По поводу конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма

Русская Православная Церковь, Союз архитекторов России и Союз благотворительных организаций России готовят конкурс «Современное архитектурное решение образа русского православного храма». Его начало предварительно назначено на 1 августа, цель соревнования - поиск современных архитектурных решений для храмового строительства

 Михаил  Кеслер, Русская народная линия/

Проблемы церковной жизни/17.07.2013

 Конкурсная документация еще не утверждена, а в средствах массовой информации уже появились первые сообщения, которые могут только повредить его проведению.

Так, все издания приводят слова пресс-секретаря Союза архитекторов России Марины Новиковой. По ее словам, «архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий». Новикова отметила, что перед участниками конкурса будет поставлена задача создать образец современной архитектуры, который в то же время будет отвечать религиозным требованиям.

«За границей сейчас появляются нетрадиционные культовые сооружения, в первую очередь католические. Мы хотим найти современный архитектурный образ, который отразит состояние культурной и архитектурной действительности России XXI века».

Что здесь не так?

Во вводной информации конкурсной документации говорится: «Практика современного этапа строительства православных храмов в России показала, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение, без попыток отразить в облике храма черты современности. Архитекторы чаше всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства без учёта современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий».

Далее, цели и задачи конкурса определяются следующим образом: «Проводимый архитектурный конкурс ставит целью привлечь творческие силы к поиску архитектурного образа современного русского православного храма, создании архитектурных решений, обладающих композиционно-художественной выразительностью, с соблюдением необходимых религиозных требований и ярко выраженным образом, отражающим непреходящую красоту Бога и Его Небесного Царства. Позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России».

То есть, здесь очень важное уточнение. Должен идти поиск современного архитектурного образа, который отразит не состояние культурной и архитектурной действительности России XXI века, которая далека от идеала, а отразит архитектурными формаминепреходящую красоту Бога и Его Небесного Царства, будет позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России.

Нам как бы ставятся в пример архитектурные решения современных католических храмов, которые далеко ушли от традиции и действительно отражают состояние культурной и архитектурной действительности Запада и католической Церкви. Каково оно всем известно и зачем его повторять? Западные храмы пустуют, переоборудуются в рестораны, музеи и частные дома. Модернизм в храмовой архитектуре, провозглашенный II Ватиканским собором не привлек, а только оттолкнул верующих, не желающих принимать современную культуру.

Далее, публикуются высказывания известных людей.

Так, историк архитектуры Алексей Клименко сказал: «Это долгожданная и правильная инициатива, она могла бы сократить количество уродливых повторений того, что уже было. Но я не думаю, что что-то получится, нашей патриархии кажется, что все современные постройки должны копировать прошлое».

Возможно, что слова уважаемого искусствоведа исказил корреспондент, т.к. они вызывают удивление. Если современные храмы строятся в виде повторений архитектуры старых русских храмов, то как можно называть их безобразными? Было бы правильным сказать, как уже говорилось во вводной информации: «храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение».

Далее Алексей Клименко берет на себя смелость выражать мнение патриархии по вопросам современного храмоздательства, которого, к сожалению, не существует, как и органа, который мог бы такое мнение озвучить. Напротив, есть отдельные высказывания иерархов РПЦ, как, например, архиепископа Марка, который, побывав на Кипре в храме, построенном в современных формах, высказался о допустимости подобных новаций в храмовой архитектуре, несмотря на свою приверженность к традиции.

Церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (арх. Микелуччи)

Церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (арх. Микелуччи)

Профессор МАРХИ архитектор Никита Шангин в качестве удачных примеров привел капеллу Нотр-Дам в Рошане (автор Ле Корбюзье) и церковь Сан-Джованни на дороге Солнца в Италии (автор Микелуччи).  «Это шедевры архитектуры XX века. Они не имитируют традиционно исторические формы, и в то же время понятно, что это христианские храмы, Божьи дома и места молитвы. По форме это современные постройки, но в них живет дух вечности», - резюмировал эксперт.

Капелла Нотр-Дам в Рошане (арх. Корбюзье)

Капелла Нотр-Дам в Рошане (арх. Корбюзье)

Напомним, что Ле Корбюзье был откровенным атеистом, не желающим что-либо проектировать «для отживающей религии». Этот «шедевр архитектуры» выполнен в форме доисторического дольмена, что и выражает отношение автора к религии.

Может быть, не стоило бы разбирать эти высказывания людей, далеких от Православия, но беда в том, что подобным заблуждениям подвержены очень многие люди, считающие себя специалистами в области архитектуры, в том числе определяющие ее политику. Поэтому предстоящий конкурс должен не только показать пути развития церковного зодчества, но и отделить позитивное от негативного, обосновать неизменность следования традиции, понимаемой как живое воплощение вечности в условиях меняющегося мира.

 

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *