Размышления на тему архитектурного конкурса «Проект православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек»

Расположение сопутствующих помещений в цокольном этаже – достаточно распространенная практика современного храмостроительства. А вот вариант с пристроенными к храму сопутствующими помещениями практически не встречается или встречается крайне редко в каких-то особых условиях. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.

В Программе конкурса указано, что особое внимание обращается на храмовые комплексы с расположением сопутствующих помещений в цокольном этаже, либо пристроенные к храму. Под сопутствующими помещениями подразумеваются помещения служебно-бытового, просветительского, благотворительного и хозяйственного назначения. Это объясняется тем, что в современных условиях строительство храмовых комплексов осуществляется как правило в затесненной городской застройке (не более 0.5 га), где нет значительных пустующих участков и нет возможности отдельного строительства храма и причтового дома со всеми сопутствующими помещениями.

Надо сказать, что расположение сопутствующих помещений в цокольном этаже – достаточно распространенная практика современного храмостроительства. А вот вариант с пристроенными к храму сопутствующими помещениями практически не встречается или встречается крайне редко в каких-то особых условиях.

Оценка архитектурных решений, представленных на конкурс, производится исходя из совокупности ряда критериев, среди которых - соответствие форм храма православной канонической традиции, богослужебной функции и архитектурной символике.

Поэтому поразмышлять предлагается на тему соответствия форм храма с пристроенными сопутствующими помещениями православной канонической традиции, богослужебной функции и архитектурной символике.

1.      По критерию соответствия форм храма с пристроенными сопутствующими помещениями православной канонической традиции такой вариант не проходит, так как православная каноническая традиция такого совмещения храма с сопутствующими помещениями не знает.

2.      По критерию соответствия форм храма с пристроенными сопутствующими помещениями богослужебной функции можно сказать следующее. Режимы функционирования храма и сопутствующих помещений служебно-бытового, просветительского, благотворительного и хозяйственного назначения совершенно разные. Практически все сопутствующие помещения функционируют во внебогослужебное время храма.

3.      По критерию соответствия форм храма с пристроенными сопутствующими помещениями архитектурной символике такой вариант может оказаться плох тем, что храм со специфической символикой своих форм, где каждая деталь символически отображает какую-либо сторону православной догматики о храме, может быть скрыт пристроенными сопутствующими помещениями.

Храм являет собой образ Царства Небесного, это явленное нам Небо на земле, Дом Божий, к которому у нас должно быть совершенно особое чувство благоговения как к святыне. Поэтому не стоит просто так легко в угоду сиюминутной потребности экономии земли отказываться от этого чувства отношения к храму как святыне, нельзя храм превращать в одну из составляющих функционирования комплекса, где наряду с проведением праздников и трапез будут удовлетворятся «духовные потребности».

Рассмотрим, некоторые примеры авторских работ храмовых комплексов с пристроенным к храму расположением сопутствующих помещений.

В храмовом комплексе, посвященном 1000-летию Крещения Руси, храм играет главную роль, а сопутствующие помещения расположены в двухэтажных корпусах, образующих внутренний двор, предназначенный для торжественных многолюдных богослужений на открытой площадке двора, как это было во время празднования 1000-летия Крещения Руси на территории Свято-Даниловского монастыря.

Та же композиция использована автором при проектировании храмового комплекса в условиях севера в г. Печора (Коми). Внутренний двор от северных метелей защищают стоящие по периметру здания сопутствующих помещений, доступ к которым осуществляется из храма, не выходя на улицу.

В храмовом комплексе в Петербурге сопутствующие помещения вынесены двумя полукруглыми корпусами впереди храма, что композиционно напоминает петербургский Казанский собор с его впереди стоящей колоннадой, организующей площадь перед храмом.

       В проекте храмового комплекса в Новосибирске (арх. П.Чернобровцев) сопутствующие помещения расположены практически в отдельно стоящем здании, но соединенном с храмом теплым переходом.

В комплексе Свято-Пантелеимоновского храма сопутствующие помещения, не загораживая храм, расположены в зданиях, стоящих в одну линию с храмом и соединены с ним переходами на уровне второго этажа для организации кругового обхода вокруг храма.

В храмовом комплексе ц. Серафима Саровского во Владивостоке храм расположен на верхнем этаже здания с сопутствующими помещениями.

В комплексе духовно-просветительского центра в Южном Бутово храм является лишь домовым при православной гимназии.

В храмовом комплексе в честь преп. Серафима Саровского на Ходынском поле в Москве (арх. С.Кузнецов) сопутствующие помещения расположены в трехэтажных обстройках здания храма, практически полностью его загораживая. О храме напоминают лишь выступающие из здания три главы, звонница и алтарные апсиды.

В проекте комплекса духовно-просветительского центра в Париже (арх. Ф.Борель) храм также лишен традиционных членений фасадов в угоду модернистскому подходу к храмовой архитектуре, лишающему храм символики его традиционных форм.

В храмовом комплексе в Оренбурге (НПП РОНА) отдельно стоящий храм занимает центральное положение, окруженный зданиями сопутствующих помещений, которые, несмотря на значительно превышающую площадь, не подавляют его главенствующее место в комплексе.

В итоге можно сказать, что возможны любые сочетания храма с сопутствующими помещениями, однако они не должны мешать зданию храма являть себя во всем многообразии символических сакральных смыслов.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *