Предложение по созданию Епархиальной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви

В соответствии со статьей 8 Закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.

И хотя Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не предусматривает передачу религиозным организациям музейных предметов церковного искусства, кроме случаев совмещения функций храма и музея, встает вопрос: кем эти предметы церковного искусства будут сохраняться? Где и какие будут нужны помещения для экспозиций и хранения? Какой режим охраны потребуется? Что такое изготовление капсул для хранения отдельных святынь? Как организовать мониторинг состояния икон? Кто, как и где будет вести реставрационные работы такого значительного объема?

Церкви нужны не отдельные специалисты и не отдельные помещения, а целая система, которую предстоит создать практически с нуля. Парадокс же заключается в том, что сегодня в Церкви нет даже соответствующего административного учреждения. За культурное наследие в Церкви сегодня отвечают все и никто.

Между тем, еще в 2006 году в ходе консультаций между Управлением делами Московской Патриархии и Росохранкультурой звучали предложения по созданию Синодального отдела, в котором два основных отдела занимались бы движимым и недвижимым имуществом соответственно. Предполагалось, что такой синодальный отдел мог бы работать в тесном сотрудничестве с Росохранкультурой и его территориальными управлениями.

На встрече Святейшего Патриарха Кирилла с представителями музейного сообщества России 29 августа 2010 г. в Спасо-Андрониковом монастыре Святейший Патриарх отметил необходимость выработки механизмов взаимодействия религиозных организаций с музейным сообществом. «Мы с вами вступили в тот период, когда нужно сообща решать все эти вопросы - сохранения, использования, научной экспертизы, - сказал Святейший Патриарх Кирилл, особо отметив, что речь не идет о пересмотре имущественных прав. - Мы должны, ни в коем случае не разоряя музейные коллекции, не нанося никого ущерба нашим музеям, одновременно позаботиться о том, чтобы святыни стали доступны нашему верующему народу и чтобы они сохранялись достойно - как в храмах, так и в музеях. Очень надеюсь, что уважаемые представители музейного сообщества откликнутся на мое приглашение взаимодействовать с церковной комиссией (Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре)». «Перед нами стоит одна цель - сохранить, приумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года)  в пункте 41 постановил: «Епархиальным архиереям надлежит обратить особое внимание на правильное использование, сохранение и восстановление движимых и недвижимых памятников культуры, переданных Церкви. Их учет, реставрация и ремонт должны находиться под особым контролем. Патриарший совет по культуре призван оказывать консультативную помощь епархиям в этих вопросах».

Все правильно, но если посмотреть на состав  Патриаршего совета по культуре, то вопрос заключается в том, какой структурой и чьими силами он должен осуществлять это поручение?

В своем докладе Собору Святейший по проблеме сохранения достояния Церкви сказал следующее: «В настоящее время совместно с Министерством науки и образования и Министерством культуры Российской Федерации разрабатывается программа курсов для представителей епархий по сохранению и реставрации памятников церковного искусства и архитектуры. Кроме того, составлен реестр «проблемных» объектов, сохранение и реставрация которых требует совместных усилий Русской Православной Церкви и Министерства культуры…. Следует как на общецерковном, так и на епархиальном уровне осуществлять контроль за использованием, сохранением и восстановлением объектов культурного наследия церковного назначения, отслеживать и пресекать случаи небрежного или неправильного использования памятников культуры, их непрофессиональной реставрации».

Председатель Епархиального отдела по реставрации и строительству Московской епархии протоиерей Константин Островский выдвинул идею создания Епархиальной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви. По его мнению, чтобы система сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви была по-настоящему церковной, необходимо, чтобы она на всех своих уровнях – общецерковном, епархиальном, окружном, приходском (монастырском) – была подчинена священноначалию соответствующего уровня: Священному Синоду во главе с Патриархом, епархиальному архиерею, благочинному, настоятелю прихода (монастыря).

Вместо термина «охрана» предлагается термин «сохранение», т.к. охраняют объект от кого-то, а предлагаемая церковная система призвана не охранять архитектурно-художественное достояние Церкви от приходов и монастырей, а помогать приходам и монастырям сохранять его.

Церковную систему сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви предлагается организовать следующим образом.

1. Назначаются епархиальный и окружные хранители архитектурно-художественного достояния Церкви, а, где необходимо, также приходские или монастырские хранители.

Правящим архиереем назначается епархиальный хранитель имеющий, как правило, профильное высшее образование.

Окружным хранителем может быть, по желанию, сам благочинный.

В приходах и монастырях, имеющих много объектов сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви, настоятель может,  по желанию, назначить приходского (монастырского) хранителя.

При необходимости для окружных и  монастырских (приходских) хранителей могут быть устроены курсы повышения квалификации под руководством епархиального хранителя. На первых порах, благочинные могут испытывать трудности в поисках специалиста на должность окружного хранителя. При отсутствии в округе такого специалиста организационную часть его работы вполне может выполнить сам благочинный или любой достаточно грамотный назначенный им человек, а помощь в решении архитектурных и художественных вопросов ему смогут оказать члены епархиального совета по архитектуре.

2. Создаётся Епархиальный реестр особо значимых объектов архитектурно-художественного достояния Церкви (кратко – арх-реестр), включающий  в себя окружные реестры.

В арх-реестр должны быть внесены те объекты, ответственность за сохранение которых возлагается священноначалием на настоятелей и благочинных, независимо от того, подлежат эти объекты государственной охране в качестве памятников истории и культуры или не подлежат.

Первичный арх-реестр согласуется с благочинными и утверждается правящим архиереем. В дальнейшем объекты включаются в Епархиальный реестр особо значимых объектов архитектурно-художественного достояния Церкви и исключаются из него решением правящего архиерея по представлению благочинного.

3. Арх-реестр должен иметь рубрики по категориям объектов. Например: здание храма в целом, архитектурный ансамбль, не богослужебное здание, стенная роспись, иконостас, икона и прочее.

4. Какие объекты предполагается включать в Епархиальный реестр особо значимых объектов архитектурно-художественного достояния Церкви?

 Во-первых, все полностью восстановленные или полностью сохранившиеся старинные храмы и другие старинные объекты в соответствии с рубрикатором арх-реестра.

Во-вторых, новые храмы и другие новые объекты в соответствии с рубрикатором арх-реестра, если они того заслуживают по своему художественному уровню или по другим причинам.

Иконы и предметы утвари, имеющие большое научное значение, которые затруднительно сохранять в тех приходах или монастырях, где они в настоящее время находятся, можно было бы по благословению правящего архиерея передавать в церковные хранилища, где для них могли бы быть созданы подходящие условия сохранения.

  5. Любые работы по объектам,  внесённым в арх-реестр, настоятели должны устно, а в иных случаях письменно согласовывать с окружным хранителем. В обязанности окружного хранителя должно входить консультирование настоятелей и, если нужно, помощь им в подготовке проектных материалов для направления на экспертизу в КЭС или на согласование в госорган охраны объектов культурного наследия.

Значительные работы по объектам, внесённым в арх-реестр, могут проводиться только по благословению правящего архиерея. За это отвечают не только настоятели, но и благочинные. Благочинные отвечают за работу назначаемых ими окружных хранителей архитектурно-художественного достояния Церкви.

Проектные материалы по объектам,  внесённым в арх-реестр, должны быть предварительно направлены епархиальному хранителю.

Ежегодно епархиальный хранитель направляет окружным хранителям для сверки имеющиеся у него данные соответствующих окружных арх-реестров (в электронной форме) с целью подтверждения, что никаких значительных работ по объектам из арх-реестра не проводилось, или подтвердить, что проводились одобренные правящим архиереем работы, или сообщить, что проводились значительные работы без благословения правящего архиерея, и дать этому объяснения.

Церковная система сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви не нуждается в значительном финансировании и может действовать в соответствии со своими  реальными возможностями. В Епархиальный реестр особо значимых объектов архитектурно-художественного достояния Церкви должны вноситься только те объекты, которые Церковь действительно может сохранять.

Области, которыми ведают государственная система охраны памятников и предлагаемая церковная система сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви, хотя во многом пересекаются, но не совпадают и не включают одна другую.

Церковная система сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви предлагается не в противоречие с государственной системой охраны памятников. Если какой-то памятник истории и культуры не внесён в  Епархиальный реестр особо значимых объектов архитектурно-художественного достояния Церкви, это не значит, что Церковь пренебрегает решением государственных органов о взятии этого памятника под государственную охрану.

Поскольку Церковь в Российской Федерации отделена от государства, она не берёт на себя выполнение собственно государственных задач и, в частности, не занимается контролем над соблюдением церковными организациями государственного законодательства об охране памятников, который возложен законом на государственные органы исполнительной власти.

Однако церковная система сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви может  осуществлять просветительские функции в области охраны памятников. В частности:

обеспечивать своевременное информирование церковных организаций об изменениях в законодательстве,

оказывать руководителям и сотрудникам церковных организаций консультативную помощь в вопросах соблюдения законодательства и в других вопросах,

помогать руководителям и сотрудникам церковных организаций в установлении контактов с работниками государственной системы охраны памятников,

по просьбам настоятелей и сотрудников приходов и монастырей оказывать им организационную помощь в подготовке проектных материалов для представления на согласование в госорган.

Если за многие советские и постсоветские годы у людей выработалась привычка (конечно, далеко не всегда оправданная) не доверять государственным и муниципальным чиновникам, то для церковной среды свойственны и являются нормой отношения взаимного доверия и братского сотрудничества.

В епархиальной системе сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви организовать чёткий контроль над исполнением указаний священноначалия можно гораздо проще и эффективнее, чем в государственной системе охраны памятников.

Церковная система сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви легкодоступна всякому настоятелю или ответственному сотруднику прихода или монастыря. В отличие от сотрудников государственной системы охраны памятников, с которыми подавляющему большинству настоятелей и благочинных общаться непривычно, сотрудники   даже епархиального уровня церковной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви – это священнослужители и миряне, установить контакты с которыми для благочинных, настоятелей и окружных хранителей архитектурно-художественного достояния Церкви совсем нетрудно. Тем более, с окружным хранителем настоятелям соответствующего благочиннического округа легко поддерживать добрые деловые  контакты.

Сотрудники любого уровня государственной системы охраны памятников лично, как правило, никоим образом не заинтересованы в нормальном функционировании организаций, пользующихся памятниками. Предлагаемая же Епархиальная система сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви включает в себя благочинных церковного и монастырских округов. Но в каждом округе благочинный, в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви отвечает за своевременное проведение в подведомственных ему храмах необходимых ремонтных работ, а, значит, заинтересован в них. И он же заинтересован в том, чтобы в связи с этими работами не было нареканий ни от государственных органов, ни от священноначалия. Эта двойная заинтересованность благочинных также должна способствовать действенности предлагаемой Епархиальной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *