Традиция и новаторство во внешнем облике православного храма

Почему только внешний облик? Ведь самым важным в храме является его внутренний вид, интерьер, в котором совершается богослужение, ради которого и строится храм. И все же поговорим о внешнем облике храма, по которому он узнается еще издалека, привлекая внимание своим видом, так не похожим на окружающие здания. По пословице: «встречай по одежке, а провожай по уму» можно сказать и о внешнем облике храма, который нас первым встречает при приближении к храму. Безусловно, внешний облик храма должен соответствовать всему тому, что заключено в самом храме, то есть уму. А как на самом деле, в современной практике храмоздательства? Насколько полно сегодня осуществляется соответствие внутреннего содержания храма его внешнему облику? В древнерусском храме это соответствие было полным. Все соответствовало как внутренней структуре здания храма, так и происходящему в нем богослужению через символику архитектурных форм. Не было ни одной случайно выбранной детали по прихоти мастера – все было подчинено смыслу храма, как его понимали Святые Отцы Церкви. Попробуем с этих позиций рассмотреть некоторые характерные примеры из современной практике храмоздательства, в которых сделана попытка некоторого отрыва от канонической традиции в целях «осовременивания» храмовой архитектуры. 1 Основа архитектурной композиции православного храма Архитектура православного храма символикой архитектурных форм отражающая неизменное христианское учение, чрезвычайно стабильна и традиционна в своей канонической основе. Некоторые отличия в храмовой архитектуре, наблюдаемые в разных странах, исповедующих православие, определяются климатическими условиями, историческими условиями развития, национальными предпочтениями и национальной традицией, связанными с особенностями народного характера. Однако все эти различия не затрагивают основу архитектурного формообразования православного храма, так как в любой стране и в любую эпоху догматика православия и богослужение, ради которого строится храм, остаются неизменными. Сегодня под «каноничностью» часто подразумевается механическое выполнение каких-то обязательных...

Храмы памяти святой преподобномученицы Елисаветы

  18 июля 2018 года отмечается 100-летие кончины, а 11 октября обретения мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы (28.IX 1918) В этой публикации мы расскажем о храмах, связанных с  памятью святой преподобномученицы Елисаветы Великая Княгиня Елизавета Феодоровна родилась в благочестивой семье от брака Великого Герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Принцесса Алиса сумела внушить своим детям любовь к ближним. Дети, как и родители, с ранних лет постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома инвалидов. В 1884 году принцесса Элла вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, сына русского императора Александра II, и стала великой княгиней. Ее сестра принцесса Алиса спустя десять лет вышла замуж за русского императора Николая II и стала русской императрицей Александрой Федоровной. Решение построить церковь в Дармштадте было вызвано желанием Николая II и Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской) иметь возможность посещать православный храм во время пребывания в родном городе императрицы. Закладка постоянного храма совершена была 4 (16) октября 1897 года в присутствии императорской и герцогской семей. В основание церкви была привезена земля, собранная в нескольких губерниях Российской империи. Храм был построен на личные средства императорской семьи. Автором проекта является архитектор Л. Н. Бенуа; строительство велось под непосредственным руководством архитектора Густава Якоби, а затем его помощника — Фридриха Оллериха. 26 сентября (8 октября) 1899 года церковь была освящена во имя святой Равноапостольной Марии Магдалины. Однако внутренняя отделка храма продолжалась до октября 1903 года. В основном проведение служб было связано с визитами царской семьи и празднованием дней памяти их святых покровителей, а также храмового праздника. В качестве супруги генерал-губернатора Елизавета Федоровна организовала в 1892 году Елисаветинское благотворительное общество. Елисаветинские комитеты были основаны при всех...

Оценка архитектурных решений православных храмов Сербии

Наличие в епархиях Комиссий по храмоздательству, а также организация общецерковного Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации,  ставит задачу создания единого подхода экспертов к оценке произведений современной храмовой архитектуры. В свою очередь, опыт проведения конкурсов на проекты и постройки современных православных храмов показал значительный разброс мнений членов жюри при отборе лучших работ, представленных на конкурс, ввиду отсутствия единых критериев отбора и использование лишь личных предпочтений. Здесь предпринята  попытка создания единых критериев оценки архитектурных решений православных храмов. и их апробация на примере нескольких образцов современной храмовой архитектуры Сербии. Оценка производится по основным характеристикам архитектурных решений, как они обычно представлены в проекте, и включающим как общие архитектурные критерии, так и специфические для храмового зодчества, такие, например, как символика архитектурных форм. Позиции оценки архитектурного решения 1 Правильность градостроительного размещения храма в окружающей среде, в т.ч. доминантность, условия восприятия, доступность, ориентация по странам света. 2 Правильность организации территории храма: зонирование, благоустройство; при наличии вспомогательных зданий и сооружений - их связь с храмом; возможность строительства очередями. 3 Учет современных условий церковной жизни в объемно-планировочном решении храма, соблюдение норм и правил, экономичность ОПР. 4 Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся и эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы. 5 Выбор конструктивного решения, обеспечивающего поставленную задачу организации внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания. 6 Символическая наполненность устройства, форм и деталей храма в соответствии с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме. 7 Композиционные достоинства и недостатки объемно-планировочного решения. 8 Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего. 9 Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной...

Анализ архитектуры храма Сергия Радонежского на Ходынке

Год назад был освящен новый храм столицы – в честь преп. Сергия Радонежского на Ходынском поле, возведенный в рамках Программы московского храмостроительства. Еще в период проектирования, когда появились первые изображения будущего храма, его необычная архитектура вызывала много вопросов.           Она не похожа на привычную архитектуру русских храмов ни одного из прошлых периодов тысячелетней истории русского храмоздательства. Принадлежность сооружения православному храму выдают лишь пять глав на скатной кровле.     Северный фасад, прорезанный тремя рядами щелевидных окон с чередованием квадратных окон, сдвинутых, как это бывает в жилых домах, на лестничных клетках и лишенный какого-либо декора никак не вяжется с традиционным видом стены храма. И действительно, это фасад пристроенных к храму помещений вспомогательного назначения, которые обычно присутствуют в отдельно стоящем здании причтового дома. Но и другие фасады лишены традиционных деталей, отражающих как внутреннюю структуру храма и его деление на символически обусловленные отдельные зоны, так и создающих необходимое благолепие Дому Божиему.    Войдя внутрь храма, находим в интерьере ряд нововведений в традиционной по сути структуре крестово-купольного храма. Обычные в традиционном храме столпы, заменены на четырехопорные структуры, что создает вместо освобождения пространства храма, его загромождение множеством опорных конструкций. Кроме того, средняя по высоте зона храма перегорожена выступающими в пространстве опор узкими антресолями неизвестного назначения. Перед иконостасом также оказываются опоры четырехпалых столбов, мешающих его восприятию.       Сам иконостас представляет собой расчлененную на отдельные ячейки глухую стенку без всякого декора обрамлений икон. Такой аскетизм иконостаса не соответствует традиционному благоукрашению, свидетельствующему о находящейся за ним священной области алтаря как воплощения рая с Престолом Царя Небесного.        На уровне третьего этажа пристроенных вспомогательных помещений их коридор зачем то объединен с храмом открытыми проемами, которых не должно быть как по противопожарным...

Благолепие и экономика в современном храмоздательстве

Предлагаем вниманию читателей разговор о двух необходимых сторонах храмоздательства – создание благолепия храма и экономичность принимаемых решений. В данной публикации даются рекомендации по рациональным архитектурно-строительным решениям современных приходских храмов, которые не противоречат задаче создания необходимого благолепия храма. Православный храм – место молитвенного предстояния перед Богом, образ дома Божьего, преображенной Вселенной, Царства Небесного, а также человека, созданного по образу и подобию Божию. Вселенная и человек – микрокосмос созданы Творцом не только прекрасными, но и рационально-целесообразными, где нет ничего лишнего и красота заключается, прежде всего, в гармонии частей и целого. То же должно быть и в архитектуре храма. Благолепие должно сочетаться с рациональностью и экономичностью архитектурно-строительных решений и элементов убранства храма. Высокое назначения храма обязывает храмоздателей относится к созданию храма с максимальной ответственность, использовать все самое лучшее, чем располагает современная строительная практика, все лучшее из средств художественной выразительности, однако эта задача должна решаться в каждом конкретном случае по своему, помятуя слова Спасителя о драгоценности и двух лепт, принесенных от всего сердца. Задача экономичности в храмоздательстве должна решаться на всех уровнях: от стадии предпроектных решений до окончательной отделки и элементов убранства храма. На начальной стадии проектирования необходимо предусмотреть перспективное развитие храмового комплекса, строительство которого целесообразно разбить на несколько этапов. На первом этапе может быть построен небольшой храм-часовня, который впоследствии может быть использован в составе храмового комплекса как крестильный или водосвятный. Далее может быть построен церковно-причтовый дом и начаться строительство основного храма. Впоследствии храмовый комплекс может быть дополнен зданиями иного назначения в соответствии с задачами прихода. Составляя заранее генеральный план всего комплекса с учетом перспективного строительства, мы заранее учтем, как проложить по отведенной территории инженерные коммуникации, чтобы их впоследствии не пришлось перекладывать, а...

Архитектурное решение современного православного храма, отвечающее критериям оценки качества

    Проектируя современный православный храм, следует ориентироваться на предложенные автором принципы архитектурной композиции храма и критерии оценки качества архитектурного решения. Вот они: 1     Учет современных условий церковной жизни в объемно-планировочном решении храма, соблюдение норм и правил, экономичность ОПР. 2     Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся (в т.ч. детей) и эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы. 3     Выбор конструктивного решения, обеспечивающего поставленную задачу организации внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания при видимости вложенного труда и применении натуральных материалов. 4     Символическая наполненность устройства, форм и деталей храма в соответствии с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме. 5     Композиционные достоинства объемно-планировочного решения. В том числе: - отражение в объемной композиции и внешнем облике храма особенностей его функции и размещения в окружающей среде; - соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству; - размещение светопроемов в стенах, обеспечивающее размещение монументальных росписей и икон в нижней зоне храма; - иерархичность в сочетании объемов и размещении декоративного убранства (нарастание насыщенности декора по высоте); - симметрия в главном и ассиметрия в деталях, создающая живую архитектуру, подобие Природы; - пропорциональность целого и частей; - осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх; - простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д. 6     Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего. Использование лучших материалов, вложение большого труда. 7     Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции. 8     Наличие развития, обновления языка архитектуры, смелости нововведений при сохранении основных характеристик православного храма. Ориентируясь на эти характеристики, попробуем начать...

Храм Божий в деле спасения человека

  Вспомним, как излагает сотворение мира Библия. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1.1.). Под «небом» может подразумеваться ангельский мир, созданный Богом до создания материального мира, т.е. «земли». Материальный мир создавался для конечной цели Божьего промысла – помещение человека, созданного по Его Образу. Бог определил человеку великое предназначение – быть венцом всей твари и жить в раю. Господь Сам являлся Адаму в раю и беседовал с ним. В духовном смысле для первых людей, созданных Богом, рай, в котором они пребывали, был для них храмом Божиим, где они могли общаться с Богом, где Бог являлся людям, как отец детям. В райском состоянии человечества люди и вся земля входили в Царство Божие, где не было противоречия между небом и землёй, Богом и человеком. Рай прообразовал наши христианские храмы, в которых мы общаемся с Богом, обращаясь к Нему с молитвой. Грехопадение разобщило человека с Богом, порвало связь, соединяющую небесное и земное, разрушило устроенное на земле Царство Божие. Человек был изгнан из рая на землю, но Бог не забыл созданного по Его образу человека и в сердце человека не исчезла потребность в молитвенном обращении к Богу. Таким образом, общение между небом и землёй, хотя бы частичное, не прерывалось в течение всей истории человечества. . Обращаясь с сознанием своей греховности и виновности к Богу, люди для жертвоприношений собирались на местах, которые чем-либо располагали к молитве. Такими местами были возвышенности, на которых человек представлял себя как бы стоящим ближе к Богу, или дубравы, где поднимающиеся ввысь деревья возводили мысль человека к небу как месту преимущественного пребывания Бога. Однако не все люди сохранили веру в Единого Бога. В Священном Писании говорится о том, что...

Собор Святых храмоздателей

Активное храмостроительство, осуществляемое Русской Православной Церковью, побуждает желание храмоздателей иметь своих небесных молитвенных помошников. Идея учреждения дня памяти Собора Святых храмоздателей принадлежит протоиерею Константину Островскому – настоятелю Успенского храма города Красногорска, председателю Епархиального отдела по реставрации и строительству. Почитание святых является догматом Православной Церкви. Оно выражается в молитвенном призывании их на помощь, как наших ходатаев, заступников и молитвенников пред Богом. Для православного христианина святые — не столько посредники между ним и Богом, но и сама их жизнь служит высоким нравственным примером. Кроме того, в Церкви распространено почитание не только отдельных святых, но и групп святых. Существует в Церкви и почитание святых – покровителей отдельных профессий. Так, например, святые Флор и Лавр издавна считаются покровителями животных и скотоводов, изображаясь на иконах с лошадьми (хотя в земной жизни по профессии они были камнетесами). Активное храмостроительство, осуществляемое Русской Православной Церковью, побуждает желание храмоздателей иметь своих небесных заступников и молитвенников пред Богом. Идея учреждения дня памяти Собора Святых храмоздателей принадлежит протоиерею Константину Островскому – настоятелю Успенского храма города Красногорска, председателю Епархиального отдела по реставрации и строительству. Им было инициировано написание иконы Собора Святых храмоздателей. Консультантом по иконографии была искусствовед Ирина Константиновна Языкова – член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, доцент Библейско-богословского института им. Св. Андрея Первозванного. Икона содержит изображения храмоздателей ветхозаветного и новозаветного периодов, окружающих Богоматерь с Младенцем на фоне православного храма. Вверху образ осеняет изображение Христа Спасителя, как Бога-творца Вселенной. Понятие о Боге как о Великом Архитекторе Вселенной часто упоминалось в христианстве. Христианский теолог Фома Аквинский полагал, что существует Архитектор Вселенной, как первопричина, что и является Богом. Во время скитаний израильтян в пустыне после Исхода из Египта Моисей назначил Веселеила главой мастеров, создавших Скинию,...

 ПРЕБЫВАНИЕ В ХРАМЕ ДЕТЕЙ. АРХИТЕКТУРНЫЙ АСПЕКТ

С проблемой пребывания в храме детей сталкивается каждый родитель, да и служащий священник. В храме детям часто бывает душно и жарко, особенно в зимнее время, когда дети укутаны в шубы, варежки и прочее, а раздеть детей негде. Мамам с грудными младенцами негде бывает покормить или перепеленать ребенка. Детям, стоящим с родителями в толпе прихожан из-за малого роста ничего на видно, что происходит во время богослужения, поэтому они ноют, бродят по храму или стремятся выйти на улицу, где им также нечем заняться. В старых храмах это всегда проблема, но во вновь проектируемых следует учитывать эти недостатки и сделать все для удобства пребывания детей в храме, чтобы оно стало радостным, а не обременительным. Первое, что должно быть предусмотрено в планировочном отношении, это наличие всех необходимых вспомогательных помещений во входной зоне притвора: гардероба с вешалками для верхней одежды, комнаты матери и ребенка, оборудованной пеленальным столом и умывальником. Для пребывания детей во время богослужения целесообразно устраивать в западной части храма антресоль, с которой детям сверху будет видно все, что происходит в храме. Так сделано, например, в храме Воскресения на Бутовском полигоне. Удобна планировочная структура храма с окружающим его гульбищем, где дети могут вести себя более свободно и не мешать службе, проходящей в центральном объеме храма. Если возраст детей не позволяет им отстоять всю службу в храме, то должно быть обеспечено их пребывание с родителями на прихрамовой территории, оборудованной детской площадкой и трансляцией службы. В выходные дни многие дети, как правило, посещают воскресную школу при храме. Если нет соответствующих помещений, то занятия проводят непосредственно в храме после службы, но это бывает вынужденное решение.  В храме, предназначенном для молитвы, не должно быть ничего другого. Поэтому...

Храмы-памятники безвинно убиенным

В 2018 году отмечаются памятные даты: 150 лет – со дня рождения страстотерпца царя Николая, Императора Всероссийского (6.V 1868) 100 лет – преставления священномученика Владимира, митрополита Киевского (25.I 1918) – преставления страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (4.VII 1918) – и всех новомучеников Церкви Русской, пострадавших в 1918 году. В память о невинных страдальцах на Руси традиционно строились памятные храмы, часовни, монументы. Храмы, построенные на месте мученической гибели людей, издавна получили название «на крови». Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал киевский храм Успения Божьей Матери (Десятинная церковь – 996 год). Святой князь Владимир на месте убиения первых мучеников на Руси варягов Феодора и Иоанна «задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты». Собор в честь Успения Божьей Матери, возведенный и расписанный греческими мастерами, представлял собой типичный византийский крестово-купольный храм, украшенный мозаиками и фресками. В память первых русских святых-страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева черниговский князь Олег Святославович  строит грандиозный храм – мавзолей во имя святых мучеников Бориса  и Глеба, в который в 1115 году по освящении храма были перенесены их мощи. Одноименную церковь заложил в 1117 году великий князь Владимир Мономах на реке Льте, на том месте, где был убит святой князь Борис (нынешний Борисполь под Киевом). В 1692 году в Угличе была закончена церковь Дмитрия «на крови», где в 1591 году был зарезан царевич Дмитрий. Церковь архитектурно не столь значима, однако ее багровая...