Архитектура храма святого Апостола Андрея Первозванного в деревне Андреевское Ленинского района Московской области

Представляется, что в формировании архитектурного решения храма определяющими являются специфические условия места строительства, а не следование какому-то историческому стилю или прототипу. Подготовлено архитектором М.Ю.Кеслером

Насколько важно влияние места на архитектурное решение храма, знает каждый архитектор. Ведь каждый участок неповторим: у него свои размеры, конфигурация, ориентация к странам света и окружающим улицам, наличие рельефа, ценных зеленых насаждений и существующих строений, трассировка подземных коммуникаций и места присоединения к ним, климатические условия н характер грунта, размещение в городе, сельском поселении или на незастроенной территории. Кроме того, влияние оказывает наличие местной архитектурной традиции, характер окружающей застройки, функциональная специфика и посвящение храма, предпочтение общины, ктитора, настоятеля храма, благочинного и правящего архиерея. Приходится считаться также с мнением архитектурной общественности и органов экспертизы. Учет всех этих условий и требований создает неповторимый облик каждого храма.

Рассмотрим, как происходит формирование архитектурного решения на примере храма святого Апостола Андрея Первозванного в деревне Андреевское Ленинского района Московской области, запроектированного автором.

Для храма во имя святого Апостола Андрея Первозванного в деревне Андреевское выделен участок земли прямоугольной формы. Участок находится на высоком берегу Москвы-реки, так что храм будет виден с большого расстояния, в том числе со стороны города Лыткарино, находящегося на противоположном берегу реки. Поэтому для храма выбрано архитектурно-композиционное решение, обеспечивающее цельный и выразительный силуэт.

                      

                      

 Участок ориентирован относительно оси запад-восток  к деревенской улице с обращением к Москве-реке северной стороной, где организован дополнительный вход в храм, декорированный крупномасштабной фреской с сюжетом посвящения храма святому Апостолу Андрею Первозванному.

Участок расположен вдоль деревенской улицы, застроенной одноэтажными частными домами. Поэтому здание храма, высотой с крестом более 28 м, будет доминантой в окружающей застройке.

Участок не имеет зеленых насаждений, строений, подземных коммуникаций, ограничивающих расположение храма. Грунты на участке с низким уровнем грунтовых вод, поэтому есть возможность возведения цокольного этажа для размещения там вспомогательных помещений при отсутствии на участке дома причта, так как участок открыт со всех сторон, не имея «тыльной», вспомогательной  зоны.

Участок расположен на достаточно крутом рельефе с понижением к северо-востоку, поэтому есть возможность организации в цокольном этаже оконных проемов большего размера в северо-восточном направлении.

 Основной объем выполнен в габаритах выполненного ранее цокольного этажа, бесстолпным, кубической формы с восьмигранным купольным покрытием и одной световой главой. С востока к нему примыкает трехчастная апсида, а с запада – тамбур входа с расположенной над ним открытой звонницей.

Храм предназначен для сравнительно небольшой общины деревни Андреевское, поэтому набор вспомогательных помещений ограничен самым необходимым. При совершении одной Литургии в храме предусмотрена организация одного престола.

Посвящение храма святому Апостолу Андрею Первозванному, как и название деревни – Андреевское, определило его наружное убранство, аппелирующее к элементам древнерусского зодчества. Таков аркатурный пояс, опоясывающий храм в верхней части четверика, выполненный из пиленого кирпича, являющегося составной частью кладки стен. Посвящение храма отражено в фреске, помещенной над боковым порталом входа в храм и в мозаичной иконе над западным входом. В подражание наружной отделке древнерусских храмов, применена не штукатурка, а обмазка кирпичной кладки составом «Кайм фарбен», создающая белую живую поверхность стен. В покрытии купола,  конхи апсиды и звонницы применена медь, а в покрытии главы и Креста – золочение.

 В архитектурном решении храма нет прямых повторений стилей прошлых периодов храмоздательства, а сделана попытка дать традиционный и одновременно современный образ православного храма, отвечающего специфическим условиям места строительства.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *