Чудеса или совпадения?

Часто трудно бывает определить, что из событий твоей жизни является обыденным и случайным, что промыслительным и что чудесным. Чудес, п0-настоящему, вокруг нас совершается очень много, но мы, как правило, этого не замечаем. И только какие-то совершенно необычайные события заставляют нас задуматься об их чудесном происхождении.   Исцеления Это было в 1986 году. Тогда еще иеромонах Зиновий (ныне митрополит Мордовский), будучи близким нашей семье человеком, пригласил меня в свою очередную поездку на Кавказ, к монахам-пустынникам. Была договоренность, что я приезжаю в Касторное, где тогда служил батюшка, и оттуда мы отправляемся на машине, нагруженной припасами для пустынников, на Кавказ. По дороге я почувствовал такие сильные рези в желудке, каких у меня раньше никогда не было. Таблетки, взятые на всякий случай, не помогали. Так продолжалось весь день. Однако в течение следующих дней, проведенных на Кавказе я больше ничего болезненного не ощущал. И только вернувшись в Москву, и переступив порог дома, я не смог двигаться от боли. Так Господь попустил врагу напасть на меня, дерзнувшего отправиться к пустынникам, а потом хранил всю дорогу и только, когда все кончилось, показал, что только благодаря Его помощи я мог находиться там под Его Покровом. В начале 2000-х годов я частенько возил своего дядюшку по местам памяти его прошлого. Так, однажды, было это в День Победы 9 мая, мы отправились в Иосифо-Волоцкий монастырь, где в начале войны дядюшка осваивал на Иосифском пруду технику наведения понтонных мостов. Потом мы поехали в находящийся недалеко от монастыря храм Введения Пресвятой Богородицы в Спирово. В этом месте с несколькими сподвижниками первоначально и поселился преподобный Иосиф, и каждый день именно отсюда отправлялись они на строительство монастыря. В храме мы поклонились древнему резному...

Вопросы к эфиру на «Вечерней Москве» 13.02.2019 по теме «Архитектура храмов»

1. В чем принципиальное отличие проектирования храма от проектирования других общественных сооружений – жилого дома, театра, торгового центра? Отличие в том, что строится сооружение не только для человека, но, в первую очередь, для Бога. Храм – это «Дом Божий». И, как мы знаем из Священного Писания, Сам Бог дал указание, каким должен быть Его храм. Кроме своей богослужебной функции, храм через символику архитектурных форм способен передать многие вероучительные истины. 2. Может ли один архитектор проектировать как храмы, так и другие постройки? Не только может, но и должен. В современных условиях строится не только один храм, но целый храмовый комплекс, куда входят самые разнообразные сооружения, служащие для обеспечения широчайшей социальной деятельности Церкви. Это воскресная школа для детей (или гимназия), богадельня для престарелых, художественные мастерские и т.д. Должен ли архитектор, который создает храмы знать и понимать церковную культуру, быть церковным человеком? Или достаточно быть просто профессионалом своего дела? Правильно спроектировать храм невозможно, не зная его богослужебной функции и современной приходской жизни. Когда архитектор сам участвует в этой жизни, он знает все ее особенности и учтет это в проекте. Это не исключает наличие высокого профессионализма в общем понимании. 3.Каждый новый храм, который строится сейчас в стране – строится по определенному типовому проекту или все же к каждому сооружению имеется свой индивидуальный подход? В подавляющем большинстве случаев храмы строятся по индивидуальным проектам. Есть случаи повторного применения проектов, здесь есть проблема несанкционированного использования проекта и нарушения авторских прав. 4. На что ориентируется архитектор при проектировании нового храма: современные тенденции, собственные вкусы архитектора или вкусы-пожелания инвестора-заказчика? В настоящее время полной утраты культуры храмоздательства не только в светской среде, но и среди духовенства, профессиональному архитектору-храмоздателю приходится...

 Размышления о формирования стилей храмовой архитектуры в России  (исторический анализ и современность)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            В каждую эпоху сосуществуют несколько исторических стилей: один зарождается в недрах другого. В результате взаимодействия разных исторических стилей и тенденций стилеобразования одной эпохи формируются историко-региональные стили. Внутри историко-региональных стилей развиваются стилевые течения, связанные с местными традициями, школами, творчеством отдельных мастеров. До сих пор остается не выясненным вопрос – почему мы сегодня не имеем общего взгляда на то, какой должна быть современная храмовая архитектура? Почему наше историческое прошлое являет нам в храмоздательстве преемственную смену архитектурных стилей, а сегодня мы видим все что угодно, кроме стиля, принятого и понятного...

К пустынножителям Кавказа (к 10-летию блаженной кончины иеромонаха Мардария, в схиме Алексия)

Прочитав книгу «Он хотел жить и умереть странником» (М., 2015), захотелось записать и свои воспоминания о поездке к пустынникам Кавказа Это было теперь уже в далеком 1986 году. Тогда еще иеромонах Зиновий (ныне митрополит Мордовский), будучи близким нашей семье человеком, пригласил меня в свою очередную поездку на Кавказ, к монахам-пустынникам. Он уже бывал там неоднократно и его рассказы об этих поездках волновали воображение своей почти сказочной нереальностью. В те времена отец Зиновий служил на приходе в селе Касторное Курской области и мне уже приходилось бывать там. Наша семья знала многих людей из окружения батюшки, так как он довольно часто наведывался в Москву и всегда брал кого-то из своего окружения, чтобы они имели возможность побывать в Москве и приобщится к многочисленным святыням города. Одним из таких постоянных попутчиков батюшки был раб Божий Виктор, работавший у него водителем «Нивы». Он тоже был с батюшкой на Кавказе, и кое-что рассказывал о своих впечатлениях об этих удивительных местах и пустынножителях, с которыми пришлось общаться. Так что, получив приглашение батюшки участвовать в очередной поездке, оно было воспринято мной с огромным удовольствием. Жена меня только поддержала и по работе удалось выкроить время за счет так называемых «отгулов», которые накапливались у научных работников за участие в народной дружине или работу на овощной базе. Я в то время работал в научно-исследовательском институте, где режим работы мог устанавливать себе каждый ведущий сотрудник. Я в то время по благословению своего духовника – отца Глеба Каледы усиленно собирал материал по храмовой архитектуре и часто пользовался свободным режимом, чтобы искать его по разным библиотекам, куда отлучался с работы как бы по теме своей непосредственной работы. Пишу об этом, так как вопрос допустимости...

Храмостроительство в Российской империи

Храмостроительство в централизованном русском государстве середины XV – XVI веков Москва – третий Рим XV век явился в истории христианского мира переломным моментом, который был обусловлен такими событиями, как появление движения Реформации, падение Византии и зарождение Русской империи, обновленной чудом своего воскресения. Отступничество греков, принявших унию с еретическим Римом на Флорентийском соборе 1439 года, падение Царьграда в 1453 году и свержение татарского ига в 1480 году произвели глубочайшее впечатление на русский народ, сознавший свое мессианское значение в христианском мире. Византийская империя была вселенским христианским царством всего восточно-христианского мира, в столице которого Царьграде находился престол вселенского Патриарха. Поэтому падение Византии, казавшееся сначала мировой катастрофой, привело к появлению веры, что Господь, попустив уничтожение империи за грехи всех христиан, избрал другую страну и народ для продолжения Своего Царства. Московская Русь, возрожденная и очищенная перенесенными страданиями и унижениями периода татарского ига, единственная свободная христианская держава, стала наследницей вселенской империи и единственным оплотом Православия всего восточно-христианского мира. Москва открылась в сознании всей Церкви как новый и последний оплот православной веры – третий Рим. Старец Филофей Псковский, игумен Елизаровский пустыни выразил эту веру в формуле: «Москва – третий Рим, а четвертому не быти». Русский народ, ощутив свое великое призвание, почувствовал вместе с тем свое одиночество и ответственность за судьбы Православия. Об этом говорится в заключение первой редакции «Хронографа» 1512 года: «…вся благочестивая царствия, Греческое и Сербское, Басанское и Арнабазское и инии мнози грех ради наших Божиим попущением безбожнии турци поплениша и в запустение положиша и покориша под свою власть. Наша же Российская земля, Божиею милостию и молитвами Пречистая Богородица и всех святых Чудотворец, растет и младеет и возвышается. Ей же, Христе милостевый, даждь расти и...

Храмостроительство Древней Руси

  Храмостроительство в объединенной Руси IX – XI веков Первые храмы Киевской Руси IX – первой половины XI века По апокрифическому преданию первый христианский храм на территории нашего отечества был основан в Корсуни (Херсонесе) за много веков до крещения Руси святым апостолом Андреем Первозванным (+62), посетившем в I веке по Рождестве Христовом Причерноморье для проповеди Слова Божия сарматам и тавро – скифам. По свидетельству древнерусских летописей апостол Андрей, поднявшись по Днепру, у подножия Киевских гор сказал своим ученикам: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий, и воздвижет Бог много церквей». Племена славян–венедов, унаследовавшие культуру скифов, сарматов и аланов, расселяются на огромных пространствах Восточно–Европейской равнины от Ладожского озера на севере до Чёрного моря на юге и вступают с контакты с племенами, знакомыми с культурой Римской империи и Востока. На протяжении 1V–1Х вв. происходит объединение славянских племён в восточнославянское государство. С возникновением государства закрепляется пантеон языческих богов, формируется структура языческого капища со статуей Перуна. Первое древнерусское государство – Киевскую Русь – образовало племя полян, заселявшее выгодную в географическом отношении территорию по среднему течению Днепра. Ведя войны, расширяя границы Руси, киевские князья знакомятся с культурой соседних государств. Длительное самостоятельное развитие культуры славян, постоянно обогащающейся благодаря контактам с другими народами, позволило славянской культуре органично влиться в византийскую христианскую культуру, вобрать дух православной веры и создать своеобразную русскую православную культуру. История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 867 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Киевский князь Аскольд (+882), приняв святое крещение с именем Николай и крестив свою дружину с частью населения Киева, построил церковь во имя Пророка Илии на Подоле. К 882 году относится летописное...

Поклонный крест на Братском кладбище

Проектом предлагается установка Поклонного креста «в память в окрестностях Братского кладбища в 1918 году убиенных». Местом установки выбран сквер дивизий Московского Народного Ополчения на 2-й Песчаной улице в Москве, где 5 сентября 1918 года было совершено первое убийство московских священномучеников: Ефрема, епископа Селенгинского и протоиерея Иоанна Восторгова. В настоящее время в сквере имеется свободная площадка вокруг цветочной клумбы, на которой отсутствуют какие-либо малые архитектурные формы. Поклонный крест предлагается поместить в центре этой клумбы. Проектом предусматривается установка Поклонного креста, выполненного из черного камня типа «габбро» высотой 1.7 м на фигурном постаменте из коричневого гранита высотой 1.3 м. Таким образом, общая высота Поклонного креста составит 3.0 м. На перекрестье Креста в выемке его средней части вставляется бронзовый Терновый венец. На бронзовой дощечке, монтируемой на постаменте, выполняется следующая памятная надпись из объемных букв: "В память священномучеников Ефрема, епископа Селенгинского и протоиерея Иоанна Восторгова и всех в окрестностях Братского кладбища в 1918 году убиенных" Вариантом является покрытие выемки средней части Креста мозаикой из золотой смальты с Ликом Спасителя на перекрестье. Второй вариант представляет собой резной белокаменный Крест с живописным изображение Распятого Спасителя в его средней части. Третий вариант представляет собой обобщенную фигуру священномученика на фоне Креста. Он как бы защищает крест и одноовремено распинается на нем. Фигура с крестом возвышается на крестообразном ступенчатом постаменте-голгофе, на обрубленном конце которого выполняется памятная надпись. Этот вариант выполнен эскизно, т.к. здесь требуется участие...

Обеспечение доступности зданий и сооружений храмового комплекса для маломобильных групп населения

  Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельной жизнедеятельности. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. Инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха. Доступность зданий и сооружений храмового и мемориального комплекса для маломобильных групп населения сегодня регламентируется следующими нормативными документами: Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 2.08.02-89*   Общественные здания и сооружения.    Раздел 4. Требования доступности для маломобильных посетителей. СП 35-101-2001   Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения. СП 35-103-2001  Здания, сооружения и комплексы культового, мемориального и обрядового назначения. В соответствии с Федеральным Законом разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. При новом проектировании и реконструкции зданий храмового комплекса следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (МГН) условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: - досягаемость и беспрепятственность перемещения внутри зданий и по территории храмового комплекса; - безопасность путей движения (в том числе эвакуационных); - своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве храмового...

Мемориальные храмы

          История Года: идея, проект, стр-во. Место стр. Тип, название Обстоятельства строительства   Размещение, архитектурно-строительное решение образец Архитектор Особенности архитектуры Источник информации   1. Памятное событие Церкви   1.1  Память о чудесном заступничестве Божьем (Богоматери)     Хв. Васильев Церковь в честь Преображения Господня Поставлен как обетный обыденный в память спасения от набега печенегов Деревянная церковь Спасение произошло в день праздника Преображения     1060 Болдина гора Успенский-Елецкий монастырь Основан князем Святославом Ярославовичем (1054-1097) по случаю чудесного явления на ели иконы Богородицы         ХПв. Киев Церковь во имя Пресвятой Богородицы (Пирогощая) Построена великим князем, Мстиславом Владимировичем для чудотворной иконы Богоматери (Пирогощей), привезенной из Царьграда         ХШ в. Рыльск Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы   Построен Рыльским князем для помещения Коренной иконы в память своего чудесного исцеления от неё       Князь Мстислав Владимирович   Липно близ Новгорода Собор во имя Святителя Николая Липенского монастыря Основан князем Мстиславом Владимировичем в память обретения иконы Святителя Николая на липе Построен на месте явления иконы     Князь Мстислав Владимирович 1113 Новгород Собор во имя Святителя Николая Построен князем Мстиславом Владимировичем в память явления иконы святителя на острове Липно близ Новгорода и чудесного исцеления от нее Построен на Ярославовом дворище в традициях киевского зодчества увенчанный мощным пятиглавием     Князь Андрей Боголюбский 1158-1165 Боголюбово Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Построен св. князем Андреем Боголюбским в память чудесного видения Царицы Небесной   Украшен золотом в подражание Иерусалимскому храму Соломона   Князь Андрей Боголюбский 1157-1160 Владимир Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы Построен св. князем Андреем Боголюбским для чудотворной иконы Богоматери (Владимирской)...

Тюремные храмы

Подсчитано, что сейчас в зоне пребывает более 60 тыс. активных, воцерковленных православных, создано около 700 православных общин. Всего в 1 100 российских колониях построено руками заключенных 403 храма РПЦ; имеется 500 молельных комнат, строится в настоящий момент еще 70 православных храмов. В ИУ России создано более 200 воскресных школ (библейские курсы), где занимаются 10,5 тыс. тюремных сидельцев.    Основными направлениями миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях являются: - Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: организация религиозных общин и оборудование молитвенных помещений для заключенных, сооружение тюремных храмов, создание при тюремных храмах религиозных организаций; совершение богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь. - Духовно-просветительская деятельность: проведение духовно-просветительских бесед в местах принудительного содержания; организация Воскресных школ; создание и пополнение библиотек и медиатек при тюремных храмах; катехизация среди заключенных; дистанционное религиозное образование; кабельное телевидение и локальное радиовещание; конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные и др. мероприятия; занятия и духовно-просветительские беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей, ветеранами органов УИС; содействие преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений и образовательных учреждениях УИС. Деятельность в сфере тюремного служения может быть различной: медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов. Миссия тюремного служения Церкви осуществлялась издавна. В мае 1831 года Комитетом министров России была утверждена тюремная инструкция, содержащая главу «О церкви», которая подробно регламентировала правовое положение тюремных церквей, порядок посещения арестантами церковных служб, отправления религиозных обрядов, а также предписывала тюремной администрации следить, “чтобы во время церковной службы не было со стороны арестантов никаких непристойностей”. Начинается активное строительство или оборудование в приспособленных помещениях...