Введение в учебный курс. Храмовая архитектура. Термины. Канон и традиция в храмовой архитектуре. Символика архитектурных форм. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.
Введение в учебный курс. Курс «Основы храмостроительства» предназначен для представителей благочиний и приходов, ведающих вопросами храмостроительной деятельности.
Сегодня в условиях, когда в ведении Церкви находится огромное количество храмов, есть возможность строить новые храмы и ей передают все новые храмовые постройки, часто нуждающиеся в реставрации, на уровне епархий и приходов необходимо иметь специалистов, которые могли бы грамотно решать вопросы, как сохранения достояния Церкви, так и кураторства нового строительства.
В предлагаемом курсе, рассчитанном на 12 публикаций, будет рассмотрен основной круг вопросов, с которыми приходится сталкиваться в данном виде деятельности.
Помимо общих вопросов храмовой архитектуры и церковного искусства, публикации будут посвящены трем основным вопросам: новое строительство храма; восстановление и реставрация возвращенного храма; сохранение храма и другого церковного имущества.
Эти знания необходимы церковным работникам для того, чтобы:
- иметь возможность грамотно сформулировать задание и проконтролировать действия проектировщиков и строителей;
- избежать ошибок в использовании храмов, являющихся памятниками культурного наследия;
- осуществлять эксплуатацию храма так, чтобы сберечь здание и другое церковное имущество.
Более углубленное рассмотрение этих вопросов возможно при ознакомлении с выпущенными методическими пособиями*.
Архитекту́ра (от др.-греч. αρχι - старший, главный и др.-греч. τέκτων - строитель) - искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы).
Архитектура - это метод создания пространства с заданными свойствами, опирающийся на использование эстетического критерия для согласования множества функциональных, конструктивных и других аспектов.
В отличие от конструирования и строительной техники, архитектура как искусство поднимается до уровня художественного обобщения и выражения представлений человека о пространстве и времени, строении Вселенной. Поэтому архитектура как художественное творчество в строительных (конструктивных) формах принципиально символично. Как литературу не следует отождествлять с письменностью, так и архитектуру нельзя путать со строительством.
Архитектура как метод художественного творчества возникает от того, что человеческий разум имеет врожденную от Бога потребность, познавая мир, выражать себя, свои чувства, мысли, представления о Бесконечности, слагающиеся из конечных форм. Поэтому строительная конструкция - функциональный тип структуры, а архитектурная композиция - художественно-образная целостность.
Художественный образ пространства составляет смысл искусства архитектуры. Пространство, таким образом, выступает в качестве художественного содержания, а массы, объемы, плоскости, линии, его ограничивающие, - в качестве формы.
Канон и традиция в храмовой архитектуре
Важно различать закон и канон. Ветхозаветный закон действительно требовал точного исполнения, а вот канон (в переводе «правило») тем и хорош, что говорит лишь о том, что в Церкви считается правильным, то есть о том, что близко к закону. Закон тоже говорит о том, что правильно, а что неправильно, но в каноне эта «правильность» оставляет место для какихто исключений. Канон и традиция стремятся к устойчивости, но имеют тенденцию к изменению в зависимости от внешних обстоятельств.
Святые отцы не говорят, какого вида должен быть храм, не указывают, где помещать тот или иной сюжет росписи, каким должен быть церковный образ и т.д. Всё это вытекает из общего смысла храма, а потому и подчиняется определённому канону, определённым рамкам, аналогичным рамкам литургического творчества. Это общее правило передаётся из поколения в поколение в живом Предании Церкви, Предании, которое восходит не только к апостолам, но ещё и к ветхозаветному закону.
Используемые в канонической традиции храмоздательства образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение учить и напоминать. Поэтому мы имеем такое богатство и разнообразие архитектурных решений, исходящее из духа и смысла традиции. Где Дух Господень, сказано в Писании, там и свобода. И эти дух и смысл должны находить своё выражение в том, что считается правильным и лучшим на данный момент. Понятно, что в разных культурах и в разные эпохи эти понятия будут различаться. Канон даёт возможность выразить «правильность по смыслу», так же, как предание, традиция «правильность по духу», но совершенно не формально.
Символика храмовой архитектуры
Церковь создаёт искусство, которое в образах и формах видимого материального мира передаёт откро¬вение мира невидимого, божественного, делает этот мир первообразов доступным созерцанию и пониманию.
Единство Творца предполагает и единство обеих областей бытия: небесного и земного. Земное при всей своей относительной самостоятель¬ности и отличности от небесного должно являться отображением, образом небесного. Церковь тщательно отбирала те формы, образы, линии, краски, мелодии, движения, которые могли бы адекватно отображать небесное в земном, невидимое в видимом. Так создалась совокупность образов (символов) Церкви, образный слой церковной жизни, которым проникнуто всё, что мы видим, слышим, с чем соприкасаемся в Церкви. В земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении.
Изучать символику храма отдельно от богослужения невозможно; она развивалась вместе с богослужением, вместе с ним раскрывалась и толковалась святыми отцами. Вне богослужения она теряет свой смысл, превращается в серию отвлечённых понятий. Поэтому человеку необходимо иметь представление о том особом мире, который представляет собою храм, и обо всём том, что в нём происходит.
Символика храмовой архитектуры формировалась одновременно со сложением чина литургии в Византии в период VІІХ вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и дававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX в. восприняла от Византии и символическое толкование храма.
Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала бу¬дущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, поль¬зуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декора¬ции для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Православный храм представляет собой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архи¬тектурно-строительное решение, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.
Храм как целостный символ способен выразить главные догматические основы православной веры, что является основанием для неизменности его архитектуры:
– образ Бога Троицы, в том числе: Христа Спасителя мира в Его божественном и человеческом естестве, в образах Света, Востока и Солнца правды; Святого Духа с благодатью и Дарами;
– образ мира, вселенной как творения Божия и Царства Божия, в т.ч. области небесного бытия Божия, Горнего, духовного, невидимого мира и видимого мира в его современном греховном состоянии и как частицы будущего, оправданного мира (новое небо и земля);
– образ человека в его трёхсоставности, степени духовного состояния и благочестия;
– образ Церкви в земном и небесном составе (Христос, Богоматерь, апостолы, святые), характеризующейся как единая, святая, соборная, апостольская, невеста Христова, спасительное прибежище, путеводная звезда, неотмирная, неодолимая «вратами ада»;
– образы, отражающие такие элементы учения Церкви, как: райская жизнь будущего века и спасение в Царстве Небесном через Крест, предстательство Небесной Церкви через узкий путь, духовное горение и духовный рост, приоритет духовного над материальным;
– образы, отражающие события Священной истории, в т.ч.: домостроительство Божие, топография и события земной жизни Христа Спасителя, подобие скинии Моисеевой.
В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного, «Святого Иерусалима», которые символизирует православный храм, передан в следующих определениях:
– «он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот.... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот»;
– «город расположен четвероугольником ... длина и широта и высота его равны»;
– «стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу»;
– «престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы его будут служить Ему».
В земных образах храмов эти характеристики могут выражаться следующим образом:
– квадратная форма плана и кубическая форма объёма;
– трёхчастные членения с каждой стороны;
– центричность планировочной структуры, иерархия её элементов с престолом посредине;
– драгоценное убранство (золото, камни), белизна.
Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.
Следует отметить, что святоотеческие символические толкования были связаны с богослужением и относились в основном к внутренним формам храма. Наружные формы храма получили толкования лишь в XVIII в., как, например, символика количества глав.
Словарь архитектурных терминов
АПСИДА – ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом /конхой/. В трёхчастном алтаре может предназначаться собственно для алтаря, для ризницы и для жертвенника.
БАРАБАН – венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. В большинстве случаев имеет оконные проёмы. Глухой барабан без оконных проёмов называется шеей.
ГЛАВА – наружная часть купольного перекрытия барабана, как правило, в форме шлема или луковицы.
ГУЛЬБИЩЕ – открытый или крытый обход, окружающий здание храма.
ЖУРАВЕЦ – элемент каркаса главы, крепящийся к центральному столбу, несущему крест, в виде деревянного шаблона с абрисом поверхности вращения главы.
ЗАКОМАРА – полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода.
КОКОШНИКИ – декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заострённым верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проёмов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.
КОНХА /греч. – раковина/ – перекрытие апсиды в форме полукупола или сомкнутого полусвода.
КОРАБЛЬ /неф/ – вытянутая в длину часть храма, отделённая в продольном направлении колоннадами, аркадами или столбами. Различаются средний и боковые нефы.
КРЕСТОВОКУПОЛЬНЫЙ ХРАМ – имеет четыре столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие свод на световом барабане, переходом к которому служат паруса. В плане крестово-купольный храм образует пространственный крест. К центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, перекрытые сводами. Крестовокупольный храм имеет трёхнефный или пятинефный вариант.
КУПОЛ – полусферическое покрытие здания (или его части) круглой, квадратной или многоугольной формы. Куполами называют также многочастные сомкнутые своды. Слово «купол» относят и к наружным покрытиям храмов.
ЛУКОВИЦА – см. ГЛАВА.
НЕФ – см. КОРАБЛЬ.
ПАРУС – конструкция в виде вогнутого сферического треугольника, являющаяся переходной от прямоугольного основания к круглому в плане купольному покрытию или барабану.
ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ – кровля, уложенная непосредственно по сводам /кома-рам/.
ПРЯСЛО – часть стены храма, заключённая между двумя пилястрами или лопатками.
СВОД – каменная, кирпичная или бетонная конструкция покрытия с криволинейными очертаниями.
СЛУХИ – открытые проёмы в шатровом покрытии колоколен, обрамлённые наподобие оконных проёмов наличниками.
СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА – основное помещение, предназначенное для молящихся, символизирующее обновленный, безгрешный мир, нижняя часть которой означает земную, а верхняя часть – небесную область бытия.
СТОЛП – массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.
ТРИБУН – квадратное основание барабана главы храма.
ЧЕТВЕРИК – нижняя часть храма, имеющая квадратную форму в плане.
ШАТЕР – покрытие в форме высокой четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.
ЯБЛОКО – основание для креста, который устанавливается на главе храма.
* Свод Правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», выпущен ГУП ЦПП и утвержден в 2000 г. Госстроем России.
В развитие Свода Правил ФГУП ЦПП было выпущено пособие по проектированию и строительству «Православные храмы» МДС 31-9.2003, состоящее из трех томов.
В первом томе «Православные храмы. Идея и образ» собраны мысли о храме, высказанные наиболее известными авторами, начиная со святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Данный материал служит основой для церковного подхода к решению проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции.
Второй том «Православные храмы и комплексы» является пособием по проектированию и строительству храмов (к СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»). Он посвящен как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства.
В третьем томе «Православные храмы. Примеры архитектурно-строительных решений» представлен дополнительный иллюстративный материал, включающий значительное число проектов православных храмов на рубеже Х1Х-ХХ вв., а также современных храмовых комплексов, храмов и часовен.
В дополнение иллюстративного материала о современном отечественном храмостроительстве ФГУП ЦПП в 2004 г. выпущен сборник каталожных листов «Храмы, часовни, звонницы, причтовые дома», включающий около 40 проектов, разработанных в период 1990-2003 гг.
В 2010 г. в ОАО «ЦПП» вышло учебное пособие: «Храмостроительство. Духовные основы, традиции, современная практика». Пособие посвящено основным принципам формирования архитектуры православных храмов и комплексов. Оно рассматривает духовные основы архитектуры православных храмов, традиции православного храмостроительства, а также градостроительные, функциональные, планировочные, конструктивные, инженерные, композиционные вопросы и нормативные требования к проектированию православных храмов и комплексов.
К пособию прилагается DVD диск с уникальной подборкой более 20000 иллюстраций ко всем разделам. Для архитектора-храмостроителя особый интерес представляет иллюстративный материал по современной архитектуре храмов России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь собраны иллюстрации, отражающие типологические группы сооружений: соборы, малые храмы, колокольни, звонницы, часовни, а также иллюстрации по различным видам внутреннего и наружного убранства храмов.
Журналом «Приход» в 2012 г. выпущен CD-диск, в котором собраны материалы, посвященные вопросам обустройства, сохранения, восстановления и строительства новых храмов. Материалы предназначены для членов приходов, в круг обязанностей входят эти вопросы.
Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти там примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часов
Архитектор Кеслер М.Ю.