Храм Божий в деле спасения человека

 

Вспомним, как излагает сотворение мира Библия. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1.1.). Под «небом» может подразумеваться ангельский мир, созданный Богом до создания материального мира, т.е. «земли». Материальный мир создавался для конечной цели Божьего промысла – помещение человека, созданного по Его Образу.
Бог определил человеку великое предназначение – быть венцом всей твари и жить в раю. Господь Сам являлся Адаму в раю и беседовал с ним. В духовном смысле для первых людей, созданных Богом, рай, в котором они пребывали, был для них храмом Божиим, где они могли общаться с Богом, где Бог являлся людям, как отец детям. В райском состоянии человечества люди и вся земля входили в Царство Божие, где не было противоречия между небом и землёй, Богом и человеком. Рай прообразовал наши христианские храмы, в которых мы общаемся с Богом, обращаясь к Нему с молитвой.
Грехопадение разобщило человека с Богом, порвало связь, соединяющую небесное и земное, разрушило устроенное на земле Царство Божие. Человек был изгнан из рая на землю, но Бог не забыл созданного по Его образу человека и в сердце человека не исчезла потребность в молитвенном обращении к Богу. Таким образом, общение между небом и землёй, хотя бы частичное, не прерывалось в течение всей истории человечества.
. Обращаясь с сознанием своей греховности и виновности к Богу, люди для жертвоприношений собирались на местах, которые чем-либо располагали к молитве. Такими местами были возвышенности, на которых человек представлял себя как бы стоящим ближе к Богу, или дубравы, где поднимающиеся ввысь деревья возводили мысль человека к небу как месту преимущественного пребывания Бога.
Однако не все люди сохранили веру в Единого Бога. В Священном Писании говорится о том, что когда зло язычества достигло предела, Бог послал на землю вели¬кий потоп. Только праведник Ной, сохранивший веру в Единого Бога, и его семья были спасены. В ковчеге, в котором спаслись Ной и его семейство, отцы Церкви усматривают прообраз Церкви как спасительного убежища верующих среди бурных вод житейского моря. Уже в первые века христианства в «Апостольских постановлениях» православный храм повелевается создавать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращённым» – и до сих пор средняя часть храма называется «кораблём».
Суровый урок, данный падшему человечеству Богом, не отозвался в их сердцах. Познание об Едином Истинном Боге затмилось в разуме человеческом и люди в Египте и Вавилоне стали почитать и поклоняться идолам, огню, солнцу, приносить им жертвы, устраивать в их честь храмы.


Почти 400 лет потомки праведного Ноя, Авраама и Иакова жили в Египте. За это время они превратились в народ Израильский. Израильтяне возопили к Богу, и Он послал им вождя – Моисея. Бог сказал израильтянам, как соорудить особый шатёр (скинию), который будет знаком Его присутствия среди них. По образцу, указанному Богом, скиния была построена в пустыне у Синая под руководством мастеров Веселиила и Аголива. Сам Бог дал образец скинии в деталях. Скиния представляла продолговатый прямоугольник 15 метров длины, 5 метров ширины и 5 метров вышины. Продольные стороны были обращены на юг и север, вход был с восточной стороны. 2\3 скинии были заняты передним помещением, называемым Святое, а одна треть – задняя – Святое Святых. Следовательно, Святое было длиной 10 метров, шириной 5 метров и высотой 5 метров. Святое Святых представляло помещение в форме куба с одинаковой дли¬ной, шириной и высотой в 5 метров. Скиния была окружена двором в 50 метров длины и 25 ширины, расположенным с запада на восток.
Храм Соломона был устроен по образцу скинии «всё сие в письмени от Господа», но только в гораздо большем размере. Собственно храм представлял прямоугольное здание из тёсаных камней 30 м длины, 10 м ширины и 15 м высоты во внутренней его части. Посредством промежуточной перегородки из кедрового дерева дом был разделён на 2 помещения: внешнее – Святое, 20 м длины, 10 м ширины, 15 м высоты и внутреннее – Святое Святых, 10 м длины, ширины и высоты. Перед зданием храма находился притвор 10 метров ширины и 5 метров длины.
Заметим, что и наш православный храм как правило также делится на три части: притвор, собственно храм и алтарь приблизительно в тех же пропорциях.

Сын Божий Христос Спаситель, придя в мир, взял на себя грехи всего человечества, указав путь спасения и возвращения к Творцу через созданную Им Церковь.
В результате Крестной Жертвы Спасителя человек получил возможность обрести утерянное Небесное Царство, вновь соединиться с Богом в Таинстве Евхаристии, происходящем в новозаветном храме, а в день Пятидесятницы с сошествием Святого Духа на апостолов было положено начало новозаветной Церкви.
Церковь – есть единство истинно верующих с Богом и между собой, она есть начало Царства Божия на земле. Уже в условиях земной жизни Церковь осуществляет для своих членов возможность жить по законам жизни вечной в условиях Царства Божия. Наступление Царства Божия есть освобождение избранного творения из плена греха и возрождение его для жизни вечной. При этом оно осуществляется внутри храмов. Так уже в условиях земной жизни Церковь осуществляет для своих членов возможность жить по законам жизни вечной в условиях Царства Божия, Царства Небесного. Этот процесс называется спасением.
Таким образом православный храм является воистину ковчегом спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ковчеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря, препровождает их от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного.
Храм – здание, предназначенное для молитвенного собрания верующих, совершения богослужения, символизирующее Царство Божие, преображённую Вселенную, возвращенный оправданному человечеству рай. Здесь верующий человек может утолить свою жажду воссоединения с Богом. Основной смысл совершающихся в храме богослужений – моление о прощении грехов и обретении Царства Небесного, утраченного рая.
Архитектура, внутреннее устройство и богослужение – всё в храме содействует этому. На Руси говорили: «Храм – это земное небо». Храм изображает собою то святое и чистое состояние всего сущего, в котором земное и небесное пребывали до грехопадения человека и в котором будут пребывать в вечности после Второго славного пришествия Христова. Православный храм своими крестами, иконами и архитектурным обликом изображает и самый процесс очищения и возрождения во Христе человека и всего творения в целом. «Именно в литургии, – пишет Л.А.Успенский, – осуществляется в полноте смысл христианского храма. Его архитектура и роспись осмысляются объединением Церкви небесной и земной в лице её членов, собранных воедино духом любви в живом общении Тела и Крови. В них и через них осуществляется всеобщее единство и храм обретает полноту выражения своего смысла, как его толковали отцы­-литургисты  доиконоборческого периода: он – образ Церкви, своим устремлением направленный к эсхатологическому свершению. И фактически, и образно он – частица грядущего Царствия Божия».
В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного «Святого Иерусалима» передан в следующих определениях:
– «он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот.... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот»;
– «город расположен четвероугольником ... длина и широта и высота его равны»;
– «стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу»;
– «престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы его будут служить Ему».
В земных образах храмов эти характеристики могут выражаться следующим образом:
– квадратная форма плана и кубическая форма объема;
– трёхчастные членения с каждой стороны;
– центричность планировочной структуры, иерархия её элементов с престолом посредине;
– драгоценное убранство (золото, камни), белизна.
Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.

Ветхозаветные: жертвенник, Ноев Ковчег, Скиния, Иерусалимский Храм – прообразы новозаветного православного храма

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *