

      наличие всех необходимых помещений для богослужебной жизни и их оптимальные размеры;

       обеспечение доступа, безопасного пребывания и эвакуации для прихожан и церковнослужителей    .

  1. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме.
  2. Выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма, новизна и привлекательность художественного решения.
  3. Выражение величия и красоты храма Божьего через использование средств художественной выразительности, синтез церковных искусств, благоукрашение натуральными материалами.
  4. Наличие в храмовом комплексе вспомогательных зданий и сооружений, обеспечивающих полноценную приходскую жизнь храма.
  5. Благоустройство храмовой территории.

Инженерные решения

  1. Соответствие конструктивного решения храма требованиям долговечности и безопасности.
  2. Обеспечение инженерными системами комфортных условий пребывания в храме людей и сохранности элементов убранства храма.

Экономичность решения

  1. Выбор оптимальных габаритов отдельных частей и элементов храма, обеспечивающих экономичность эксплуатации.
  2. Применение экономичных конструктивных решений и материалов, не снижающих качественные характеристики.
  3. Выбор необходимых и достаточных средств обеспечения комфортных условий пребывания людей и сохранности элементов убранства храма.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *