Выбираем лучшее

Постановление Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (5.02. 2013 ) п.13: "Собор одобряет проект формирования бесплатной базы проектно-сметной документации по строительству храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви. Финансово-хозяйственному управлению поручается ускорить приобретение типовых проектов, разработанных для города Москвы, и открыть к ним доступ для всех епархиальных управлений. Епархиям следует направлять доступные им строительные проекты в Финансово-хозяйственное управление для включения в упомянутую базу". Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.

 Постановлением Собора предполагается создание централизованной базы проектов православных храмов в ФХУ МП. Следовательно, они будут проектами повторного применения во всех епархиях Русской Православной Церкви. Постановление Собора призывает также епархии направлять доступные им строительные проекты в Финансово-хозяйственное управление для включения в упомянутую базу.

Проблема заключается в том, что если будут тиражироваться проекты, которые прислали епархии, то может оказаться, что в базе бесплатных проектов окажутся проекты, которые вовсе не стоит тиражировать. К сожалению, таких проектов сейчас подавляющее большинство. Для того, чтобы распространялись проекты, отвечающие современным требованиям Церкви, необходим их тщательный отбор.

Союз архитекторов проводит ежегодный фестиваль «Зодчество», в рамках которого отбираются лучшие проекты и постройки по различным номинациям. На всех предыдущих фестивалях не было случая, чтобы был отобран проект и постройка православного храма. Этому есть две причины. Во-первых, в жюри фестиваля, как правило, не входят архитекторы, владеющие знаниями и практикой проектирования храмов, поэтому оценить проект храма они просто не могут. Во-вторых, качество архитектуры предоставляемых на фестивали храмов действительно оставляет желать лучшего.

Поэтому Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата, комиссией по архитектуре Союза архитекторов России и Гильдией храмоздателей решено провести отдельный смотр-конкурс «Архитектура современного православного храма». Его проведение предполагается в период заседания секции храмовой архитектуры Рождественских чтений 20 января 2015 г. в помещении московского Дома архитекторов.

Отбор лучших проектов будет осуществлять специальная конкурсная комиссия, состоящая из компетентных представителей Церкви и комиссии по архитектуре САР.

Однако и здесь есть определенные сложности в процедуре отбора лучших проектов из числа представленных на смотр-конкурс: отсутствие общепринятых четких критериев качества проекта, разные вкусовые предпочтения членов конкурсной комиссии. Попробуем с этим разобраться.

Первое – не должны приниматься во внимание личные пристрастия членов комиссии ни к стилистике храмовой архитектуры, ни к авторам проектов.

Второе – помнить, что отбираются проекты для включения в базу для повторного применения. Поэтому туда должны войти проекты, не имеющие признаков чрезмерной индивидуальности и уникальности, неповторимости. Кроме того, проекты при необходимом благолепии должны отвечать требованиям канонической традиции, функциональности в условиях современных требований приходской жизни и экономичности, учитывая повсеместную проблему финансирования строительства храмов.

Третье – при одинаковости упомянутых требований различать их применение к различным группам отбираемых проектов.

Предполагается распределить выбираемые проекты на следующие номинации:

- «Собор» на 1000-3000 чел.;

- «Городской приходской храм» на 300-600 чел.;

- «Малый храм» на 20-100 чел.;

- «Быстровозводимый малобюджетный храм» на 20-100 чел.

Теперь разберем упомянутые требования к отбираемым проектам подробнее.

Функциональность.

Многие современные проектировщики не знакомы или недостаточно знакомы с происходящими в здании храма богослужениями. Поэтому во многих современных проектах храмов повторяются одни и те же ошибки: несоблюдение нормалей габаритов алтаря; отсутствие требуемых вспомогательных помещений, связанных с ходом богослужений и современными условиями приходской жизни;  непродуманное размещение оконных проемов, в том числе для естественного проветривания; непродуманная система доступа инвалидов и доступа к звоннице звонаря; отсутствие внимания к внутреннему пространству храма, в том числе к его акустическим характеристикам и др. Все эти требования должны быть учтены в процессе отбора проектов.

Соответствия канонической традиции и современное архитектурное решение образа храма.

Этот вопрос наиболее дискуссионный. Что понимать под каноном, если нет письменно сформулированных правил? Что понимать под традицией – всю историю православного храмоздательства, всю отечественную историю храмоздательства или только ее древнерусскую часть?  Как совместить традицию с необходимостью актуализировать архитектурное решение образа храма?

Сегодня под «каноничностью» часто подразумевается механическое выполнение каких-то обязательных правил, сковывающих творческую деятельность архитектора, хотя никакого «канона», как свода обязательных требований к храмовой архитектуре, в Церкви никогда не было. Художники древности никогда не воспринимали традицию, как нечто раз и навсегда зафиксированное и подлежащее только буквальному повторению. Новое, что появлялось в храмоздательстве, не меняло его кардинально, не отрицало то, что было до этого, но развивало предыдущее.

Сегодня необходимое знание традиций православного храмоздательства у многих архитекторов заменяется бездумным воспроизведением «образцов», стилизаторством. Национальное своеобразие, как правило, выражается в копировании традиционных элементов наружной декорации храмов.

Неизменность православных догматов и чина богослужения определяют принципиальную неизменность архитектуры православного храма. Соответственно, и архитектура православного храма, символикой архитектурных форм отражающая это неизменное христианское учение, чрезвычайно стабильна и традиционна в своей основе. При этом разнообразие архитектурных решений храмов определяется особенностями его функционального использования (собор, приходская церковь, храм-памятник и т.д.), вместимостью, а также вариабельностью элементов и деталей, используемых в зависимости от предпочтений эпохи. Некоторые отличия в храмовой архитектуре, наблюдаемые в разных регионах, определяются климатическими условиями, историческими условиями развития, национальными предпочтениями и национальной традицией, связанными с особенностями народного характера. Однако все эти различия не затрагивают основу архитектурного формообразования православного храма, так как в любую эпоху догматика православия и богослужение, ради которого строится храм, остаются неизменными. Поэтому в православной храмовой архитектуре в своей основе не должно быть никакого «архитектурного стиля», кроме «вселенского православного».

Нам представляется, что выбор проектов по показателю соответствия канонической традиции должен происходить, исходя из следующих принципов:

- каноничной будет архитектура храма, в которой содержатся архитипические черты, базирующиеся на святоотеческом толковании символики храма, его частей и деталей;

- канонической традицией считать те образцы из наследия вселенского православия, в которых в символике форм с наибольшей полнотой выражена богословская идея храма.

Важно, чтобы личный каприз автора проекта не заслонял и  существенно не менял традиционные типы и приёмы. Ни оригинальность, ни изменения, никогда не должны быть самоцелью и не могут быть плодотворными, если не выражают ничего, кроме просто борьбы или бунта против общепринятых законов.

«Проектирование и строительство христианского храма на протяжении многих веков были главным делом и венцом творчества архитекторов. В разные исторические эпохи церковные зодчие, обращаясь к опыту мастеров прошлого, пытались заново осмыслить вечные духовные истины и на языке, понятном современникам, воплотить их в своих работах. По храмам, которые мы строим сегодня, о нашем времени будут судить наши потомки», - подчеркнул Владыка Марк 29 октября 2014 г. на совещании в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата, посвященном строительству храмового комплекса в Северо-Западном округе столицы.

Благолепие храма.

В докладе  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании духовенства Москвы (декабрь 2009 г.) в разделе, посвященном эстетике современной церковной архитектуры, сказано: «Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с особым вниманием следить за благообразием возводимых строений…  В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства».

Православный храм - средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех Таинств, в образ земного дома Божия, красоты и величия Его Небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Духовная красота, которую мы называем благолепием, является отблеском, отражением красоты Горнего мира. Однако духовную Красоту, идущую от Бога, следует отличать от мирской красивости. Видение Небесной Красоты  и сотворчество в «синергии» с Богом дало возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. В архитектурных решениях древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты Царства Небесного. Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, а декоративные элементы играли второстепенную роль.

Высокое назначения храма обязывает храмоздателей относиться к созданию храма с максимальной ответственностью, использовать все самое лучшее, чем располагает современная строительная практика, все лучшее из средств художественной выразительности, однако эта задача должна решаться в каждом конкретном случае по своему, памятуя слова Спасителя о драгоценности и двух лепт, принесенных от всего сердца.

Понятие благолепия следует понимать в первую очередь как совершенство архитектурной композиции. Основными принципами построения архитектурной композиции православного храма являются:

-  главенство внутреннего пространства храма, его интерьера над внешним обликом;

- построение внутреннего пространства на гармоничном равновесии двух осей: горизонтальной (запад-восток) и вертикальной (земля-небо);

- иерархичность построения интерьера с главенством подкупольного пространства.

Далее к принципам архитектурной композиции относятся: пропорциональность общего и частного, использование таких средств архитектурной выразительности, как симметрия в горизонтальном и пропорция в вертикальном членении, ритм повторяющихся элементов, фактура и цвет поверхностей, контраст глади стены и мелких рукотворных деталей декора, пышность декора в верхней части, синтез архитектуры и элементов монументального и других видов искусства.  Важным является отсутствие искусственных отделочных материалов, имитирующих натуральные. Приветствуется использование техник ручного труда, как, например, кованые металлические элементы, резной камень, мозаики и росписи на фасадах. При этом следует избегать чрезмерной перегруженности декоративными деталями, дорогими отделочными материалами. Их использование должно быть скромным и уместным.

Экономичность проекта храма.

В докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года) сказано: «… нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства».

Если будут выполнены вышеуказанные положительные характеристики храма в части функциональности, канонической традиции и подлинного благолепия, то вопрос экономичности решится сам собой. При этом следует лишь добавить следующее: когда мы строим, надо иметь в виду, что строим на века.

Особые требования к экономичности проекта предъявляются к быстровозводимым храмам для небольших сельских поселений или в случае строительства временного храма при строительстве в будущем полноценного приходского храма или собора. Такой небольшой быстровозводимый храм, как правило, строится из дерева (бревен, бруса или по каркасно-панельной технологии). Однако и для таких малобюджетных храмов остаются в силе все требования функциональности, соответствия канонической традиции и благолепия.

Таким образом, оценка архитектурных решений храмов должна производиться, исходя из совокупности нижеследующих критериев:

- соответствие архитектурных решений православной канонической традиции, богослужебной функции  и символике архитектурных форм храма;

- выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма;

- новизна и привлекательность художественного решения;

- оптимальное конструктивное решение и удачный выбор строительных и отделочных материалов, уместных для раскрытия образа храма в контексте окружающей среды;

- выполнение требований по вместимости храма, составу, расположению и площадям основных помещений в соответствии с современными условиями приходской жизни;

- создание наиболее комфортной среды, обеспечение безопасного доступа, пребывания и эвакуации.

При реализации поручения Архиерейского собора возникает еще два вопроса.

Первый вопрос заключается в оправданности тиражирования типовых проектов, разработанных для Москвы и выбранных «образцовых» проектов. Как это сообразуется с привычной неповторимостью облика каждого храма? Здесь следует обратиться к истории отечественного храмоздательства. В середине XIX века огромное значение для закрепления «русско-византийского» типа храма имело издание двух атласов образцовых проектов церквей (1839 и 1844 гг.). Второй атлас был издан с учётом пожеланий Святейшего Синода, которые сводились к требованию более простых и дешёвых в исполнении проектов. По «образцовым проектам» был сооружён целый ряд храмов, имевших между собой много общего во внешнем облике, с применением стандартных элементов и приёмов, заимствованных из исторических образцов русского зодчества.

В 1863 году вышло «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях», выполненное петербургским архитектором А.И. Резановым и виленским архитектором Н.М. Чагиным. В альбом вошли проекты более 50 каменных и деревянных храмов в романском, русско-византийском, русском и классицистическом стилях.

Другой причиной массового строительства храмов в 1840 – начале 1850-х годов была их нехватка на огромной территории Сибири.  Была разработана специальная серия упрощённых проектов небольших, по преимуществу деревянных храмов.

Второй вопрос - проблема сохранения авторского права на произведение архитектуры. Действующее законодательство среди различных объектов авторского права называет и произведения архитектуры. Пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»  определяет как объекты авторского права на произведения архитектуры архитектурный проект, разработанную на его основе документацию для строительства и архитектурный объект. Признается объектом авторского права не весь проект, а лишь его архитектурная часть,  называемая архитектурным решением, выраженным в рисунках, эскизах, чертежах, планах, разрезах, схемах, моделях и т. д.

Все типовые здания построены по конкретным архитектурным проектам, являющимся объектами авторского права, поэтому авторское право охраняет все произведения независимо от их назначения и достоинства.

Таким образом, объектами авторского права в архитектуре являются:

1.    архитектурный проект, а именно часть проекта на строительство, называемая архитектурным решением;

2.    разработанная на основе архитектурного проекта документация для строительства, а именно рабочий проект как сокращенный по объему и содержанию проект на строительство;

3.    архитектурный объект, то есть любое построенное здание, сооружение и т. д. как воплощенный в объемно-пространственной форме архитектурный проект.

Автору произведения архитектуры предоставляются дополнительные права, в частности, право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения, либо иной реализацией соответствующего проекта, а также право на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. Так, нарушением исключительного права автора архитектурного проекта являются действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.

В нашем случае авторы номинированных на смотре-конкурсе проектов получат возможность получить заказ на привязку своего проекта, включенного в базу ФХУ МП с сохранением авторского права.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *