Архитектура экуменизма

  1. Экуменизм

Экуменизм (в переводе с др.-греч. — «обитаемый мир», «вселенная») — идеология всехристианского единства. Прежде всего, с ней связывается движение за объединение христианских церквей. Преобладающая роль здесь принадлежит протестантским организациям.

Начало движению положила протестантская Всемирная миссионерская конференция 1910 г. в Эдинбурге. Последствием ее решений стало образование Международного миссионерского совета (1921), международных обществ «Жизнь и деятельность» (1925), «Вера и порядок» (1927). В 1938 г. началась работа по слиянию этих организаций, завершившаяся на Первой ассамблеей в Амстердаме (1948) и учреждением Всемирного совета церквей (ВСЦ). Ныне он объединяет более 300 церквей из 100 стран мира (около 440 млн верующих). В состав ВСЦ, наряду с протестантскими церквями, входит ряд православных (с 1961 г. — Русская Православная Церковь) и дохалкидонских церквей. Римско-католическая церковь принимает в его работе наблюдательное участие. Центр ВСЦ находится в Женеве. Регулярно проводятся всемирные конференции ВСЦ, где согласовываются позиции по вопросам вероучения и общественного служения церквей.

С православной точки зрения совместное празднование религиозных праздников и молитва с представителями иных вер и конфессий недопустимо: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен»; «Епископ, или пресвитер, или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен»; «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свещу: да будет отлучен от общения церковного», – сказано в Книге Правил Православной Церкви.

      Однако  из года в год в Москве проходит молитвенная встреча, посвященная единству христиан в соборе на Малой Грузинской. Она происходит следующим образом: после приветствия главы католической архиепархии и призывания Святого Духа на всех молящихся совершается литания присутствия Христа; представители конфессий по очереди зачитывают фрагменты Священного Писания, а потом выступают с обращением к верующим, после чего произносят воззвания о единстве христиан.

1 октября 2018 года в Астане завершил свою работу VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Форум проходил под лозунгом «Религиозные лидеры за безопасный мир». По итогам участники — представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма, даосизма, синтоизма, индуизма, зороастризма — всего более 80 делегаций из 46 стран мира приняли совместную декларацию. Одним из пунктов Декларации стал тезис: "способствовать сближению различных цивилизаций и религий как краеугольной основы человеческого сосуществования".

Движение экуменизма не ограничивается совместными встречами религиозных деятелей разных конфессий, но имеет зримое воплощение в таких архитектурных объектах, как парки мировых религий, межконфессиональные сооружения (храмы),  сооружения и храмы экуменического диалога. В настоящее время строится откровенно оккультно-масонский город – Астана, в Бразилии в натуральную величину воссоздается копия Храма Соломона, повсеместно возникают экуменические комплексы, такие как «Рух Ордо» в Кыргыстане, а в Подмосковье некие силы пытаются всеми силами соорудить «Парк мировых религий». 

  1. Парки всех религий

 Парк мировых религий в Московской области

Планируется, что этот объект — культурно-просветительский комплекс «Парк народного единства и согласия» — появится на севере Подмосковья.

Общая площадь парка составит 250 га. Проект пока находится в начальной стадии, место строительства и размер инвестиций определяются.

Идея создания тематического парка принадлежит Межрелигиозному совету России (МСР) и российской IT-компании Crystal Protection. Архитектурная концепция будет реализована израильским архитектурным бюро Dmazo. Авторы проекта утверждают, что это будет самое масштабное сооружение в мире подобного рода.

Основными принципами парка авторы проекта называют гармонию, созидание, взаимоуважение религий, духовное возрождение России. При этом помимо религиозного просвещения ставится задача продемонстрировать вклад России в развитие человечества и высоких технологий — от исследования космоса до микробиологии.

Парк, именуемый в проектной документации «культурно-просветительским комплексом», разделен на четыре зоны: религиозную, досуговую, коммерческую и парковую. В центральном блоке планируется выстроить православную церковь, синагогу, мечеть и буддийский храм вокруг видообразующего элемента — «дома народов России» в форме сплюснутого яйца, из которого выходит конструкция в виде башни, напоминающей гигантский факел. По замыслу архитекторов, здание будет символизировать зерно. Из «зерна» будет «произрастать» башня «древо жизни» — символ новой жизни и стремления ввысь.

        Авторы проекта отмечают, что храмы, вероятно, будут частично действующими. Между ними будут курсировать экскурсионные поезда. На территории комплекса также появятся крупные ландшафтные сооружения и «Фонтан мира и добра». В составе «парка народного единства и согласия» фигурируют конгресс-холл, музей истории религий с библиотекой, «Дом народов России», музей Великой Победы, комплекс «Космос», «Лабиринт знаний», 3D-комплексы «Флора» и «Фауна», «Футуротекс» (выставка инноваций), мультимедийный экспоцентр, 3D-планетарий, детский городок, спортивная площадка, кинотеатр, театрально-концертный зал, гостиничный комплекс, сеть ресторанов и кафе, а также книжные и сувенирные бутики.

Тематические религиозные парки давно создаются по всему миру. Особую популярность они имеют в США. Наиболее посещаемый — The Holy Land Experience — находится в штате Флорида и принадлежит калифорнийской корпорации Trinity Broadcasting Network, владеющей сетью кабельных телеканалов. Парк открылся в 2001 году, инвестиции в строительство составили $15 млн.

Одной из главных достопримечательностей The Holy Land Experience является здание с коллекцией старых Библий и артефактов — самой обширной после собрания Ватикана. Среди основных элементов также масштабная модель Иерусалима, выставка скрижалей Мертвого моря, копия Гроба Господня, «Театр жизни» — кинотеатр с подборкой семейных фильмов от TBN, танцующие фонтаны и много другое.

Культурный центр «Рух Ордо» в Кыргыстане

Культурный центр «Рух Ордо» расположен в городе Чолпон Ата на берегу озера Иссык-Куль. Основан комплекс был в 2002 году, а в 2008 году выкуплен частной компанией, и назван в честь Ч.Айтматова.

На территории комплекса по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга расположено пять абсолютно одинаковых по своему внешнему виду белых часовен. Единственное их внешнее различие – это символы различных мировых религиозных конфессий, расположенные на их верхушках. Таким образом, подчеркивается равенство духовного наследия христианства, мусульманства, иудаизма и буддизма для всего человечества и необходимость толерантного и уважительного отношения к представителям других вероисповеданий.

В каждой из часовен собраны реликвии для верующих данной религии. У буддийского храма расположен колокол желаний. В католической часовне огромная картина посвящена Святому Матфею. На стенах синагоги находится огромная картина, изображающая седую женщину с большими добрыми глазами. По традиции, в мусульманской мечети нет ни одного изображения живых существ, вместо этого – суры из Корана и два ковра ручной выделки, символизирующие два течения в исламе: суннизм и шиизм.

Первым экспонатом парка стало дерево жизни, напоминающее цветущую японскую сакуру. Недалеко от дерева жизни – беседка науки, где в окружении изображений великих ученых Аристотеля, Коперника, Авиценны и других силой воды вращается гранитный шар, символизирующий течение времени и незыблемость истины. По всему периметру комплекса расположены статуи и изваяния различных деятелей как кыргызской, так и мировой истории, мифологии, науки, искусства.

     Мемориальный комплекс на Поклонной горе

В мемориальный комплекс на Поклонной горе в настоящее время входят православный храм Георгия Победоносца, мечеть и синагога. В дальнейшем там появится армянская часовня, католический и буддийский храм.

Храм-памятник в честь Георгия Победоносца был заложен рядом с мемориалом на Поклонной горе в 1994 г. Построенный к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., этот храм-памятник стал местом молитвенной памяти обо всех погибших.

Открытие комплекса синагоги и «Музея Еврейского наследия и Холокоста», возведенного Российским еврейским конгрессом состоялось в сентябре 1998 г. Здание Синагоги и музея стало ярчайшим примером современной синагогальной архитектуры.

Мемориальная мечеть в Парке Победы Поклонной горы в числе храмов других традиционных для России религиозных конфессий построена в память мусульман, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мечеть открыта 6 сентября 1997 года, в день празднования 850-летия Москвы. Во внешнем облике мечети соединены черты разных мусульманских архитектурных школ. При мечети действует община и медресе.

В память об армянах — участниках Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве будет возведена армянская часовня. На первом этаже будет действовать музей, экспонатами которого станут многочисленные свидетельства участия армян в Великой Отечественной войне.

На территории парка Победы будет также возведен мемориально-культовый комплекс в память буддистов, погибших в годы Великой Отечественной войны. На месте предполагаемого строительства буддийского храма сначала появится ступа - буддийское монументальное сооружение для хранения реликвий. Далее на Поклонной горе за счет средств общины будет построен буддийский храм.

Храмовый комплекс четырёх религий  в Отрадном

Духовно-просветительский центр четырёх традиционных российских религий включает в себя православную часовню и храм, двух минаретную мечеть, синагогу и буддийскую пагоду. Центр создан по инициативе благотворительного фонда духовного развития татарского народа "Хиляль".  

Строительство мечети Ярдэм началось осенью 1996 года, а в сентябре 1997 года состоялось торжественное открытие мечети.   Архитектура мечети своеобразна: с двумя минаретами, напоминает стиль постройки мечетей Средней Азии, Ирана, других мусульманских стран Востока. Название мечети "Ярдэм, в переводе с татарского означает "помощь".  

 В непосредственной близости от мечети расположился православный  храм Николая Мирликийского.  Построили храм в 1997-1999 годах. На другом берегу несколько уединённо разместилась синагога.

Далай-лама XIV, благословляя строительство московского храма, дал название - "Центр изучения и практики учения Будды" и подчеркнул, что храм должен объединить все направления буддизма, быть местом буддийской философии и нравственности.

Это будет трехэтажное кирпичное строение с малым деревянным храмом на крыше, в традиционном для буддистских культовых зданий стиле. На первом этаж разместятся молельный зал, помещения для служителей культа и столовая. На втором - конференц-зал, зал медитации и покои Далай-ламы. На третьем - библиотека и администрация. Общая площадь храма составит почти 3 тыс. кв. м. Из них 600 метров займут культовые помещения и более 300 метров - медицинский центр.

 Поликонфессиональный религиозно-культурный центр Ставрополья

Сообщения в прессе о намерении построить в регионе Кавказских Минеральных Вод на десяти гектарах земли поликонфессиональный, межрелигиозный центр, где на одной площадке планируется разместить молитвенные помещения разных религиозных традиций, вызвало бурную общественную дискуссию. Проект вызывает недоумение казачества, верующих и духовенства: «Мы не против других религий, мы миролюбиво относимся к мусульманам, иудеям, к представителям армянской апостольской церкви. Но мы против того, чтобы смешивать это все, как говорится, под одной крышей. Наши верующие люди этого не поймут, будет еще больше разделений, больше нападок на нашу Православную Церковь, раздоров. А мы внутри своей Церкви должны быть едины».

Многоконфессиональный религиозный комплекс в Коммунарке

В Коммунарке на территории Новой Москвы выделили 10 гектаров земли под строительство многоконфессионального религиозного комплекса.

Департамент развития новых территорий объявляет, что в стенах этого большого комплекса будут центры четырёх мировых религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма. Каждое здание займёт примерно 2000 квадратных метров. Многоконфессиональный комплекс разместят недалеко от набережной в зоне общественного пространства.

В ближайшее время ожидается межрелигиозное совещание. «Представители четырех основных религий сами определят, что им предпочтительнее строить. На мой взгляд, здесь логичнее было бы совместить и религиозную, и просветительскую деятельность», — сообщил  руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

 Мемориальный комплекс в парке «Патриот»

В парке «Патриот» в подмосковной Кубинке рядом с храмом Вооруженных сил России хотят построить мечеть, синагогу и буддистский храм.

Главный храм Вооруженных сил РФ планируется построить к 75-летию победы в Великой отечественной войне. Ожидается, что его высота составит 95 метров, и он станет третьим по высоте православным храмом мира после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Главный храм Вооруженных сил РФ будет построен в новой архитектурной традиции из стекла и металла.

Глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы Альбир Крганов сказал: «Мы очень надеемся, что будет принято решение и о строительстве мечети рядом с будущим православным храмом, потому что велика роль людей, исповедовавших другие религии, в Великой Отечественной войне, и в борьбе с Наполеоном. И сегодня в Сирии служат мусульмане выполняя свой гражданский долг и представители других религий. 

Мы от Духовного собрания мусульман России обратились к министру обороны Сергею Шойгу, мы обратились и к его Святейшеству патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, потому что он является почетным председателем Межрелигиозного совета России, чтобы было принято положительное решение», — сказал Альбир-хазрат Крганов.

Планируется, что мечеть будет представлять собой белокаменное здание, схожее с архитектурой древних храмов Татарстана и Дербента. Муфтий Крганов также добавил, что «было бы правильно возвести рядом синагогу и буддийский храм».

Пресс-секретарь патриарха Кирилла, священник Александр Волков рассказал, что глава РПЦ рассмотрит предложение: "Если просьба будет исходить от множества людей, военнослужащих, наверное, её стоит рассмотреть. Но при этом, не думаю, что здесь нужно как-то все время пытаться создавать искусственный паритет. У нас есть храм на Поклонной горе, там же есть и мечеть, и это такой общий духовный мемориальный комплекс, где совершаются богослужения".

 

По столь актуальной теме расположения культовых сооружений в стране с православным большинством находим упоминание в канонических ответах Иоанна епископа Китрского епископу Диррахийскому Константину Кавасиле, который жил в конце XII столетия.

ВОПРОС: «Позволяете ли вы Армянам, живущих в этих городах, строить церкви со всякой свободой или нужно препятствовать им, если они делают, как пожелают?»

ОТВЕТ: «В христианских странах и городах искони иноязычные и инославные (иудей, армяне, измаильтяне, агаряне и прочие) жили отдельно, не смешиваясь с христианами. Поэтому определяются места таковым племенам или в городе, или вне города так, чтобы они были там приписаны и их жилища не распространялись за пределы этих мест. Изобретено же это древними царями, как я думаю по трем причинам: во-первых, чтобы из этого стесненного и отдаленного места обитания они понимали, что они считаются отверженными по причине осужденной их ереси. Во-вторых, чтобы хотя помалу, посредством частой беседы с христианами они подвигались бы к изменению, если не все, то хотя бы некоторые, которых возлюбило спасение. В-третьих, чтобы кому это нужно, пользовались плодами их достижений. Вот и Армяне в том месте, к которому они приписаны и строят храмы и совершают соответственное их учению, останутся неизменными. Это же относится и к иудеям, и к арабам живущим в христианских городах. Если же они нарушают пределы отведенного их места, не только сами встречают препятствия, но и их жилища, каковыми не были, разрушатся. Удобная и небоязненная жизнь в этих местах давно погублена».

  1. Межконфессиональные сооружения (храмы)

 Макет храма всемирной религии в католическом соборе Игнатия Лойолы

В римским католическом соборе Игнатия Лойолы, хранится макет храма всемирной религии,  вокруг которого расположены копии многочисленных культовых сооружений различных религий и сект, даже копия храма Василия Блаженного, и других православных храмов.

   Межконфессиональная часовня мира в Далласе

Выдающийся архитектор Филип Джонсон, скончавшийся в 2005 году, занимался этим проектом с середины 1990-х. Тогда община протестантского собора Надежды обратилась к нему, собравшись построить новый храм. Джонсон запланировал, кроме масштабной христианской церкви, небольшую часовню для верующих всех конфессий, отгороженную от собора стеной звонницы. Эта звонница, освященная в 2000 году, и часовня мира остались единственными реализованными элементами проекта.

Формы постройки выдержаны в русле экспрессионизма. В плане она слегка напоминает рыбу, изначальный христианский символ, но в остальном является совершенно абстрактным по форме сооружением, намеренно лишенным каких-либо культурных аллюзий —надписей и произведений искусства в интерьере. Это небольшое пространство освещается через окно в перекрытиях в противоположном от входа конце здания, там, где устроено небольшое возвышение. Основное пространство вмещает не более 175 человек; в подвальном этаже находятся подсобные помещения, в том числе — многочисленные сакристии для представителей тех конфессий, которые планируют использовать часовню (среди них — дзэн-буддисты, индуисты и католики).

Часовня кадетов американских воздушных сил

Часовня кадетов американских ВВС построена в 1962 году известным архитектором Walter Netsch‘ом. Основной целью было — объединить три различных церкви под одной крышей.

На первом этаже расположена протестантская часовня, рассчитанная на 1200 человек. Чуть ниже находится католическая часовня для 500 человек. Еще дальше располагается еврейская часовня всего на 100 мест. Помимо прочего, в часовне кадетов есть специальные места без религиозного символизма, которые могут быть использованы различного рода конфессиями. Высота   часовни достигает 46 метров, длина до 85 метров, ширина 26 метров.

Православный центр Константинопольского Патриархата в Шамбези

Правосла́вный це́нтр Константино́польского Патриарха́та основан в 1966 году Патриархом Константинопольским Афинагором в пригороде Женевы — деревне Шамбези на случай, если бы Константинопольскому патриарху пришлось покинуть Стамбул.

Центр объединяет три храма:  храм св. апостола Павла с приделами во имя Пресвятой Троицы и святой великомученицы Екатерины, храм (часовня) Воскресения Христова и пять православных приходов (грузинский, арабский, греческий, румынский и франкоязычный), а также экуменический «Институт повышения квалификации».

Вначале была построена часовня в честь Воскресения Христова. Строительство храма в честь св. апостола Павла началось в 1971 году. В 1975 году под ним соорудили криптовый храм, который был освящен в честь святой великомученицы Екатерины – и этот храм стал центром жизни франкоязычной православной общины. После окончания строительства румынской общине разрешено было совершать богослужения в часовне Воскресения Христова. Центр был открыт 19 октября 1975 г.

В центре проходили Всеправославное Совещание (1968 г.), заседание Межправославной подготовительной комиссии (1971, 1986 г.), предсоборные Совещания (1976, 1982, 1986, 2009).

Благодаря тому, что в Женеве расположен Всемирный Совет Церквей, Православный центр в Шамбези стал средоточием экуменической деятельности Константинопольского Патриархата. В 1977 году здесь начался православно-католический диалог, продолжающийся до сего времени. В центре проходили заседания Смешанной богословской комиссии по богословскому диалогу между Православной и нехалкидонскими церквами, с магометанами и иудаистами.

В этом центре Константинопольского Патриархата с 22 по 28 января 2016 года проходило Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей, на котором обсуждались проекты документов Всеправославного Собора, в том числе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», который  вызвал неоднозначную реакцию верующих из за присутствующих там положений о участии Православной Церкви в экуменической деятельности.

Хотя центр именуется православным, в его внешнем облике и внутреннем убранстве нет ничего общего с православной традицией храмоздательства. Архитектура центра скорее соотносится с модернистскими сооружениями культовых зданий католиков и протестантов. Даже Креста нет над глухим бетонным зданием, где располагается храм. Система и манера росписей также далеки от православной традиции и вызывают, мягко говоря, недоумение.

Пирамида мира в Астане

В настоящее время строится откровенно оккультно-масонский город – Астана. В нем 1 октября 2018 года завершил свою работу VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий, форум проходил под лозунгом «Религиозные лидеры за безопасный мир».

Если поменять местами буквы первого слога названия города Астана, то из этого слова получится «сатана». На гербе города над словом "АСТАНА" помещен вензель, отчетливо напоминающий  голову Бафомета.

Астана — первая столица, построенная в 21-м веке и отлично представляющая лицо нового мира: Новый Мировой Порядок и прославление древнейшей религии человечества: солнечного культа.

Пирамида Мира, задуманная самым плодовитым архитектором Британии, лордом Норманом Фостером, представляет собой странное зрелище посреди азиатских степей. Здание посвящено "отречению от насилия" и "воссоединению мировых религий". Норман Фостер сказал, что здание не содержит узнаваемых религиозных символов, и это дает возможность гармоничному воссоединению конфессий.

Входя в пирамиду, мы попадаем в подвальный этаж с темным, пещерным интерьером. На этом этаже размещается опера Астаны. Почти весь потолок занимает изображение солнца.

Прямо над оперным театром находится центральное пространство пирамиды. Оно служит для проведения конференций, воссоединяющих религиозных лидеров мира. которые восседают у громадной фигуры солнца. Образ солнца в середине круглого стола находится точно поверх солнца оперного театра. Пока основное население развлекается в темноте материального мира, просветленные, сидя прямо над ними, обдумывают пути достижения Нового Мирового Порядка.

Вершина круглая, вся в окнах, купается в лучах солнца. В окна встроены изображения белых голубей, олицетворяющие мир, который настанет в результате объединения мировых правительств и религий под эгидой Нового Мирового Порядка.

Отделы пирамиды (нижняя мрачная опера, конференц-зал в середине и божественная вершина) воплощают пифагорейское видение мира. « ... Пифагор разделил Вселенную на три части, которые он назвал Высочайший Мир, Высший Мир и Низший Мир. Главный из них, Высочайший Мир, является тонкой проницаемой духовной сущностью, пронизывающей все вещи, и, следовательно, истинной плоскостью самого Высочайшего божества, и при этом божество является вездесущим, всемогущим и всеведущим. Оба подчиненных мира существуют в природе этой высочайшей сферы. Высший Мир является обиталищем бессмертных. Это также и место архетипов, или печатей; их природа ни в коей мере не сходна с земной материальностью, но они, отбрасывая свою тень в глубину (Низший Мир), осознаются только через свои тени. Третий, Низший Мир, является обиталищем тех созданий, которые состоят из материальной субстанции или же заняты трудами над материальной субстанцией. Таким образом, это обиталище смертных богов, демиургов, ангелов, которые имеют дело с людьми, и демонов, имеющих земную природу. Сюда же относятся человечество и низшие царства, временные жильцы на земле, но способные подняться в высшие сферы через разум и философию ... »

Другое сооружение Астаны монумент Байтерек точно такой же символ. Также спроектированный сэром Норманом Фостером, монумент задуман как символ народной сказки о мифическом дереве жизни и волшебной птице счастья. Птица Самрук отложила яйца в расщелине между двумя ветвями тополя. Яйцо — золотой шар на вершине монумента — опять-таки символизирует Солнце, верховное божество. Это "дерево жизни" представляет канал, через который духи покидают материальный мир и входят в божественный мир. Эта концепция повторяется большинством (если не всеми) эзотерическими обществами. Внутри шара находится золотой треугольник с отпечатком руки Назарбаева. Другая достопримечательность - композиция Бата. Это шар с подписями представителей семнадцати религиозных конфессий.

Другая масонская символика в городе это две колонны и одна между ними, на заднем плане. Пара золотых колонн представляет собой две колонны масонства, Боаз и Яхин.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *