Собор Святых храмоздателей

Активное храмостроительство, осуществляемое Русской Православной Церковью, побуждает желание храмоздателей иметь своих небесных молитвенных помошников. Идея учреждения дня памяти Собора Святых храмоздателей принадлежит протоиерею Константину Островскому – настоятелю Успенского храма города Красногорска, председателю Епархиального отдела по реставрации и строительству.

Почитание святых является догматом Православной Церкви. Оно выражается в молитвенном призывании их на помощь, как наших ходатаев, заступников и молитвенников пред Богом.

Для православного христианина святые — не столько посредники между ним и Богом, но и сама их жизнь служит высоким нравственным примером. Кроме того, в Церкви распространено почитание не только отдельных святых, но и групп святых. Существует в Церкви и почитание святых – покровителей отдельных профессий. Так, например, святые Флор и Лавр издавна считаются покровителями животных и скотоводов, изображаясь на иконах с лошадьми (хотя в земной жизни по профессии они были камнетесами).

Активное храмостроительство, осуществляемое Русской Православной Церковью, побуждает желание храмоздателей иметь своих небесных заступников и молитвенников пред Богом. Идея учреждения дня памяти Собора Святых храмоздателей принадлежит протоиерею Константину Островскому – настоятелю Успенского храма города Красногорска, председателю Епархиального отдела по реставрации и строительству. Им было инициировано написание иконы Собора Святых храмоздателей. Консультантом по иконографии была искусствовед Ирина Константиновна Языкова – член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, доцент Библейско-богословского института им. Св. Андрея Первозванного.

Икона содержит изображения храмоздателей ветхозаветного и новозаветного периодов, окружающих Богоматерь с Младенцем на фоне православного храма. Вверху образ осеняет изображение Христа Спасителя, как Бога-творца Вселенной.

Понятие о Боге как о Великом Архитекторе Вселенной часто упоминалось в христианстве. Христианский теолог Фома Аквинский полагал, что существует Архитектор Вселенной, как первопричина, что и является Богом.

Во время скитаний израильтян в пустыне после Исхода из Египта Моисей назначил Веселеила главой мастеров, создавших Скинию, Ковчег Завета, Менору, священную утварь и изготовлявших одежды для священников. Помощником он должен был взять Аголиава (Оголиава), сына Ахисамахова, из колена Данова. Всё, необходимое для украшения святилища — обработка драгоценных металлов и камней, резьба по дереву, художественное ткачество — было выполнено Веселеилом.

«Господь сказал Моисею: Я избрал Веселеила, сына Ури, внука Хура, из рода Иуды,  и исполнил его Духом Божьим , мудростью, разумением, знанием и всяким мастерством,  чтобы работать по золоту, серебру и бронзе,  гранить и оправлять камни, резать по дереву и заниматься всяким ремеслом. Еще Я дал Оголиава, сына Ахисамаха, из рода Дана, ему в помощники. Я наделил мастерством всех ремесленников, чтобы они сделали все, что Я повелел тебе:  шатер собрания, ковчег свидетельства с его крышкой и прочую утварь шатра  стол с его утварью и светильник из чистого золота со всей его утварью, жертвенник для сожжения благовоний,  жертвенник для всесожжений со всей его утварью, умывальник с его основанием,  тканые одеяния — священные одеяния для священника Аарона и его сыновей, чтобы они служили в них как священники, масло для помазания и благовония для святилища. Пусть они сделают их в точности так, как Я повелел тебе.» (Исх. 31:1-11; 36–39).

У Орны-иевусиянина Давид купил гору Мориа. Здесь, на месте бывшего гумна, он воздвиг жертвенник богу Яхве. Гора Мориа - особое место. Авраам, согласно Библии, хотел принести Исаака, своего сына, в жертву Богу именно здесь. Давид решил на этом месте возвести Храм. Однако замысел осуществил лишь его сын, Соломон. Давид тем не менее многое сделал для его строительства: заготовил сосуды из меди, серебра и золота, полученные в дар или добытые в войнах, а также запасы металлов. Ливанские кедры и тесаные камни доставлялись из Финикии по морю.

Соломон начал строительство в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа. Наиболее дорогой материал того времени - кипарисы и кедры из Ливана - был использован при возведении такого величественного здания, как Храм царя Соломона. Использовался также песчаник. Его обтесывали каменотесы из Гебала, финикийского города. В готовом виде блоки доставляли на место строительства. Для утвари и храмовых колонн применяли медь, добытую в Эдоме из медных копей Соломона. Также строительство Храма Соломона проходило с использованием золота и серебра. Около 30 тыс. израильтян трудилось на его возведении, а также примерно 150 тыс. финикиян и ханаанеев. В храме в Иерусалиме бывал и Христос, сопровождаемый апостолами.

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением».

 

Преподобный Сергий Радонежский. Братья Сергий и Стефан после долгих поисков «наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода», соорудили келью, а затем и небольшую церковь, которую братья, посовещавшись, решили освятить во имя Святой Троицы.

После постройки храма братьями от митрополита Феогноста приехали священники «и привезли с собой освящение, и антиминс, и мощи святых мучеников, и всё, что нужно для освящения церкви». Она была освящена во имя Святой Троицы.

Через некоторое время вокруг Сергия начинает селиться братия, и вскоре их стало 12 человек, включая самого Сергия

1342 год — одна из предполагаемых дат образования обители, впоследствии Троице-Сергиевой лавры

Кроме Троицкого монастыря и Благовещенского монастыря на Киржаче, преподобный Сергий основал ещё несколько монастырей: Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.

Ещё в юности всем возможным путям своей жизни Петр предпочёл трудный, но верный – монашеский, и поступил в монастырь.

Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это христианское искусство и стал подлинным мастером. Созданные его творчеством образы распределялись среди братий монастыря и посетителей-богомольцев.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, совершавший обход русских земель. Отец Петр, получив святительское благословение, смиренно поднёс ему в дар изготовленную собственноручно икону Успения Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, владыка Максим молился перед сим образом до конца земной жизни.

В 1325 году митрополит всея Руси Пётр (1308–1326 гг.) предвидя рост Москвы, перенёс туда из Владимира митрополичью кафедру и заложил кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1326 г.)

В Православии покровителями всякого строительства и строителей называют преподобных Зодчих Печерских.

 

Кроме изображенных на иконе Собора Святых храмоздателей святых, можно вспомнить и других святых, потрудившихся в области храмоздательства.

Церковное предание повествует о том, когда святая Елена, мать первого Императора-христианина Константина Великого, отправилась в Палестину, чтобы найти там Истинный Крест Господень и вернуть христианам их святыню, ее корабль причалил к берегу острова Парос. Здесь Императрица молилась в небольшом портовом храме и дала обет построить на этом месте величественную базилику в случае, если Господь благословит ее найти Крест. Прошло несколько месяцев, и ее прошение исполнилось: Крест Господень был обретен в Иерусалиме, и Императрица с сыном воздвигли здесь прекрасную базилику из камня и мрамора, с деревянными стропилами и крестом в основании.

Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.

Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.

Иустиниан взошел на престол после своего дяди Императора Иустина (518—527) и почти сорок лет правил Империей вместе со своей супругой Феодорой

До наших дней на христианском Востоке сохранилось множество свидетельств их трудов по строительству храмов. И в Святой Земле, и в Греции до сих пор стоят церкви, (в том числе и храм Екатонтапилиани на острове Парос), хорошо сохранившиеся и совсем разрушенные, которые были построены или восстановлены при Императоре Иустиниане. Он оставил после себя два величайших памятника — храм Святой Софии в Константинополе (современный Стамбул) и монастырь святой Екатерины на горе Синай.

Самым замечательным сооружением Константинополя стал храм Святой Софии, построенный в 532–537 гг. малоазийскими зодчими – Анфимием из Трал и Исидором из Милета.

В 1036-37 по приказу Ярослава Мудрого были построены мощные крепостные укрепления (город Ярослава), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира.

Канон. Песнь 4

«По благословению архиерея со отцем своим, Богомудре, подвигшеся, мног труд показаша, великий Новград многомудренно соделаста на утверждение верою зовущим: слава силе Твоей, Господи.

Епископа великаго Новаграда священием церковь многочудну великому Иоанну Предтечи в память сыну твоему, премудре Гаврииле, воздвигл еси, с нимже поя: слава силе Твоей, Господи».

 

 Здесь уместно вспомнить и о других церковных деятелей, причастных к храмоздательной деятельности.

В 1422 году после канонизации преподобного Сергия Радонежского его ученик игумен Троице-Сергиевого монастыря Никон (+1426 г.) над гробницей преподобного Сергия «церковь прекрасну воздвиже» во имя Святой Троицы. Иконостас Троицкого собора выполнил выдающийся русский иконописец преподобный Андрей Рублёв. Последние годы своей жизни Андрей Рублёв проводит в Спасо-Андронниковом монастыре, где, очевидно, в 1410–1427 годах совместно с московским купцом Ермолой (в монашестве Ефремом) участвует в возведении собора в честь Спаса Преображения.

Патриарх Московский и всея России Никон (1605-1681) вошел в историю древнерусского зодчества как великий храмоздатель, возобновивший прерванную Смутным временем традицию возведения монументальных соборов и монастырей. Строительная деятельность Первосвятителя рассматривается как богословие в камне, образным воплощением которого стали соборные храмы трех основанных Патриархом Никоном монастырей: Иверского на Валдае, Крестного на Кий-острове в Беломорье и Воскресенского в Новом Иерусалиме под Москвой.

Преподобный Серафим Саровский радел о строительстве храмов Дивеевского монастыря, составил план его будущего развития и благословляя Мотовилова на устройство придела в Успенском храме, дал ему особую ниточку, по мере которой должен был быть устроен придел.

Автор идеи учреждения дня памяти Собора Святых храмоздателей прот. Константин Островский предлагает установить дату празднования Собора Святых храмоздателей 6 (19) октября – в день памяти апостола Фомы.

В апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство. На некоторых иконах апостол Фома изображается с плотницким инструментом.

Церковное почитание Собора Святых храмоздателей и установление дня их празднования стало бы важным событием в храмостроительной деятельности Русской Православной Церкви.

Уже существует церковная награда - Патриарший знак храмоздателя (июнь 2005), которым награждаются строители, духовенство и миряне, а также организации за труды по восстановлению, строительству и благоукрашению храмов Русской Православной Церкви. Награждение производится по представлению епархиальных архиереев и общественных организаций решением Патриарха Московского и всея Руси. Девиз знака и грамоты:«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний».

Другой наградой могла бы стать икона Собора Святых храмоздателей, вручение которой можно было бы приурочить к дню их почитания - 6 (19) октября – в день памяти апостола Фомы.

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *