Оценка архитектурного решения храма

 

Наличие в епархиях Комиссий по храмоздательству, а также организация общецерковного Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации,  ставит задачу создания единого подхода экспертов к оценке произведений современной храмовой архитектуры.

В свою очередь, опыт проведения конкурсов на проекты и постройки современных православных храмов показал значительный разброс мнений членов жюри при отборе лучших работ, представленных на конкурс ввиду отсутствия единых критериев отбора.

Здесь предпринята  попытка создания единых критериев оценки архитектурных решений произведений храмового зодчества. Оценка производится по основным характеристикам архитектурных решений, как они обычно представлены в проекте, включающим как общие архитектурные критерии, так и специфические для храмового зодчества, такие, например, как функция богослужения, символика архитектурных форм и т.д. Перечень критериев сопровожден комментариями, более полно раскрывающими их смысл.

  • Правильность градостроительного размещения храма в окружающей среде, в т.ч., доминантность, условия восприятия, доступность, ориентация по странам света.

Храм должен располагаться по возможности в лучшем месте населенного пункта (центральная площадь, парк, в створе главной улицы), а не по остаточному принципу среди унылой застройки или торгового центра. Его доминантность и привлекательноость в условиях размещения среди крупных жилых и общественнных зданий может быть обеспечена богатой пластикой формы, использованием цвета и монументального искусства. Размещение храма должно иметь пешеходную доступность от жилой застройки, а также обеспеченность общественным транспортом. Ориентация храма по странам света может быть не строго по оси запад-восток, а учитывать особенности его градостроительного размещения в застройке.

 

  • Правильность организации территории храма: зонирование, благоустройство; при наличии вспомогательных зданий и сооружений - их связь с храмом, возможность строительства очередями.

 

Размещение храма и других сооружений храмового комплекса должно обеспечивать главенствующую роль храма при его восприятии с направлений подходов и подъездов, удобные функциональные связи между отдельными зданиями, наличие всех необходимых вспомогательных сооружений (дренажный колодец, печь для сжигания записок и т.д.). Проект застройки территории должен учитывать возможность будущего строительства дополнительных зданий и сооружений в ходе развития жизни прихода.

 

  • Учет связи объемно-планировочного решения храма с современными условиями церковной жизни, соблюдение норм и правил, экономичность ОПР.

 

Объемно-планировочное решение должно не только соответствовать требованиям православного богослужения, но и учитывать современные условия церковной жизни, в т.ч. наличие необходимых вспомогательных помещений технического характера, ухода за ребенком,  гардеробной верхней одежды, церковной лавки.

 Оъемно-планировочное решение должно обеспечивать соблюдение государственных стандартов по обеспечению доступности и безопасности пребывания в храме и вспомогательных зданиях храмового комплекса.

Экономичность строительства может быть достигнута через рациональное использование объема храма, возможность строительства очередями, использование котлована для организации цокольного этажа, отсутствие механической вентиляции, лифтов и др.

 

  • Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся и эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы.

 

Архитектурно-строительное решение храма должно обеспечивать оптимальные условия температурно-влажностного режима для комфортного пребывания молящихся, обеспечивать удобство и экономичность его эксплуатации, включая техническое обслуживание и уборку. Особое внимание должно быть уделено акустике храма, распространение слышимого и разборчивого звука в любое место пребывания молящихся и священнослужителей.

Размещение и архитектурное решение звонницы должно обеспечивать удобство доступа к ней и беспрепятственнное распространение звука

 

  • Выбор конструктивного решения, обеспечивающего поставленную задачу организации внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания.

 

Если поставлена задача организации обширного внутреннего пространства храма с хорошей обозримостью богослужения в любой его точке, то решить ее можно с использованием монолитной конструкции бесстолпного покрытия. Экономичность и быстровозводимость храма достигается с использованием монолитного бетона в покрытии и внутренних несущих конструкциях.

Нежелательно использование многослойной конструкции наружных стен с внутренним слоем утеплителя, что характерно для гражданского строительства зданий, рассчитанных на ограниченный срок эксплуатации.

 

  • Символическая наполненность устройства, форм и деталей в соответствии с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме.

 

Обще архитектурное решение храма, его внешний облик и интерьер, отдельные формы и детали должны отражать символику храма и богослужения, как она трактуется в святоотеческих писаниях и опыте Церкви. Ни одно из составляющих архитектурное решение храма не должно быть применено просто ради эстетики, а должно быть наполнено богословски осмысленным содержанием. Это объясняет устойчивую традиционность применяемых композиционных приемов и средств выразительности в православном храмоздательстве, богословие и богослужение которого неизменно в любую эпоху.

Следует обратить внимание на организацию светопроемов в храме, полагая, что свет в храме существует не просто для освещения внутреннего пространства, а символизирует собой божественный свет Христа, идущий с небес. Поэтому с древности свет поступал в храм в основном из светопроемов барабана главы и небольших проемов в верхней зоне храма.

 

  • Композиционные достоинства и недостатки ОПР:

 

Данный критерий отражает профессиональную осведомленность автора проекта в законах построения архитектурной композиции и особенностей храмоздательства, в том числе:

- отражение в объемной композиции и внешнем облике храма особенностей его функции и размещения в окружающей среде;

- соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству;

- размещение светопроемов в стенах, обеспечивающее размещение монументальных росписей и икон в нижней зоне храма;

- иерархичность в сочетании объемов и размещении декоративного убранства;

- симметрия в главном и ассиметрия в деталях;

- пропорциональность целого и частей;

- осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;

- простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д.

 

  • Использование средств художественной выразительности для выражение величия и красоты храма Божьего.

 

Благолепие храма достигается при использовании следующих приемов:

- синтез искусств (монументальная роспись, мозаика, художественное литье и ковка, резьба иконостаса и киотов и пр.);

- использование лучших и натуральных материалов, отказ от использования заменителей и имитации, в т.ч. нитридтитана взамен позолоты);

- вложение большого труда, благоукрашение драгоценными материалами (например ручная резка белого камня, а не каменное литье);

- выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма, новизна и привлекательность художественного решения (особое внимание следует обратить на выразительность решения входного портала, который встречает входящего в Дом Божий).

 

  • Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции.

 

Этот критерий отражает принадлежность храмовой архитектуры вселенской православной традиции, а не только национальной, хотя критерий узнаваемости именно русского православного храма имеет большое значение.

 

  • Наличие развития, обновления языка архитектуры храма при сохранении основных характеристик и смелости нововведений.

 

Приверженность традиции не означает механическое повторение архитектурных решений прошлого. Сама традиция дает нам пример непрерывного и смелого поиска нового, созвучного эпохе. Но и нововведения не должны стать самоцелью, а вытекать из естественных условий существования Церкви в новых условиях окружающей жизни, технических возможностей строительства, но не подделываясь под нее, а избирая то, что соответствует современным требованиям Церкви.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *