Оценка архитектурных решений православных храмов Сербии

Наличие в епархиях Комиссий по храмоздательству, а также организация общецерковного Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации,  ставит задачу создания единого подхода экспертов к оценке произведений современной храмовой архитектуры.

В свою очередь, опыт проведения конкурсов на проекты и постройки современных православных храмов показал значительный разброс мнений членов жюри при отборе лучших работ, представленных на конкурс, ввиду отсутствия единых критериев отбора и использование лишь личных предпочтений.

Здесь предпринята  попытка создания единых критериев оценки архитектурных решений православных храмов. и их апробация на примере нескольких образцов современной храмовой архитектуры Сербии.

Оценка производится по основным характеристикам архитектурных решений, как они обычно представлены в проекте, и включающим как общие архитектурные критерии, так и специфические для храмового зодчества, такие, например, как символика архитектурных форм.

Позиции оценки архитектурного решения

1 Правильность градостроительного размещения храма в окружающей среде, в т.ч. доминантность, условия восприятия, доступность, ориентация по странам света.

2 Правильность организации территории храма: зонирование, благоустройство; при наличии вспомогательных зданий и сооружений - их связь с храмом; возможность строительства очередями.

3 Учет современных условий церковной жизни в объемно-планировочном решении храма, соблюдение норм и правил, экономичность ОПР.

4 Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся и эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы.

5 Выбор конструктивного решения, обеспечивающего поставленную задачу организации внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания.

6 Символическая наполненность устройства, форм и деталей храма в соответствии с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме.

7 Композиционные достоинства и недостатки объемно-планировочного решения.

8 Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего.

9 Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции.

10  Наличие развития, обновления языка архитектуры, смелости нововведений при сохранении основных характеристик православного храма.

Оценка архитектурного решения может быть осуществлена по сумме баллов каждой позиции, оцениваемой в пределах от 1 до 5.

Выбор лучшего проекта осуществляется по максимальному количеству набранных баллов. В случае одинакового количества баллов, выбор проекта осуществляется голосованием членов экспертной комиссии (жюри конкурса).

Ниже приводится разбор по предлагаемым позициям оценки архитектурных решений трех современных храмов, построенных или проектируемых в Сербии (Белград-храм св. Саввы; Ниш-храм свв. Константина и Елены; Баня-Лука- храм свв. Царственных Страстотерпцев). Их сравнение и бальная оценка не производились.

Храм св. Саввы в Белграде

Справка

Строительство храма Святого Саввы в Белграде началось в 1895 году на площади, где османский воевода Синан-паша в далеком 1594 году приказал сжечь мощи святого Саввы.

После нескольких десятилетий многочисленных конкурсов фактическое возведение здания началось в 1935 году; в период до 1939 года были возведены стены высотой 12 метров.

Вторая мировая война прервала строительные работы, которые были возобновлены лишь в мае 1986 года, когда власти дали разрешение продолжать строительство храма. Купол был завершён в 1989 году.

В 2004 году состоялось официальное открытие всё ещё не полностью законченного храма.

В марте 2008 года был освящен придел собора в честь святых мучеников Ермила и Стратоника.

В настоящее время ведутся работы по мозаичному убранству верхнего храма силами российских художников-монументалистов.

Архитекторы: Александр Дероко и Богдан Несторович

Основные параметры храма

Длина — 91 метр, ширина — 81 метр, внутренняя высота — 79 метров, внешняя вместе с крестом — 106 метров, диаметр купола — 35 метров. Вместимость 10 тысяч прихожан.

Характеристика архитектурного решения

Храм расположен на холме в центре озелененного сквера в окружении жилой застройки и хорошо виден со многих точек города.

Рядом находится небольшой храм, построенный на период строительства собора. Других сооружений на храмовой территории нет. Площадь сквера озеленена и благоустроена для отдыха посетителей.

Центральный объем крестообразного в плане храма перекрыт куполом диаметром 35 метров, опирающийся на арки, перекинутые между четырьмя массивными опорами, увенчанными башенками колоколен. С каждой стороны к центральной ячейке примыкают боковые объемы, завершенные световыми полукуполами, обращенными в центральный объем храма, значительно увеличивая его внутреннее пространство. С восточной стороны боковой объем имеет дополнительный выступ апсиды, перекрытой конхой. В цокольном этаже размещены дополнительные приделы храма. Доступ в него осуществляется по лестницам, расположенным в верхнем храме без непосредственной связи с улицей.

Пространственное решение храма создает отличные условия обозримости богослужения и росписей с большинства мест размещения молящихся. Сложная система куполов и арок должна создавать условия для диффузного распространения звука внутри храма и хорошей слышимости. Размещение колоколов в боковых башнях самого храма функционально удобно для звонаря и способствует хорошему распространению звона.

Монолитная конструкция покрытия дает возможность обеспечения поставленной задачи организации обширного внутреннего пространства храма с центральным нефом размером 35 метров, объединенным через арочные проемы с боковыми нефами. Монолитные конструкции обеспечивают экономичность возведения, а также долговечность здания.

Объемно-планировочное решение с использованием традиционных для храмового зодчества форм и деталей (купола, арки, паруса и т.д.) обеспечивает символическую наполненность храма, дополненную символикой света, который поступает в храм из верхней зоны через оконные проемы центрального купола и боковых полукуполов.

К композиционным достоинствам архитектуры храма относится:

- отражение в центричной объемной композиции храма его мемориальной функции храма-памятника, поставленного в центре городской площади;

- соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству и конструктивному решению;

- главенство центральной ячейки с высоко поднятым куполом и пониженные боковые приделы выражают иерархичность в построении объема;

- симметрия общей композиции, пропорциональность целого и частей;

- осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;

- простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д.

В архитектуре верхнего храма удачно использованы средства художественной выразительности для отражения величия и красоты храма Божьего, в т.ч:

- синтез искусств: мозаичное убранство куполов и стен, декоративная резьба по камню, станковое иконное письмо, литой металл и др.;

- использование натуральных материалов, в т.ч. мраморная облицовка фасадов, натуральная позолота крестов;

- видимость вложения большого труда;

- выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма, новизна и привлекательность художественного решения. Решение входного портала с декоративной каменной резьбой, художественно выполненными дверями и мозаичными иконами;

-нижний храм несколько перегружен декоративными элементами, в т.ч. подсветкой, мраморной облицовкой и применением золотого фона икон.

В архитектурном решении храма ярко отображена принадлежность национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, соответствие традиционным, общепринятым типам и приемам архитектурной композиции и средств художественной выразительности.

     В то же время прослеживается наличие развития, обновления языка архитектуры храма при сохранении основных характеристик через живое подражание историческому (источником подражания является Святая София Константинопольская) и смелости нововведений (монолитные конструкции, определяющие габариты несущих элементов храма, формирующих внутреннее пространство).

Храм в честь равноапостольных Константина и Елены в г. Ниш

Справка

Возведение храма в честь равноапостольных Константина и Елены в месте рождения прославленного Римского императора началось в преддверии 1700-летия Миланского эдикта.

Год постройки: между 1999 и 2002 гг.

Архитекторы: Йован Мандич, Елена Мандич.

Характеристика архитектурного решения

В соответствии с мемориальным значением, храм расположен в центре озелененного парка Святого Саввы в современном жилом районе города. Храм хорошо просматривается с любой круговой точки, с раскрытием все новых ракурсов его объемной композиции, обладающей запоминающимся силуэтом.

Других храмовых сооружений на территории парка нет. Площадь парка озеленена и благоустроена для отдыха посетителей.

Храм построен «кораблем». С западной стороны притвор фланкируют две симметрично расположенные высокие башни-звонницы, далее расположена небольшая трапезная часть с антресолью для хора, затем кубический объем храма с купольным покрытием на световом восьмерике. С восточной стороны центральный объем имеет алтарный выступ с апсидой, перекрытой конхой. В цокольном этаже размещены вспомогательные помещения. Доступ в него осуществляется по лестницам, расположенным в трапезной части храма без непосредственной связи с улицей.

Пространственное решение храма создает хорошие условия обозримости богослужения с большинства мест размещения молящихся. Система организации внутреннего пространства храма, расчлененного на отдельные части пересекающимися под разными углами плоскостями, должна создавать условия для диффузного распространения звука внутри храма и хорошей слышимости в разных точках восприятия. Размещение колоколов в боковых башнях самого храма функционально удобно для звонаря и способствует хорошему распространению звона. Храм расположен в уровне земли и доступен для инвалидов без устройства пандусов.

Монолитная конструкция покрытия обеспечивает возможность обеспечения поставленной задачи организации обширного внутреннего пространства храма без промежуточных опор с центральным нефом размером около 20 метров, объединенным через проем с трапезной частью. Монолитные конструкции обеспечивают экономичность возведения, а также долговечность здания.

Объемно-планировочное решение с использованием традиционных для храмового зодчества форм и деталей (купол, арки, паруса и т.д.) обеспечивает символическую наполненность храма, дополненную символикой света, который поступает в храм из верхней зоны через оконные проемы центрального купола. Дополнительный свет поступает через боковые светопроемы в стенах.

К композиционным достоинствам архитектуры храма относится:

- отражение в объемной композиции центральной части храма его мемориальной функции храма-памятника;

- соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству и конструктивному решению (кроме ложных светопроемов над боковыми выступами центральной части храма);

- главенство центральной ячейки с высоко поднятым куполом и пониженные боковые пристройки выражают иерархичность в построении объема;

- симметрия общей композиции, пропорциональность целого и частей;

- осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;

- простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д.

В архитектуре храма удачно использованы средства художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего, в т.ч:

- синтез искусств, в т.ч.: белокаменный иконостас, витраж. Художникам еще предстоит украсить фресками около 2,5 тысяч м2;

- использование натуральных материалов, в т.ч. облицовка фасадов мрамором, который добывается в окрестностях Рима, натуральная позолота крестов;

- видимость вложения большого труда;

- выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма, новизна и привлекательность художественного решения. Решение входного портала с декоративной каменной резьбой, художественно выполненными дверями и мозаичными иконами;

В архитектурном решении храма ярко отображена принадлежность национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, соответствие традиционным, общепринятым типам и приемам архитектурной композиции и средств художественной выразительности.

      В то же время прослеживается наличие развития, обновления языка архитектуры храма при сохранении основных характеристик через живое подражание историческому и смелости нововведений (монолитные конструкции, определяющие габариты несущих элементов храма, формирующих внутреннее пространство).

Храм свв. Царственных страстотерпцев в г. Баня-Лука

Справка

 Первые инициативы по строительству храма-памятника в Баня-Луке (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) в благодарность Российскому императору Николаю II высказывались сербскими ветеранами Первой мировой войны. Немало сербов из Боснии и Герцеговины были призваны в австрийскую армию, а, оказавшись на фронте, попали или добровольно сдались в плен русской армии. Многие из них вошли в состав сформированных славянских и сербских корпусов, а закончили войну в рядах освободителей Родины. Именно эти ветераны горели желанием построить храм в благодарность защитнику единоверных славян Николаю II, убиенному большевиками в 1918 году.

Однако тогда этой задумке не суждено было осуществиться ввиду экономических трудностей и начала Второй мировой войны. Во времена Социалистической Югославии этот проект было невозможно осуществить по политическим причинам, а следующей попытке его осуществления помешала война 1992-1995 годов.

В апреле 2017 года в Баня-Луке был подписал договор о передаче СО «Краина» участка земли в одном из новых районов города под строительство русского храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев.и культурного центра. В середине сентября начались подготовительные работы над нулевым циклом проекта.

В храме будет три придела: во имя Преображения Господня, Царственных страстотерпцев и Свв. Симеона и Саввы Сербских, родоначальников династии Неманичей.

Архитекторы

В подготовке проекта принимают участие молодые специалисты с кафедры храмового зодчества Московского архитектурного института (Государственная академия) архитекторы Алексей Капустин и Александр Скабичевская.

Характеристика архитектурного решения

В соответствии с мемориальным значением, храм расположен в центре круглой площади в современном жилом районе города. Храм хорошо просматривается с любой круговой точки вокруг него и сходящихся к площади лучей улиц, с раскрытием все новых ракурсов его объемной композиции, обладающей запоминающимся силуэтом.

Других храмовых сооружений на территории площади вокруг храма нет (хотя заявлено о наличии в составе храмового комплекса культурного центра). Участок и бульвар около площади озеленены и благоустроены для отдыха посетителей храма.

Храм имеет структуру, традиционную для русских крестово-купольных пятиглавых трехпрестольных храмов соборного типа. Кубический объем храма с северной стороны через низкий переход соединяется с восьмигранной шатровой колокольней на четверике.основания. С восточной стороны центральный объем имеет алтарный выступ с тремя апсидами, перекрытыми конхами.

Пространственное решение храма создает хорошие условия для совершения богослужения. Система организации внутреннего пространства храма, расчлененного на отдельные части столпами, должна создавать условия для диффузного распространения звука внутри храма и хорошей слышимости в разных точках. Размещение колоколов в высокой звоннице, примыкающей к храму, функционально удобно для звонаря и способствует хорошему распространению звона. Храм расположен почти в уровне земли и доступен для инвалидов без устройства длинных пандусов.

Объемно-планировочное решение с использованием традиционных для храмового зодчества форм и деталей (купола, арки, паруса, закомары, кокошники, аркатура, луковичные главы, перспективные порталы и т.д.) обеспечивает символическую наполненность храма, дополненную символикой света, который поступает в храм из верхней зоны через световые барабаны. Дополнительный свет поступает через небольшие светопроемы в аркатуре.

К композиционным достоинствам архитектуры храма относится:

- отражение в центричной объемной композиции центральной части храма его мемориальной функции храма-памятника;

- соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству и конструктивному решению;

- размещение светопроемов в стенах не мешает размещению монументальных росписей на плоскостях стен и икон в нижней зоне храма;

- главенство центральной ячейки с высоко поднятым куполом и пониженные боковые главы выражают иерархичность в построении объема;

- симметрия композиции основного объема храма и ассиметрия в сочетании с колокольней, пропорциональность целого и частей;

- осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;

- простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д.

В архитектуре храма удачно использованы средства художественной выразительности для выражение величия и красоты храма Божьего, в т.ч:

- натуральная позолота крестов, белокаменные детали отделки фасадов;

- видимость вложения большого труда.

В архитектурном решении храма ярко отображена принадлежность русскому национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, соответствие традиционным, общепринятым типам и приемам архитектурной композиции и средств художественной выразительности.

В то же время прослеживается отсутствие нововведений, архаизация образа храма, подражание типам русских храмов, строившихся в иных исторических условиях.