Тюремные храмы

Подсчитано, что сейчас в зоне пребывает более 60 тыс. активных, воцерковленных православных, создано около 700 православных общин. Всего в 1 100 российских колониях построено руками заключенных 403 храма РПЦ; имеется 500 молельных комнат, строится в настоящий момент еще 70 православных храмов. В ИУ России создано более 200 воскресных школ (библейские курсы), где занимаются 10,5 тыс. тюремных сидельцев.

 

 Основными направлениями миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях являются:

- Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: организация религиозных общин и оборудование молитвенных помещений для заключенных, сооружение тюремных храмов, создание при тюремных храмах религиозных организаций; совершение богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь.

- Духовно-просветительская деятельность: проведение духовно-просветительских бесед в местах принудительного содержания; организация Воскресных школ; создание и пополнение библиотек и медиатек при тюремных храмах; катехизация среди заключенных; дистанционное религиозное образование; кабельное телевидение и локальное радиовещание; конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные и др. мероприятия; занятия и духовно-просветительские беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей, ветеранами органов УИС; содействие преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений и образовательных учреждениях УИС.

Деятельность в сфере тюремного служения может быть различной: медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов.

Миссия тюремного служения Церкви осуществлялась издавна. В мае 1831 года Комитетом министров России была утверждена тюремная инструкция, содержащая главу «О церкви», которая подробно регламентировала правовое положение тюремных церквей, порядок посещения арестантами церковных служб, отправления религиозных обрядов, а также предписывала тюремной администрации следить, “чтобы во время церковной службы не было со стороны арестантов никаких непристойностей”. Начинается активное строительство или оборудование в приспособленных помещениях церквей и часовен при тюрьмах. Прихожанами тюремных церквей были не только заключенные и тюремный персонал, но и чины конвойной стражи, которые относились к военному ведомству, но собственных церквей не имели.

Заметное место в воспитательном воздействии отводилось тюремным библиотекам, для содержания которых выделялись специальные средства. Было определено, что содержание библиотек с подбором книг духовно-религиозного содержания, организация чтений и устройство духовно-нравственных бесед возлагается на тюремных священников.

Приведем несколько примеров.

Богородице-Скорбященская церковь при губернской тюрьме в Перми

В октябре 1822 года Пермский гражданский губернатор обратился в Министерство Внутренних Дел за разрешением надстроить второй этаж над арестантской казармой тюремного замка в городе Перми, так как старое здание не вмещало всех арестантов, число которых год от года увеличивалось. Губернатор предполагал устроить на втором этаже не только помещения для арестантов, но и лазарет, а также церковь, чтобы "заключающиеся в губернском тюремном замке узники в продолжение содержания не могли быть лишены духовного благочестия и нравственного назидания, столько для них необходимого". Вместе с докладом в министерство были доставлены план и смета предполагаемых построек, составленные губернским архитектором Васильевым.

Получив разрешение МВД и Святейшего Синода, губернские власти приступили к реконструкции тюремного замка. Устройство тюремной церкви проходило при активном участии пермского общества: многие видные чиновники и заводчики пожертвовали на ее строительство и содержание несколько тысяч рублей.

В 1829 году строительство церкви и во имя Божьей Матери "Всех скорбящих радость" было закончено. К церкви был определен постоянный штат - священник и два причетника, жалованье им выплачивал Пермский тюремный комитет. В 1878 году при реконструкции тюремного замка церковь была перестроена.

Церковь при губернской тюрьме существовала до 1918 года. Штат тюремной церкви был упразднен, выдача жалованья прекращена, хотя у священника оставалось право продолжать богослужения за вознаграждение по соглашению с тюремным ведомством, при условии содержания церкви на собственные ее средства.

В советское время тюрьма и церковь при ней капитально перестраивались. В настоящее время в здании бывшей губернской тюрьмы размещен следственный изолятор.

Николаевская церковь при Пермской пересыльной тюрьме

В 1871 году за городской заставой на Сибирском тракте был окончательно устроен пересыльный замок для арестантов, следующих через Пермь в Сибирь. 13 августа 1872 года при пересыльном замке состоялась закладка храма во имя святого Николая Чудотворца.

Мысль основать эту церковь принадлежала Пермскому губернатору, а содержался храм всецело на средства известных предпринимателей и благотворителей. За год с небольшим церковь при пересыльной тюрьме была построена и освящена. Каменное здание церкви помещалось рядом с корпусом для арестантов исправительного отделения, которые проходили на богослужение через особый вход, ведущий на церковные хоры. Колокольни при церкви не было, но возле алтаря находилась звонница с пятью небольшими колоколами. Церковный причт (священник и псаломщик) получал жалование от тюремного ведомства.

В настоящее время в капитально перестроенном здании пересыльной тюрьмы размещается кукольный театр.

Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского при Уржумской тюрьме

Тюрьма в городе Уржуме была построена при основании города Уржум в  XVI веке в самом центре крепости. Однако до середины XVIII века при тюрьме, скорее всего, не было своего духовника. Возможно, местные священники навещали арестантов по своей инициативе.

   Только в 1767 году в Уржум пришел указ императрицы Екатерины «Премория о увещании содержавшихся колодников». Отныне «увещание» арестантов стало для духовенства обязательным.

 Однако до второй половины XIX века при Уржумской тюрьме не было ни своего домового храма, острая потребность в котором была, ни своего собственного священника.  Только в 1873 году, когда в городе Уржуме было завершено строительство нового тюремного замка, при нем,  на пожертвования частных лиц была устроена домовая церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского. Помещалась церковь в северо-восточном углу третьего этажа тюремного замка, но имела и свою колокольню. Сначала колокольня была деревянная, а позднее вверху паперти была построена каменная колокольня.

В церковной библиотеке в 1915 году, кроме церковной литературы, хранилось 68 томов прочих книг.

Домовая тюремная церковь не считалась приписной ни к одной из церквей города. Это был самостоятельный храм, в котором служил свой священник и был свой староста. Церковь посещали и жители ближайших кварталов.

Церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Вологодском тюремном замке

Домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в тюремном замке Вологды была построена в 1824 году, а в середине XIX века значительно расширена. Имела два престола: главный – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и преподобного Игнатия Прилуцкого.

Почитаемая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» помещалась ранее в часовне, находившейся не внутри тюремной ограды, а на ее границе. В 1821 году прибывший в Вологду губернатор Н.П. Брусилов нашел, что икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» помещавшаяся при Вологодском остроге в часовне, устроенной для посторонних богомольцев, пользуется глубоким чествованием Вологжан и привлекает множество поклонников и что на обильные приношения их можно содержать при остроге церковь. Сообщив об этом тогдашнему Вологодскому Преосвященному Онисифору, губернатор просил его ходатайствовать пред св. Синодом о разрешении устроить при остроге храм во имя Божией Матери, в честь Ее иконы «Всех Скорбящих Радость». Разрешение было дано и в 1822 году при остроге была устроена первая церковь, в которую и была перенесена икона. Но этот первый храм существовал не долго. К прибытию в Вологду Императора Александра было предположено устроить новое здание острога на новом месте, где в 1824 году в нем был устроен и новый храм во имя чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Вначале свободный вход сторонним богомольцам в храм был воспрещен, но впоследствии было предписано Вологодскому тюремному Комитету разрешить свободный вход в тюремную церковь сторонним богомольцам в воскресные и высокоторжественные дни.

Богомольцы часто не помещались в храме, имевшем 6 саж. длины и столько же ширины; Это обстоятельство побудило вологодского епископа принять меры к расширению храма, что в 1859 и 1860 годах было исполнено. Строительные работы проводились на народные пожертвования.

В 1918 году Скорбященская церковь при тюремном замке была закрыта. Здание, где располагался храм, сохранилось до наших дней. В настоящее время территорию бывшего тюремного замка занимает межобластная больница для осужденных № 10.

Преображенская церковь при тюремном замке г.Любим

Преображенская церковь при тюремном замке г. Любим была построена в 1865 году на средства любимского помещика. Однопрестольная каменная церковь находилась в здании тюрьмы. В 1903 году староста на собственные средства отремонтировал церковь, «украсил иконостас позолотою на полименте, пол устлал линолеумом, отсеребрил на иконах ризы, лампады и подсвечники», приобрел новые металлические хоругви, в 1905 году им была пристроена колокольня. При церкви имелась школа грамоты, занимавшая помещение одной из тюремных камер и финансируемая из средств Любимского тюремного комитета.

Кроме заключенных, посторонние богомольцы в церковь не допускались. 

Сейчас тюремные храмы, как правило, строятся на режимных территориях, возбуждая определенную «зависть» живущих на свободе, поскольку заключенные за колючей проволокой имеют возможность посещать богослужения в тюремном храме и участвовать в Таинствах Церкви, а живущие на свободе жители поселения, а также сотрудники учреждений УИС и члены их семей таковой возможности не имеют. Тем более что зачастую периферические учреждения УИС являются градо-поселкообразующими. Поэтому целесообразно возведение храмов и вне режимных территорий учреждений УИС, предназначенных для обеспечения духовного просвещения и пастырского окормления жителей поселений, соседствующих с учреждениями мест принудительного содержания заключенных, а также сотрудников УИС и членов их семей. Вариантом может быть возведение тюремных храмов вне режимной территории учреждения УИС, когда храм доступен не только для заключенных, но и населения, проживающего рядом с колонией. А на самой режимной территории учреждения в данном случае целесообразно создавать молитвенные комнаты или часовни со статусом приписных, в которых возможно совершение богослужений непосредственно для заключенных. Примеры подобного строительства тюремных храмов шаговой доступности вне режимной территории колоний-поселений уже имеются в епархиях.

В принятом Священным Синодом Положении о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений исправительной системы, определяется статус тюремного храма.

Тюремный храм может быть зарегистрирован в качестве юридического лица, а может функционировать и без такой регистрации. В первом случае такой храм регистрируется в качестве епархиального подворья (а не прихода), а во втором случае -  в форме приписного тюремного храма, находящегося в ведении канонического подразделения епархии Русской Православной Церкви (прихода, подворья или монастыря), расположенного, как правило, в одном городском или сельском поселении с УИС.

При этом, в случае передачи здания тюремного храма в собственность религиозной организации, все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания бывают возложены на религиозную организацию. В случае заключения с УИС соглашения о сотрудничестве, УИС сохранит право оперативного управления в отношении здания (помещения) и будет нести все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания. Религиозная организация в этом случае не приобретает имущественные права на здание, но может использовать его для осуществления тех видов уставной деятельности, которые предусмотрены соглашением о сотрудничестве.

Первым официально зарегистрированным храмом, построенным в местах лишения свободы, была церковь Святого праведного Иоанна Русского исповедника в Кировской исправительной колонии №33. 

Также одним из первых тюремных храмов в постсоветской России стал храм в честь блаженной Ксении Петербургской на территории ИТК-33 г. Саратова. Строительство храма задумывалось еще в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Работы начались в 1991 году по благословению архиепископа Пимена Хмелевского. Строился храм силами осужденных. Все необходимое от стен до предметов интерьера делалось в колонии на производстве. Например, кадило было сделано из двух половников. Даже настенная роспись была выполнена одним из заключенных, который кстати, отбывал наказание за воровство икон. Полтора года строили храм, который освятили в день памяти святой блаженной Ксении в 1992 году.

Тюрьма в г. Боброве Воронежской области существовала еще в царские времена. Есть упоминание в историческом описании, что в 1906 году на территории тюрьмы была построена церковь. После революционных событий в России храм был разрушен.

В 90-х годах в колонии была открыта молитвенная комната в честь Преображения Господня. В ней регулярно совершались крещения воспитанников, исповеди, причащения. Так же там была оборудована небольшая православная библиотека, где каждый желающий воспитанник мог почитать и побеседовать со священником.

По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия 19 июля 2005 года было совершено освящение Святого Креста, камня и места под строительство храма в честь святого равноапостольного князя Владимира, которое было окончено в июле 2007 года. Воспитанники привлекались к оказанию помощи по строительству и благоустройству храма.

Одной из самых крупных тюремных храмов не только России, но и Европы стала православная церковь "Во славу всех святых на Российской земле просиявших", открывшаяся в Сухиничской колонии №5 Калужской области. Строительство храма продолжалось три года. Храм, высота которого составляет около 30 метров, построен в русском стиле в самом центре колонии. Храм однопрестольный, с колокольней. Проектировщики предусмотрели помещения для библиотеки, учебного класса.

Свято-Пантелеимоновский храм при Ждановской исправительной колонии №3 строился 12 месяцев силами заключенных. Ждановская исправительная колония - учреждение закрытого типа. В ней содержатся заключенные, страдающие туберкулезом. При колонии уже давно существует молитвенная комната, открытая для тяжелобольных, которым врачи запретили покидать территорию больницы.

Всего в колонии проходят исправление около тысячи человек, из них более трехсот - православных верующих - выразили желание добровольно потрудиться для строительства храма. Заключенные сами производят стройматериалы, облицовочную и тротуарную плитку, выполняют резьбу по дереву. Нашлись среди них и художники-живописцы, написавшие для храма несколько десятков икон. Киоты, а также резной деревянный иконостас тоже делали здесь, в колонии. Высота каменного здания церкви - 14 метров, его общая площадь составила 50 м2. Снаружи храм облицован белым камнем. В будущем планируется возведение большой колокольни.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Бутырской тюрьмы (СИЗО №2) является древнейшим из сохранившихся тюремных храмовых зданий Москвы.

В центре Бутырского губернского тюремного замка в 1782 году Михаил Казаков построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм находился в центре тюремного замка, с четырех сторон к нему примыкали тюремные корпуса. В XIX веке храм неоднократно перестраивался. В 1870-1873 годах тюремный замок был перестроен по плану архитектора Шимоновского, корпуса, окружавшие храм, снесены, он оказался в центре тюремного двора.

В 1887 году храм при Бутырской тюрьме был реконструирован и переосвящен во имя благоверного князя Александра Невского. В 1899 году храм был снова перестроен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1892-1907 годах настоятелем Бутырского храма служил известный московский священник о.Иосиф Фудель, автор воспоминаний и наставлений тюремным священникам.

В 1909 году архитектор В. В. Воейков пристроил к храму звонницу, которая не сохранилась.

В 1922 году церковь была закрыта. В помещении храма собирали этапы для пересылки.

В 1930-40-е годы в здании храма были устроены пересыльные камеры. Позднее церковь разделили на два этажа, на которых расположилась тюремная больница, для медсанчасти надстроили третий этаж.

Впервые после лет безбожия священник в Бутырской тюрьме появился в 1989 году. В 1992 году на третьем этаже здания был вновь освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, проект воссоздания которого выполнил автор по благословению первого его настоятеля протоиерея Глеба Каледы.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы проводится ежегодно архиерейское богослужение, так как в этот день храм становится центром проведения Дня милосердия и сострадания ко всем, во узах и темницах пребывающим, который отмечается во всех Московских СИЗО и в ряде других епархий РПЦ.

Особенность СИЗО № 5 г. Москвы – наличие несовершеннолетних подследственных и отбывание наказаний в хозяйственном отряде.

Закладка нового храма состоялась в 2005 году, но строительство  небольшого по размерам здания церкви растянулось на несколько лет из-за недостатка финансовых возможностей. Построенный Никольский храм – первый  в следственных изоляторах Москвы – стоит отдельным храмовым зданием.  До этого на территории СИЗО №5, как и в других московских учреждениях   уголовно-исполнительной системы действовал небольшой домовой храм, расположенный на одном из этажей корпусов следственного изолятора.

 5 января 2014 года состоялось малое освящение храма Святителя Николая.

Центральная пересыльная тюрьма СИЗО №3 была построена в районе Пресни в 1900 годы. По проекту гражданского инженера В. В. Воейкова был построен корпус одиночных камер.

В настоящее время там действует домовый храм во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», приписанный к храму Спаса Преображения в Тушине. В декабре 2013 г. начальником учреждения подполковником внутренней службы Комновым, бывшем до этого назначения начальником Бутырской тюрьмы, было принято решение о строительстве храма во внутреннем дворе СИЗО №3. Автором был выполнен проект храма.

Архитектурное решение представляет собой отголосок архитектуры Бутырского тюремного замка и его храма. Храм имеет центрическую композицию с восьмериком центрального ядра, покрытого сферическим куполом со световым барабаном главы. В плане восьмерик опирается на восемь опор, соединенных арками.

С востока к восьмерику примыкает алтарная апсида, с запада – прямоугольный притвор с хорами и звонницей на втором ярусе, а к северной и южной граням восьмерика примыкают пониженные части обходной галереи. К угловым сторонам восьмерика примыкают круглые в плане помещения, дополняющие обходную галерею и позволяющие оборудовать необходимые вспомогательные помещения, в т.ч. в алтарной части паномарку и ризницу, а в западной части - церковный ящик и подсобное помещение. В декорации наружных поверхностей использованы необычные способы пластической обработки. Декоративное покрытие с рельефным рисунком имеют: обрамление дверного портала, карнизный пояс и витражная икона на апсиде. Полукружие над проемом звонницы покрыто росписью.