Мемориалы памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне

В статье рассказывается о мемориалах, воздвигнутых в память воинов, погибших в Первой мировой войне.

       Первая мировая война началась 28 июля 1914 года нападением Австро-Венгрии на Сербию, а уже 1 августа Германия объявила войну России. В войну были вовлечены крупнейшие державы Европы: всего 38 государств с населением свыше 1,5 миллиардов человек. За четыре года, что длились военные действия, более 10 миллионов погибло, а мир потрясли глобальные политические изменения - исчезли четыре империи: Германская, Османская, Австро-Венгерская и Российская, образовались новые государства, изменились границы, произошло переселение народов, целый ряд революций и гражданских войн. Четырехлетняя война закончилась капитуляцией Германии и 11 ноября 1918 года был подписан Компьенский мирный договор.

1 августа в России впервые отмечалась памятная дата - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов согласно Федерального Закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с дополнениями от 30 декабря 2012 года). Спикер Госдумы и председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, открывая рабочее совещание по подготовке памятных мероприятий к 100-летию начала Первой мировой, предложил установить Памятник неизвестному солдату Войны 14-го года. Также Нарышкин обратил внимание на то, что, ей уделено незаслуженно мало внимания.

 

 С первых дней войны российская армия в жестоких сражениях понесла значительные потери в связи с чем, по указу Императора Николая II стали создаваться братские кладбища павших воинов. В дальнейшем предполагалось создать на их территории мемориалы с храмами-памятниками в честь героев Первой мировой войны. Именно они должны были стать главными памятниками Великой войны.

15 ноября 1915 года, на заседании Главного совета Всероссийского общества памяти воинов, на котором присутствовали многие государственные и общественные деятели, члены Государственной думы, известные художники, было принято решение об увековечении памяти героев, павших за Родину, и объявлен конкурс на составление проектов храмов, часовен и надгробных памятников для установки на местах боев и на военных кладбищах. Большинство премированных и рекомендованных к покупке проектов было решено в стиле русского храмового зодчества XVII века. Итоги были подведены в июне 1916 года, и поэтому была реализована лишь очень незначительная часть проектов. В 1916 году такие надгробия были установлены на Преображенском кладбище столицы, и здесь же, на братской могиле воинов, было подготовлено место для храма-памятника. Храмы в память павших воинов были построены на Петроградском Иоанно-Богословском кладбище, на братском кладбище города Тамбова, где хоронили эвакуированных и умерших от ран воинов, и на некоторых других кладбищах. Для увековечения памяти павших были разработаны проекты специальных мемориальных досок для установки в приходских храмах на родине погибших. Волна строительства храмов в память павших охватила даже старообрядческую церковь. В Ржеве началось строительство старообрядческого храма в память воинов Первой мировой войны. На стенах его предполагалось установить мемориальные доски с именами павших воинов-старообрядцев всей России. Тяжелые потери России в первой мировой войне послужили причиной для усиления и обособления функции полкового храма как усыпальницы погибших однополчан. По решению полка, гвардейских офицеров, павших на полях сражений, перевозили в Петербург. Уже в самом начале войны многие полки стали строить при своих храмах особые усыпальницы. Так, в Петрограде в 1915 году была построена усыпальница для лейб-гвардии Московского полка при полковой церкви Архангела Михаила на Сампсониевском проспекте, рядом с казармами полка. Она была решена в русском стиле и представляла собой небольшую пристройку, сообщающуюся с церковью. По поручению лейб-гвардии Преображенского полка в 1915 году Императорское общество Архитекторов и Художников объявило конкурс на проект усыпальницы для павших офицеров. В условиях конкурса значилось, что усыпальница должна соответствовать своему высокому назначению - являться вечною хранительницею праха героев, павших в великую войну за светлое будущее своей Родины. Кроме того, должны быть спроектированы места для помещения досок с именами всех нижних чинов полка, павших в течение войны. В апреле 1916 года были подведены итоги конкурса, однако усыпальница так и не была построена.

Нередко в подвальном помещении под храмом устраивались полковые склепы. Так, еще в начале века под сводом церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка была устроена церковь святого мученика Иакова специально для почетных захоронений. Эта церковь-усыпальница была использована как памятник погибшим в Первую мировую войну. В сентябре 1917 года был объявлен конкурс на создание подземной церкви-усыпальницы под сводами полкового Троицкого собора, но на этот конкурс работы уже не представлялись.

Царское Село по замыслу Императора Николая II должно было стать особым местом памяти о войне. Основой его должны были стать заложенная еще в 1913 году Государева Ратная палата, как Музей Великой войны, и созданное по инициативе Императрицы Александры Федоровны Царскосельское Братское кладбище для погребения воинов российской гвардии. В начале 1915 года «Кладбище Героев» официально стало первым Братским кладбищем героев Первой мировой войны. Весной 1915 года Императрица Александра Федоровна изъявила желание возвести на Братском кладбище небольшую деревянную церковь «дабы ещё больше освятить это святое место». 3 июля 1915 года Императрица одобрила проект гражданского инженера Семена Юлиановича Сидорчука. 18 августа 1915 года состоялась закладка временного деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», предназначенной для отпевания погибших и умерших от ран воинов. Через 48 дней храм был уже освящен (04.10.15) и начались службы.

Церковь и всё убранство – иконостас, паникадило, аналои, скамьи, подсвечники, решетки клиросов – были изготовлены по особо составленным С.Ю. Сидорчуком и утверждавшимися лично Императрицей рисункам, фирмой «П.И. Оловянишникова сыновья» в Москве, а также Царскосельскими дворцовыми и частными мастерскими в духе старого стиля архангельских деревянных церквей XVII века «с соблюдением величайшей простоты». Часть утвари была взята из ризницы Федоровского Государева собора. Иконы в иконостас были писаны в московской мастерской Н.С. Емельянова. Ковры в церковь вышивали сестры милосердия лазарета Большого Дворца. Полное облачение для священника, диакона и псаломщика, а также покрова на св. престол, жертвенник и аналой было вышито собственноручно Императрицей Александрой Федоровной.

После окончания войны семья Императора Николая II вместо временной деревянной церкви предполагала возвести храм - памятник Великой войне.

Этим замыслам не суждено было сбыться. В 1938 году на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны была разобрана временная деревянная церковь, а от могил воинов остался заросший травой пустырь.

В 2008 году в связи с подготовкой к празднованию 300-летия Царского Села была разработана концепция дальнейшего обустройства Царскосельского Братского кладбища героев Первой мировой войны. Архитектурно-художественное решение концепции (руководитель В.Н.Филиппов) основано на проектных материалах конкурса 1916 года, удостоенных первых премий.

Сегодня восстановление первого в России Братского кладбища в том виде, в каком оно было, представляется и невозможным и не целесообразным.

В настоящее время значительная часть кладбища уже занята современными захоронениями, а из нескольких тысяч погребенных воинов известны имена только 71 человека.

В связи с этим, предлагается создать мемориал памяти воинов погибших в Первой мировой войне, который должен включать в себя:

- Братское погребение воинов, окруженное памятными знаками, посвященными воинам различных родов оружия. Кроме того, существует предложение поставить памятный знак солдатам и офицерам, относящимся к другим конфессиям, погибшим в годы войны;

- Стелу памяти погибших воинов;

- Памятные знаки, посвященные родам войск и отдельным подразделениям, чьи воины здесь похоронены;

- Храм-памятник вместо временной деревянной церкви, уничтоженной в 1938 году.

Для того, чтобы создать наиболее отвечающий духу времени и памяти предков храм и мемориальные знаки, были найдены проекты церквей и памятников для Братских кладбищ, которые предлагались на Конкурсе Императорского Общества Архитекторов-Художников, который проводился по поручению Главного Совета Всероссийского Общества увековечивания памяти павших воинов 26 мая 1916 года. Первой премии с одобрительной резолюцией Государя Императора был удостоен проект, архитектора С.Н. Антонова.

Высота вновь проектируемого храма-памятника – 42,45 м. В храме предполагается собрать все русские воинские иконы.

 Вскоре после начала войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна выступила с инициативой о создании Братского кладбища в Москве.

22 октября (4 ноября) 1914 года на совещании Московской городской управы и комиссии гласных по мероприятиям, вызванным войной 1914 года, было принято решение о создании Братского кладбища.

Главный врач Александровской (бывшей Гаазовской) больницы С. В. Пучков так определил основную идею будущего мемориала: «Проектируемое кладбище должно быть не только во всех отношениях благоустроенным, но оно должно служить памятником великих событий, ныне нами переживаемых, а также памятником дружной объединенной работы общественных сил в деле оказания помощи жертвам войны, почему участок земли для кладбища должен быть значительного размера и на нем необходимо соорудить храм, по величине и архитектуре отвечающий указанной выше цели….».

15 (28) февраля 1915 года состоялись открытие Братского кладбища с временной часовней и первые погребения.

В начале 1915 года к работам по планировке кладбища подключился архитектор Р. И. Клейн, который предложил построить рядом с будущим храмом два музея, посвящённых войне. В одном из них предполагалось разместить соответствующую литературу, а в другом военные трофеи. Вокруг кладбища предполагалось поставить неприятельские орудия и устроить подобие фортов.

В течении 1915-17 гг. Братское кладбище создавалось как один величественный Всероссийский памятник-пантеон. При этом не были забыты воины других, кроме православного, вероисповеданий. На особых участках Братского кладбища были похоронены Российские воины католического, лютеранского, мусульманского, иудейского, буддистского вероисповеданий. Разделенные верой, они были объединены тем, что отдали жизнь за Единое и Общее Отечество – Великую Россию. Всего в годы Первой мировой войны на Братском кладбище было погребено 17 340 нижних чинов, 580 офицеров, 38 общественных деятелей, 23 сестры милосердия и 14 врачей.

В 1915 году по проекту архитектора А.В. Щусева на Братском кладбище был заложен храм в честь Преображения Господня с приделами во имя архангела Михаила и апостола Андрея Первозванного. 

В 1916 году Мосгордума приняла решение возвести на Братском кладбище памятник погибшим на госпитальном судне «Портюгаль», затопленном немецкой подводной лодкой. Первое место в конкурсе проектов занял «Памятник Мировому страданию» скульптора И. Д. Шадра, однако он не был построен.

24 апреля (7 мая) 1917 года С. В. Пучков обратился в Московскую городскую думу с предложением об устройстве на Братском кладбище музея войны как «наглядного памятника великих подвигов и жертв русского народа во время этого беспримерно грозного исторического события». Помимо военных орудий и соответствующей литературы, на территории музея планировалось создать композицию, передававшую боевую жизнь российской армии. Она должна была включать в себя окопы, ходы сообщения, землянки, блиндажи, лисьи норы, артиллерийские наблюдательные пункты, проволочные заграждения и тому подобное. Однако и этому плану не суждено было осуществиться.

В 1925 году Братское кладбище было закрыто для захоронений, а в начале 1930-х годов все кресты и надгробия над захоронениями были уничтожены, храм Преображения взорван.

В 1998 году в юго-западной части парка была создана мемориальная зона площадью 0,78 га.

Стела «Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны» установлена у главного входа в парк со стороны метро Сокол. Она представляет собой стену из светло-серого камня. В левой части - обелиск с изображённым на нём православным крестом. На стене крупным шрифтом нанесена надпись: «Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. Бывшее Московское городское Братское кладбище».

Обелиск «Павшим в Мировой войне 1914-1918 годов» установлен у северной границы парка. Он завершает перспективу центральной аллеи. Обелиск состоит из массивного основания, на котором стоит колонна. На вершине колонны - парящий бронзовый сокол. В центральной части колонны находится небольшой прямоугольный выступ, на котором золотой краской начерчен символ - «Всевидящее Око». На основание памятника нанесена надпись: «Павшим в Мировой войне 1914-1918 годов». Автор скульптурной части памятника - А. А. Пирогов.

Памятный знак на месте снесённой часовни находится на центральной аллее парка. Он обозначает место, где находилась временная часовня Братского кладбища и представляет собой белую стену, имеющую форму трёх церковных куполов, соединённых воедино. В центральной части имеет два узких продолговатых отверстия в виде бойниц. В верхней части - православный крест. В нижней части - вкрапления из булыжников. В центре расположена мемориальная табличка: «На этом месте в 1915-25 гг. находилась часовня Московского городского Братского кладбища».

Часовня Спаса Преображения является центром мемориального комплекса и расположена на холме в юго-западной части парка. Проект часовни был разработан бригадой № 5 института Спецпроект реставрация под руководством архитектора Л.С. Семёновой. Небольшую шатровую часовню из красного кирпича венчает главка с крестом. Над входом - белокаменный барельеф с изображением Георгия Победоносца. К основанию часовни была высыпана земля, взятая с зарубежных мест захоронения россиян, погибших на Первой мировой войне.

 Храм святителя Николая Мирликийского у Соломенной сторожки был построен в 1916 году по инициативе воинов 675-й Тульской дружины ополченцев. Автор проекта - архитектор Ф.О. Шехтель. Вплоть до закрытия храма в середине 1930-х годов в нем совершались богослужения. После закрытия были снесены шатер и звонница храма, и в нем было устроено общежитие. В середине 1960-х годов храм был окончательно снесен, а на его месте возведен многоэтажный жилой дом.

10 декабря 1996 года состоялось торжественное освящение близлежащего земельного участка и закладка первого камня храма свт. Николая.

  В 1914-1918 годах в военной крепости Йозефов (Чехия) располагался лагерь военнопленных Русской армии, через который прошли более 40 тысяч человек; полторы тысячи обрели здесь последнее пристанище. В 1916 году там был возведен памятник «Погибшим за Отечество», построенный самими военнопленными под руководством скульптора (тоже военнопленного) Н.А.Сушкина. В цементном блоке, напоминающим скалу, высечена голова Иисуса Христа в терновом венце. Монумент венчает крест. Перед скалой - фигура плачущей боярской дочери на коленях, символизирующая Россию. Рядом установлены фигуры витязя с мечом и двоих детей. Над головой Спасителя надпись: «Нет большей любви, неж положить душу свою за други своя». Над головами детей высечена надпись: «Да сохранится память вовеки в сердцах грядущих поколений о павших за царя и Родину русских воинах в великую европейскую войну».

Многие годы российский участок на кладбище Йозефова находился в запущенном виде. Благодаря усилиям Министерства обороны РФ, посольства РФ в ЧР, местных властей, в 2012 году участок был полностью восстановлен, включая имена всех 1524 российских солдат и унтер-офицеров.

 В 1935 году в Белграде (Сербия) на средства русских, проживающих в Югославии, на кладбище Ново-Гробле построен памятник-часовня, посвященная памяти русских солдат и офицеров, погибших в боях на Салоникском фронте в ходе Первой мировой войны.

Памятник-часовня представляет собой артиллерийский снаряд, увенчанный крылатым ангелом с мечом, ниже - герб Российской империи. У подножия - русский офицер, обнаживший шашку, защищает белое знамя. На постаменте выбиты дата «1914» и надпись: «Императору Николаю II и 2000000 русских солдат, отдавших жизнь за свободу Сербии».

 Наиболее крупными мемориалами на территории Бельгии, где покоятся останки наших соотечественников, являются кладбища городов Льеж – 156 человек, Турнэ – 118, Монс – 74 и Санкт-Вит – 60. В населенных пунктах Гуви, Моресне и в мемориальном комплексе союзников в Куанте, в Льеже, установлены монументы или памятные доски русским солдатам и военнопленным, павшим на бельгийской земле.

 Карпаты были прославлены наступлениями русской армии. За обладание Ужокским горным проходом велись бои с осени 1914 г. вплоть до мая 1915 г.

В Ужгороде находится Покровский храм-памятник русским воинам, «убиенным в Великую войну», построенный в 1930 г. по инициативе русских эмигрантов - выживших участников войны 1914-1918 гг. Строил храм-памятник русский эмигрант о. Всеволод Коломацкий (после пострига в монахи ставший архимандритом Андреем). В крипте храма находилось захоронение русского воина- солдата 18-го корпуса Русской армии, павшего в боях за овладение Черёмхой в 1915 г. В 1994 г. на храме была установлена мемориальная доска.

 

Память о событиях Первой мировой войны хранит Калининградская область. Восток Калининградской области – единственное место в современной России, где во время Первой мировой войны проходили боевые действия. Здесь, на территории бывшей Восточной Пруссии, проходили крупные сражения. Недалеко от города Гусева, который назывался Гумбиннен, была предрешена судьба Первой мировой войны. Ценой миллионов русских жизней было выиграно время для союзников - Англии и Франции, что в дальнейшем стало решающим фактором в общей победе.

В центре города Гусева в 2010 г.  прошло освящение закладного камня храма-памятника в честь Всех Святых в память российских воинов, павших в Первой мировой войне.

Проект храма Всех Святых в г. Гусеве разработан архитектором И.П. Канаевым при участии архитектора П.В. Сергеева. Шатровый пятикупольный храм будет выполнен в московско-ярославском стиле и наследует традиции православного зодчества России XVI-XVII вв. Основная площадь цокольного этажа запланирована под музей Первой мировой войны. По замыслу инициаторов интерьер храма должен соответствовать его мемориальному значению. Там будут  помещены изображения святых, в дни памяти которых произошли сражения. Например, битва при Гумбиннене произошла в день памяти Святителя Митрофана Воронежского. На стенах могут быть изображены также сцены из русской истории, ощущаемые в параллели с событиями Первой мировой войны 1914-1918 гг.

  Составил архитектор М.Ю.Кеслер

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *