Курс «Основы храмостроительства» .

Введение в учебный курс. Храмовая архитектура. Термины. Канон и традиция в храмовой архитектуре. Символика архитектурных форм. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.

Введение в учебный курс. Курс «Основы храмостроительства» предназначен для представителей благочиний и  приходов, ведающих вопросами храмостроительной деятельности.

Сегодня в условиях, когда в ведении Церкви находится огромное количество храмов, есть возможность строить новые храмы и ей передают все новые храмовые постройки, часто нуждающиеся в реставрации, на уровне епархий и приходов необходимо иметь специалистов, которые могли бы грамотно решать вопросы, как сохранения достояния Церкви, так и кураторства нового строительства.

В предлагаемом курсе, рассчитанном на 12 публикаций, будет рассмотрен основной круг вопросов, с которыми приходится сталкиваться в данном виде деятельности.

Помимо общих вопросов храмовой архитектуры и церковного искусства, публикации будут посвящены трем основным вопросам: новое строительство храма; восстановление и реставрация возвращенного храма; сохранение храма и другого церковного имущества.

Эти знания необходимы церковным работникам для того, чтобы:

- иметь возможность грамотно сформулировать задание и проконтролировать действия проектировщиков и строителей;

- избежать ошибок в использовании храмов, являющихся памятниками культурного наследия;

- осуществлять эксплуатацию храма так, чтобы сберечь здание и другое церковное имущество.

Более углубленное рассмотрение этих вопросов возможно при ознакомлении с выпущенными методическими пособиями*.

 Архитекту́ра (от др.-греч. αρχι - старший, главный и др.-греч. τέκτων - строитель) - искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы).

Архитектура - это метод создания пространства с заданными свойствами, опирающийся на использование эстетического критерия для согласования множества функциональных, конструктивных и других аспектов.

В отличие от конструирования и строительной техники, архитектура как искусство поднимается до уровня художественного обобщения и выражения представлений человека о пространстве и времени, строении Вселенной. Поэтому архитектура как художественное творчество в строительных (конструктивных) формах принципиально символично. Как литературу не следует отождествлять с письменностью, так и архитектуру нельзя путать со строительством.

Архитектура как метод художественного творчества возникает от того, что человеческий разум имеет врожденную от Бога потребность, познавая мир, выражать себя, свои чувства, мысли, представления о Бесконечности, слагающиеся из конечных форм. Поэтому строительная конструкция - функциональный тип структуры, а архитектурная композиция - художественно-образная целостность.

Художественный образ пространства составляет смысл искусства архитектуры. Пространство, таким образом, выступает в качестве художественного содержания, а массы, объемы, плоскости, линии, его ограничивающие, - в качестве формы.

Канон и традиция в храмовой архитектуре

Важно различать закон и канон. Ветхозаветный закон действительно требовал точного исполнения, а вот канон (в переводе  «правило») тем и хорош, что говорит лишь о том, что в Церкви считается правильным, то есть о том, что близко к закону. Закон тоже говорит о том, что правильно, а что неправильно, но в каноне эта «правильность» оставляет место для каких­то исключений. Канон и традиция стремятся к устойчивости, но имеют тенденцию к изменению в зависимости от внешних обстоятельств.

Святые отцы не говорят, какого вида должен быть храм, не указывают, где помещать тот или иной сюжет росписи, каким должен быть церковный образ и т.д. Всё это вытекает из общего смысла храма, а потому и подчиняется определённому канону, определённым рамкам, аналогичным рамкам литургического творчества. Это общее правило передаётся из поколения в поколение в живом Предании Церкви, Предании, которое восходит не только к апостолам, но ещё и к ветхозаветному закону.

Используемые в канонической традиции храмоздательства образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение  учить и напоминать. Поэтому мы имеем такое богатство и разнообразие архитектурных решений, исходящее из духа и смысла традиции. Где Дух Господень, сказано в Писании, там и свобода. И эти дух и смысл должны находить своё выражение в том, что считается правильным и лучшим на данный момент. Понятно, что в разных культурах и в разные эпохи эти понятия будут различаться. Канон даёт возможность выразить «правильность по смыслу», так же, как предание, традиция  «правильность по духу», но совершенно не формально.

Символика храмовой архитектуры

Церковь создаёт искусство, которое в образах и формах видимого материального мира передаёт откро¬вение мира невидимого, божественного, делает этот мир первообразов доступным созерцанию и пониманию.

Единство Творца предполагает и единство обеих областей бытия: небесного и земного. Земное при всей своей относительной самостоятель¬ности и отличности от небесного должно являться отображением, образом небесного. Церковь  тщательно отбирала те формы, образы, линии, краски, мелодии, движения, которые могли бы адекватно отображать небесное в земном, невидимое в видимом. Так создалась совокупность образов (символов) Церкви, образный слой церковной жизни, которым проникнуто всё, что мы видим, слышим, с чем соприкасаемся в Церкви. В земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении.

Изучать символику храма отдельно от богослужения невозможно; она развивалась вместе с богослужением, вместе с ним раскрывалась и толковалась святыми отцами. Вне богослужения она теряет свой смысл, превращается в серию отвлечённых понятий. Поэтому человеку необходимо иметь представление о том особом мире, который представляет собою храм, и обо всём том, что в нём происходит.

Символика храмовой архитектуры формировалась одновременно со сложением чина литургии в Византии в период VІІХ вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и дававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX в. восприняла от  Византии и символическое толкование храма.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала  бу¬дущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, поль¬зуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной  декора¬ции для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Православный храм представляет собой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архи¬тектурно-строительное решение, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Храм как целостный символ способен выразить главные догматические основы православной веры, что является основанием для неизменности его архитектуры:

– образ Бога Троицы, в том числе: Христа Спасителя мира в Его божественном и человеческом естестве, в образах Света, Востока и Солнца правды; Святого Духа с благодатью и Дарами;

– образ мира, вселенной как творения Божия и Царства Божия, в т.ч. области небесного бытия Божия, Горнего, духовного, невидимого мира и видимого мира в его современном греховном состоянии и как частицы будущего, оправданного мира (новое небо и земля);

– образ человека в его трёхсоставности, степени духовного состояния и благочестия;

– образ Церкви в земном и небесном составе (Христос, Богоматерь, апостолы, святые), характеризующейся как единая, святая, соборная, апостольская, невеста Христова, спасительное прибежище, путеводная звезда, неотмирная, неодолимая «вратами ада»;

– образы, отражающие такие элементы учения Церкви, как: райская жизнь будущего века и спасение в Царстве Небесном через Крест, предстательство  Небесной Церкви через узкий путь, духовное горение и духовный рост, приоритет духовного над материальным;

– образы, отражающие события Священной истории, в т.ч.: домостроительство Божие, топография и события земной жизни Христа Спасителя, подобие скинии Моисеевой.

В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного, «Святого Иерусалима», которые символизирует православный храм, передан в следующих определениях:

– «он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот.... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот»;

– «город расположен четвероугольником ... длина и широта и высота его равны»;

– «стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу»;

– «престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы его будут служить Ему».

В земных образах храмов эти характеристики могут выражаться следующим образом:

– квадратная форма плана и кубическая форма объёма;

– трёхчастные членения с каждой стороны;

– центричность планировочной структуры, иерархия её элементов с престолом посредине;

– драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.

Следует отметить, что святоотеческие символические толкования были связаны с богослужением и относились в основном к внутренним формам храма. Наружные формы храма получили толкования лишь в XVIII в.,  как,  например, символика количества глав.

Словарь архитектурных терминов

АПСИДА – ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом /конхой/. В трёхчастном алтаре может предназначаться собственно для алтаря, для ризницы и для жертвенника.

БАРАБАН – венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. В большинстве случаев имеет оконные проёмы. Глухой барабан без оконных проёмов называется шеей.

ГЛАВА – наружная часть купольного перекрытия барабана, как правило, в форме шлема или луковицы.

ГУЛЬБИЩЕ – открытый или крытый обход, окружающий здание храма.

ЖУРАВЕЦ – элемент каркаса главы, крепящийся к центральному столбу, несущему крест, в виде деревянного шаблона с абрисом поверхности вращения главы.

ЗАКОМАРА – полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода.

КОКОШНИКИ – декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заострённым верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проёмов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.

КОНХА /греч. – раковина/ – перекрытие апсиды в форме полукупола или сомкнутого полусвода.

КОРАБЛЬ /неф/ – вытянутая в длину часть храма, отделённая в продольном направлении колоннадами, аркадами или столбами. Различаются средний и боковые нефы.

КРЕСТОВО­КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ – имеет четыре столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие свод на световом барабане, переходом к которому служат паруса. В плане крестово-купольный храм образует пространственный крест. К центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, перекрытые сводами. Крестово­купольный храм имеет трёхнефный или пятинефный вариант.

КУПОЛ – полусферическое покрытие здания (или его части) круглой, квадратной или многоугольной формы. Куполами называют также многочастные сомкнутые своды. Слово «купол» относят и к наружным покрытиям храмов.

ЛУКОВИЦА – см. ГЛАВА.

НЕФ – см. КОРАБЛЬ.

ПАРУС – конструкция в виде вогнутого сферического треугольника, являющаяся переходной от прямоугольного основания к круглому в плане купольному покрытию или барабану.

ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ – кровля, уложенная непосредственно по сводам /кома-рам/.

ПРЯСЛО – часть стены храма, заключённая между двумя пилястрами или лопатками.

СВОД –  каменная, кирпичная или бетонная конструкция покрытия с криволинейными очертаниями.

СЛУХИ – открытые проёмы в шатровом покрытии колоколен, обрамлённые наподобие оконных проёмов наличниками.

СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА – основное помещение, предназначенное для молящихся, символизирующее обновленный, безгрешный мир, нижняя часть которой означает земную, а верхняя часть – небесную область бытия.

СТОЛП – массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.

ТРИБУН – квадратное основание барабана главы храма.

ЧЕТВЕРИК – нижняя часть храма, имеющая квадратную форму в плане.

ШАТЕР – покрытие в форме высокой четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.

ЯБЛОКО – основание для креста, который устанавливается на главе храма.

 

* Свод Правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», выпущен ГУП ЦПП и утвержден в 2000 г. Госстроем России.

В развитие Свода Правил ФГУП ЦПП было выпущено пособие по проектированию и строительству «Православные храмы» МДС 31-9.2003, состоящее из трех томов.

В первом томе «Православные храмы. Идея и образ» собраны мысли о храме, высказанные наиболее известными авторами, начиная со святоотеческого периода и кончая современными исследователями. Данный материал служит основой для церковного подхода к решению проблем современного храмостроительства в русле канонической традиции.

Второй том «Православные храмы и комплексы» является пособием по проектированию и строительству храмов (к СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»). Он посвящен как общим принципам, так и практической стороне храмостроительства.

В третьем томе «Православные храмы. Примеры архитектурно-строительных решений» представлен дополнительный иллюстративный материал, включающий значительное число проектов православных храмов на рубеже Х1Х-ХХ вв., а также современных храмовых комплексов, храмов и часовен.

В дополнение иллюстративного материала о современном отечественном храмостроительстве ФГУП ЦПП в 2004 г. выпущен сборник каталожных листов «Храмы, часовни, звонницы, причтовые дома», включающий около 40 проектов, разработанных в период 1990-2003 гг.

В 2010 г. в ОАО «ЦПП» вышло учебное пособие: «Храмостроительство. Духовные основы, традиции, современная практика». Пособие посвящено основным принципам формирования архитектуры православных храмов и комплексов. Оно рассматривает духовные основы архитектуры православных храмов, традиции православного храмостроительства, а также градостроительные, функциональные, планировочные, конструктивные, инженерные, композиционные вопросы и нормативные требования к проектированию православных храмов и комплексов.

К пособию прилагается DVD диск с уникальной подборкой более 20000 иллюстраций ко всем разделам. Для архитектора-храмостроителя особый интерес представляет иллюстративный материал по современной архитектуре храмов России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь собраны иллюстрации, отражающие типологические группы сооружений: соборы, малые храмы, колокольни, звонницы, часовни, а также иллюстрации по различным видам внутреннего и наружного убранства храмов.

Журналом «Приход» в 2012 г. выпущен CD-диск, в котором собраны материалы, посвященные вопросам обустройства, сохранения, восстановления и строительства новых храмов. Материалы предназначены для членов приходов, в круг обязанностей входят эти вопросы.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти там примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часов

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *