Курс «Основы храмостроительства»

Архитектурно-­художественные решения храмов. Подготовил архитектор Кеслер М.Ю.

1. Благолепие, красота храма

На Епархиальном собрании духовенства Москвы в декабре 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в разделе, посвящённом эстетике современной церковной архитектуры, сказал следующее: «Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений».

Православный храм  средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех Таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его Небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Видение Небесной Красоты  и сотворчество в «синергии» с Богом дали возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. В архитектурных решениях древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты Царства Небесного. Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон.

Современный кризис церковного искусства связан с причинами не эстетического, а религиозного характера. При расцерковлении образа жизни, молитвы и творчества создателей произведений церковного искусства, в том числе храмовой архитектуры, идея преображения и обожения мира зачастую подменяется эстетической «красивостью». При утере понятия о связи Истины и Красоты мы создаем лишь внешнюю мирскую красивость, с небесами не связанную.

Перед современными храмоздателями стоит задача огромной ответственности, ибо от того, каков будет образ храма, зависит его восприятие прихожанами. От того, как будет отражена в образе храма его идея – Царства Божия, во многом зависит молитвенное состояние пришедших в храм или только ищущих дорогу к храму, и в конечном итоге – их спасение.

2. Архитектурная композиция, пропорции

Храм – архитектурное сооружение, в создании художественного образа которого важнейшее место занимает композиция, одним из основных понятий которой является понятие пропорции.

Соразмерность, гармония целого и частей, пропорциональность всего сооружения придают храму законченность, завершённость. Декоративные средства часто привлекаются только как сопутствующие, отражающие вкусы строителей, которые вносили своё представление об идеальной красоте.

В таблице, приведённой ниже, рассматриваются соотношения размеров Ноева ковчега, Скинии, Иерусалимского храма, которые оказали решающее влияние на формирование архитектурной композиции православного храма. Как можно видеть, все они имеют модульную структуру с близкой кратностью размеров и пропорциональные отношения: 1:1; 1:2; 1:3; 1:6.

Геометрические методы установления со­размерности элементов здания были для зодчих Древней Руси необходимым условием строительства храмов. Размер каждой части постройки устанавливался через соотношение с размерами других частей. Исходным служил размер части, имевшей особое значение в структуре здания. Простейшим случаем было повторение этого размера определённое число раз – простое кратное отношение. В других случаях соразмерность определялась посредством геометрических построений, в основу которых брались величины, связанные с исходным размером.

Современный архитектор определяет разме­ры каждого элемента своего произведения в зависимости от его назначения, материала и конструкции. Он выражает их величины в отвлечённых измерениях метрической системы мер и фиксирует на чертеже. Строители, возводя постройку, соизмеряют величины её элементов с чертежом и условной единицей – метром, а не в отношениях одного к другому. Таким образом, соразмерность потеряла свое прежнее практическое значение. И если в про­шлом несоразмерная постройка была невозможна технически, то теперь строительный процесс не контролирует гармоничность частей сооружения.

3. Архитектурная декорация

Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных Скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

В построении объёмной композиции большое значение и сегодня имеют элементы наружного декора, придающие объёмной композиции неповторимые черты.

Пилястры

Пилястры членят фасады на отдельные прясла в соответствии с внутренними пилястрами, служащими опорами для подпружных арок между стенами и внутренними столпами. Активные вертикальные профили создают впечатление устремлённости храма ввысь. Вверху пилястры заканчиваются капителями, на которые опираются закомары или плавно перетекают в их полукружия.

Закомара и кокошник

Пилястры объединяются наверху полукруглыми закомарами, отвечающими внутренним сводам. Закомары могут иметь трёхчастную профилировку, плавно соединяясь с плоскостью прясел стен. В других случаях верхний профиль в центре каждой закомары заостряется вверх, образуя килевидный кокошник, поддерживающий тему вертикальной устремлённости масс храма.

Карниз

Верхняя часть алтарной апсиды и барабана главы заканчивается карнизом в виде выступающих профилированных тяг. Карниз служит для отвода воды от стены и переходным элементом между апсидой и конхой, между барабаном и главой. Следует отметить близость в решении обоих карнизов на барабане главы и алтарной апсиде, свидетельствующую о едином символическом значении главы и апсиды храма как небесной области бытия Бога.

Аркатура

Стены примерно посередине могут быть разделены декоративным поясом, членящим по горизонтали храм на верхнюю и нижнюю зоны. Наружное членение стен отражает деление внутреннего пространства храма на нижнюю – земную и верхнюю – небесную зоны. Верхняя часть стен может иметь уменьшенную толщину.

Главы

Глава «луковичной» формы создаёт образ пламени свечи, свидетельствуя о необходимости духовного горения в делах веры.

Обрамление входа

Дверной проём может быть решён в виде так называемого перспективного портала, представляющего собой ряд сужающихся внутрь богато декорированных полуколонн с арочным или килевидным завершением. Такое решение входа отвечает символическому значению входа как «узкого пути, ведущего в Царство Небесное».

Оконный проём

Щелевидные оконные проёмы в стенах решаются в виде сужающихся внутрь профилированных элементов с арочными завершениями. В барабане главы световые проёмы могут быть обрамлены аркатурными полуколонками, членящими барабан вместе со щелевидными оконными проёмами на узкие простенки, создающими впечатление вертикальной устремлённости.

Художественный декор

Художественный декор присутствует не только в таких символически значимых элементах, как перспективный портал дверного проёма, карнизы, аркатурный пояс, но и в заполнении прясел стен. Декоративные рельефы и росписи придают фасадам особую живость.

4. Синтез искусств в храме

С первых веков христианства Церковь установила внутренний вид храма, характер церковного образа и т.д. Всё это составляет в храме и богослужении согласованный ансамбль, органическое подчинение всех видов искусства основной цели, составляет литургическое единство. Это литургическое единство, общая направленность разных составных частей к единой цели предполагает прежде всего подчинение этих частей общему смыслу храма и, следовательно, полный отказ от самостоятельной, обособленной роли, от выражения собственного «Я». Образ, пение и т.д. перестают быть видами искусства, следующими каждый своим путём, отдельно и независимо от других, и становятся разнородными средствами, выражающими каждое по-своему одно и то же – общий смысл храма как образа преображённого мира, Царства Небесного.

Иконостас

Алтарная преграда перешла на Русь из Византии в форме двухъярусного иконостаса. В домонгольское время алтарная часть отделялась от средней части храма низкой деревянной или мраморной преградой, украшенной помимо образов Христа и Богоматери и различных местных святынь одним­двумя  ряда­ми икон. Алтарь с его настенной живописью оставался откры­тым для обозрения молящихся в храме.

Первым высоким иконостасом принято считать иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, состоящего из трех ярусов (по-древнерусски – чинов): местного, Деисиса и праздников.

К концу XV в. появляется четвертый ярус – пророческий, а в конце XVI в. пятый –праотеческий. К XVII в. тип пятиярусного иконостаса закрепляется повсеместно, его и принято считать классическим. Однако известны шести и семиярусные иконостасы В состав иконостаса стали включать страстные ряды – изображение страстей Христовых. Над верхним рядом появляется ярус серафимов и херувимов. Большой Московский собор 1666-1667 гг. постановил завершать иконостас Распятием.

Дальнейшая эволюция форм иконостаса связана с развитием декора. В конце XVII–XVIII вв. в Россию приходит стиль барокко с его пышным и затейливым декором. Иконостасы украшались богатой резьбой, покрывались обильной позолотой, имели причудливую конфигурацию, включали высокий рельеф и даже скульптуру. Иконы становятся живописными, строгость и последовательность чинов не соблюдается. В конце XVIII в. на смену барокко приходит классицизм. Иконостас украшается колоннами, портиками, антаблементом, в декор еще чаще входит рельеф и круглая скульптура, роль изображений сводится к минимуму. С середины XIX в. возводятся эклектичные иконостасы в «византийско-русском» стиле. На рубеже XIX-XX вв. происходит возвращение к одноярусным алтарным преградам – каменным, византийским или деревянным, древнерусским. Создавались также оригинальные иконостасы, например, из фарфора или черного мореного дуба. В настоящее время используются также мозаичные и кованые иконостасы.

Роспись

Система росписи храма сложилась в Византии в VIII веке при патриархе Фотии, одновременно со сложением чина Литургии. В средневизантийский период сформировались такие принципы построения программ росписи как:

- иерархический, со смысловым центром в куполе;

-  евхаристический, с центром в алтарной апсиде;

- литургический, отражающий в последовательности сюже­тов богослужебную и календарную логику;

-  исторический, с последовательным расположением ветхо- и новозаветных сюжетов.

Храмовые росписи представляют собой образ Небесного Царства и мира, который включает историю (Священную историю, историю Церкви и страны), метаисторию (сотворение мира и его конец), символически передаёт устройство и иерархию мира, несёт благовествование, отражает историю спасения.

В целом иконографические сюжеты должны распределяться в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и его роли в богослужении. Что же касается системы росписей каждого конкретного храма, то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие еди­ный строй композиции храмового интерьера.

Мозаика

В современной практике храмостроительства мозаичная декорация используется, как правило, в виде отдельных образов, расположенных на фасадах и в интерьерах храмов.

Как правило, используют стеклянную мозаику или смальту, либо разноцветные кубики из камня. Смальта – великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Она представляет собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов. Смальта прочна, износостойка, жароустойчива и морозостойка, отличается огромным количеством цветов и оттенков. Она интересна тем, что непрозрачна, но благодаря наполняющим ее толщу крошечным пузырькам, как будто светится изнутри.

Скульптура

Скульптура, по сравнению с иконой, это оземление и овеществление искусства, переход к конкретному, временному. Православная Церковь отрицала изваяние как форму изображения духовного мира. Изваяние определяет материю в её наличном состоянии, вне одухотворения и преображения, материю, отключённую и отчуждённую от вечности. Правда, в Ветхом Завете  были изваяния – херувимы над Ковчегом Завета, но в Ветхом Завете «вечность как преображение» не была открыта, т.к. не сошёл Дух Святой; поэтому обряды Ветхого Завета более чувственны, более осязаемы, наглядны и материальны, чем религиозная символика Нового Завета. В ветхозаветном храме, наряду с вылитыми из металла херувимами, находились и вышитые, тканые изображения на завесе, отделяющей ветхозаветный алтарь, Святая Святых, от остального пространства храма. Здесь уже виден переход от трёхмерного изображения к более духовному – двухмерному.

Наружная отделка

Кирпичную кладку рекомендуется не штукатурить, а по неровной поверхности обыкновенного строительного кирпича производить обмазку отделочным составом типа «Кайм-фарбен», обеспечивающим эффект рукотворности наподобие древних русских храмов, а также воздухопроницаемость наружной поверхности.

 

Отец Павел Флоренский назвал православное богослужение синтезом искусств; здесь всё: архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа работает на создание единого образа иного мира, преображённого, в котором царствует Бог. Он так писал о важности учёта всех аспектов храмового действа: «В храме... всё сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столпы купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жёсткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь».

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *