Храмовая архитектура зарубежья

Говоря о состоянии возрожденной 20 лет назад храмовой архитектуры России, в большинстве своем архаичной, которая, как было сказано, «идет вперед, повернув голову назад», и где остро стоит вопрос взаимодействия традиции с современностью, интересно посмотреть, как обстоят дела у наших единоверцев, проживающих в других странах. Как они справляются с задачей актуализации национальных традиций храмового зодчества в современных условиях? Подготовлено ortox.ru

 1. Украина

В настоящее время вырисовались два основных направления развития церковной архитектуры на Украине. Первое – историческая стилизация, т.е. строительство храмов в формах прошлого, будь то псевдовизантия или необарокко. Сюда же относится цитирование тех или иных стилей и форм. И второе направление – современный подход, базирующийся на поисках новых форм и решений.

В большинстве проектов церквей первого направления видно, что главным приоритетом является украинское барокко, передающее расцвет национального подъёма: Троицкий собор на Троещине в Киеве (1997 г.), собор Петра и Павла в г. Жовква Львовской обл. в стиле необарокко с элементами стилизаторства, храм Рождества Богородицы на Березняках в Киеве (1999–2001 гг.) и многие другие. Кроме барокко есть немало примеров храмов, сделанных в стиле Киевской Руси или псевдовизантии: собор Святых Бориса и Глеба в Борисполе (Киевская обл., 1990-е гг.), Михайловский собор в Дарнице, Ольгинская церковь на Харьковском массиве и др. Строятся церкви и в псевдорусском стиле, например СвятоВарваринская часовня в г. Донецке, Николаевская часовня на монастырском острове в Днепропетровске, рамы Покрова Божией Матери на Оболони и в скиту Голосеево в Киеве и многие другие. В проектах церквей второго направления нельзя обнаружить единства стиля. В каждом из них авторы пытаются привнести нечто, отличающее его от традиционных решений, будь то формообразование основного объема храма или неумеренное применение остекления.

По мнению Радослава Жука – украинского архитектора, профессора Монреальского университета, «по существу, связь с традициями зависит не от определённых стилистических элементов, таких как византийская арка или барочный купол, а скорее от более абстрактных и базовых компонентов сооружений, как-то: ритм, пропорция, масштаб, которые определяют соотношение пространства, массы и плоскости… Ставится цель создать архитектуру, которая отвечает определённым эстетическим вкусам и историческому опыту и одновременно связанной с данной географической ситуацией и динамизмом современности. Тогда архитектура становится традиционной». Все работы Р. Жука свидетельствуют об этом формотворческом подходе. Они современны, но мало связаны с национальной традицией и ее духом. Многие из украинских архитекторов устремляют свой взгляд на опыт Р. Жука и ему подобных, пытаясь найти современный образ православной церкви: храм Петра и Павла в Одессе, привокзальная церковь Великомученика Георгия в Киеве и др.

В проектах модернизированных церквей главный уклон идёт к использованию новых материалов и конструкций, а функциональности и удобствам при богослужении отводится второе место. Явное стремление к обобщению форм, полное избавление от декора и настенной росписи (но активное внедрение витражей) навеяны современными католическими и протестантскими костёлами и молельными домами Западной Европы. Как в ретроспективном, так и в модернизированном направлениях существует тенденция к созданию храмового комплекса: храм объединяет вокруг себя и другие здания и помещения: воскресную школу, библиотеку, трапезную, гостиницу, мастерские, парковую зону и т.д.

В настоящее время УПЦ ведет в Киеве строительство кафедрального собора в честь Воскресения Христова – одного из самых больших храмов на Руси (на 5000 прихожан) и самых высоких в Европе (высота до креста – 114 метров). Это собор ХХI столетия с современной инфраструктурой для осуществления миссионерского, просветительского и социального служения. В его архитектуре традиционная композиция сочетается с современной трактовкой оконных проемов и деталей.

  

2. Беларусь

Многие новые церкви Беларуси представляют собой точное повторение средневековых русских храмов – новгородских, псковских, владимиро-суздальских.

Только на территории Минска возрождается и московское шатровое зодчество XVI в., и владимирская школа XII в., и опыт К. Тона 1830-х годов. Нет места только для древних белорусских образцов. Прототипическое проектирование на основе открыток «По Золотому кольцу России» – это факт сегодняшнего дня. В настоящее же время такая архитектура вносит ощутимый диссонанс, являя в большинстве примеров скорее метод стилиации, нежели возрождение традиций.

В отдельных случаях современные мастера, вдохновленные древним православным зодчеством, ищут пути реализации своего индивидуального видения храма, решают задачу создания на основе храма социально-культурного православного центра в сформировавшейся градостроительной среде.

 

3. Грузия

Самый грандиозный храм Грузии – кафедральный собор Святой Троицы в Тбилиси – одна из немногих современных церквей в Грузии (1965-2004 гг.). Архитектура собора является творческим переосмыслением многовекового развития грузинской храмовой архитектуры.

Размеры собора – 77 на 65 метров, а общая площадь – более 5000 м2. Собор может вместить одновременно 15 000 человек. Высота верхнего храма составляет 68 метров, подземная часть уходит на 14 метров вглубь. В стилобатной части расположены нижний храм, музей и многочисленные служебные помещения. В приделах храма находится одиннадцать престолов. Всего в монастырском комплексе размещено девять церквей.

 

4. Молдова

Среди вновь построенных православных храмов Молдовы представляет интерес храм монастыря Хынку, где задача бесстолпного перекрытия пространства решена с использованием четырех перекрещивающихся железобетонных арок, на пересечении которых и над угловыми сводами устроены световые барабаны. К сожалению во внешнем облике храма это никак не прочитывается. Он имеет традиционный вид пятикупольного храма соборного типа.

 

5. Румыния

Со времени свержения коммунистического режима в 1989 году в Румынии было освящено около 1700 новых церквей.

В 2002 году был проведен международный конкурс на лучший проект Храма Христа Спасителя в Бухаресте. Основной идеей организаторов было следующее: проект должен воплощать идею двухтысячелетней традиции христианства, а по архитектурной концепции быть сооружением ХХI века. Огромные размеры собора, современная инфраструктура, значительные по масштабам Бухареста прилегающие озеленённые пространства, – всё это, по замыслу светских и духовных властей, должно обеспечить будущему храму значение крупнейшего христианского центра на Балканах. Собор рассчитан на 3000 молящихся, ещё 20000 человек смогут разместиться на площади перед собором, который будет построен в парке Карол на участке площадью 53 000 квадратных метров.

По мнению архитектора Георге Братиловеану (им было спроектировано более 20 церквей в разных местах Румынии), такой проект можно осуществить двумя способами:

– вдохновляться современной архитектурой, не имея в виду никаких связей с румынской традиционной архитектурой;

– использовать румынский опыт в переплетении специфичных народных элементов.

Архитектор выбрал второй вариант, считая, что такое значительное здание должно отражать народную духовность, стать символом творческого, многовекового труда и веры румынского народа. В этой работе он соединил самые характерныe элементы традиционных архитектурных стилей разных областей страны. Трудность состояла в сочетании этих элементов таким способом, чтобы здание не казалось искусственным, а каждому пришедшему зрителю были знакомы элементы, специфичныe для своего края. Такой синтез румынских стилей находится как в объёмном решении собора, так и в организации интерьера. Декоративные элементы, которые украшают здание, являются характерными для румынской храмовoй архитектуры, многие элементы взяты из фортификационных сооружений, монументальность которых является общепризнанной.

Храм имеет компактную композицию с шестью главами, возвышающимися к центральной главе. Здание, в котором помещаются 5500 человек, занимает площадь 1800 квадратных метров. Длина – 87 метров, ширина 52 метра, высота до верха кpecтa центральной главы достигает 95 метров. В плане собор имеет форму восьмиугольника с полукруглыми апсидами внутри и многоугольными снаружи.

В 2008 году были подведены итоги конкурса, в котором победили проекты модернистского направления. Однако позже было решено вернуться к традиционному решению.

 

6. Польша

В Польше, где преемственность в храмостроительстве прерывалась в меньшей степени, современное развитие православного храмостроения начато на несколько десятилетий раньше, чем в России, и польские архитекторы накопили значительный опыт. В истории сакральной архитектуры послевоенного времени можно выделить следующие периоды: 1945–1980 и 1980–2000 гг. Границей этих периодов является конец 1970-х – начало 1980-х гг., когда происходит настоящий «взрыв» в развитии сакральной архитектуры Польши.

Объектами первого периода являются следующие:

· Церковь Рождества Богородицы в Гродке, построенная в 1946–1969 гг. План ее крестообразен, приближается к форме тетраконха, храм имеет цилиндрическиe своды и центральный купол с четырьмя псевдокуполами, над нартексом возведена 40-метровая башня. Роспись, получившую впоследствии широкую известность в Польше, и иконостас выполнили Адам Сталони-Добжански и Ежи Новосельски, известный своими модернистскими исканиями в иконописи. Живопись здесь скомпонована с графикой литургических текстов на церковнославянском языке.

· Церковь Св. Илии Пророка в Белостоке-Дойлидах, построенная в 1970 г. (авторы: Адам Сталони-Добжански и Мацей Павлицки). Крыша храма плоская, а форма сводов арочная. Обращает на себя внимание очень сдержанное внутреннее оформление, соотносящееся со средневековыми образцами псковско-новгородской школы.

Для второго периода наиболее показательным примером является Свято-Троицкий собор в Гайновке (1973–1992 гг). Это редкий, не встречавшийся в послевоенный период пример авангарда в храмовом зодчестве, где имеет место не стесненная давлением историзма интерпретация традиционных приемов композиции. Храм выполнен по проекту Александра Григоровича при участии художника Ежи Новосельски. Роспись, ориентированную на образцы поздневизантийской иконографии Палеологов, осуществил Димитриос Андронопулос из Греции, витражи выполнил Адам Сталони-Добжански. В объемном отношении это классический крестово-купольный храм с отдельной крестильней и часовней под башней колокольни, а также с отдельным храмом-криптой. В нем имеется 7 алтарей, из них 4 – на верхнем уровне. Высота здания достигает 50 м,
общая площадь – 850 м2. Храм может вместить до 5000 человек. Это первый из построенных в послевоенной Польше православный храм такого масштаба и такого комплексного замысла.

Главная идея пространственной композиции – сочетание исторического наследия церковной архитектуры с современными технологиями железобетона и связанными с этим новыми конструктивными и пластическими возможностями. Композиция здания храма основывается на сочетании крестовой структуры параболических сводoв с 40-метровым конусом покрытия. Крестильня, увенчанная отдельным, несколько меньшим конусом, а также специфическая квазикорбюзьевская колокольня вместе с центральным конусом создают выразительные высотные доминанты. Интерьер храма представляет собой классическое для Православия отражение внешней формы. Здесь отсутствует традиционное купольное венчание, что вызвало многие иконографические новации. Иконостас выполнен в железобетонной конструкции, покрытой мозаичными плитками. Другим интересным объектом является Свято-Духовский храм в Белостоке (архитектор Ян Кабац). Это самый большой православный храм в Польше и один из самых больших в Европе. Площадь здания – 1400 м2 и высота (вместе с крестом) – более 50 м. Здесь может вместиться около 2500 человек. Строительство здания было начато в 1982 г.

Еще один пример храмостроительства второго периода – церковь Воскресения Господня в Белостоке (архитектор Ежи Устинович). Здесь была предпринята попытка современной интерпретации традиционной православной архитектуры, учитывая особый культурный контекст пограничья с католическим Западом. Церковь можно отнести к храмам оборонного типа (Сынковичи и Мурованка в Беларуси, Супрасль в Польше), что прочитывается в геометрии восьмигранника, в формах контрфорсов. Размещение здания на холме усиливает экспрессию его форм.

 

7. Западная Европа и Америка

Следует отметить, что после революции строительство православных храмов велось в других странах, где в большинстве случаев церковные сооружения создавались в традициях «неорусского стиля». Примерами православных храмов, построенных в XX веке русскими архитекторами за рубежом, являются церковь Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле в штате Нью-Йорк, возведённая по проекту Р. Н. Верховского в 1940-х годах, Свято-Владимирский храм-памятник в Джэксоне, штат Нью-Джерси (Р.Н. Верховский), храм-памятник в Брюсселе (Н.И. Исцеленов, 1934), церковь на Русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа под Парижем (А.А. Бенуа), кафедральный собор в Сан-Франциско, Ильинский храм на православном кладбище в Хельсинки, Финляндия (И.Н. Кудрявцев, 1951-1953), Преображенский собор на Новом Валааме в Финляндии, построенный по проекту И.Н. Кудрявцева в 1975-1977 гг. Собор Святого Феодосия в Кливленде штат Огайо (США) построен в 1911 году.

 

8. Сербия, Черногория, Босния-Герцеговина, Албания

При строительстве православных церквей в Сербии архитекторы, как правило, обращаются к наследию зодчества Средних веков. Это сооружённые в конце XX столетия храмы в Лепосавич и Северной Митровице, Георгиевский храм-усыпальница династии Карегеоргиевичей на горе Опленац в городе Топола, храм Святого Марка и собор Святого Саввы в Белграде.

Храм Святого Саввы является на сегодняшний день самым крупным храмом на Балканах и одним из самых крупных православных храмов в мире. После многочисленных конкурсов возведение собора началось в 1935 году. Вторая Мировая война прервала строительные работы, которые были возобновлены лишь в 1985 году. Купол был завершён в 1989 году, а в 2004 году состоялось официальное открытие всё ещё не полностью законченного храма. Авторы этого храма Александр Дероко и Богдан Несторович использовали классический византийский стиль эпохи правления императора Юстиниана I. Прямым образцом послужил Софийский собор в Константинополе. Однако по своей планировке храм Святого Саввы всё же отличается от константинопольского образца. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола. Имея параметры 91 м на 81 м и занимая площадь 7570 м, храм Святого Саввы примерно соответствует масштабам Софийского собора, но имеет больший диаметр купола (35 м), а также большую высоту (65 м). Особенностью возведения собора был подъём строительных элементов, собираемых на земле, в том числе купола, на проектные отметки с помощью мощных домкратов.

Из современных сербских архитекторов можно выделить Спасо Крунича, построившего храм в Приштине (Косово) с использованием пластики монолитного строительства и предлагающего современные композиции для православных храмов Сербии.

 

9. Греция, Кипр

В странах, где господствующим вероисповеданием является Православие, зодчие XX столетия продолжали возводить храмы в традиционных архитектурных формах с использованием камня, кирпича или монолитного бетона. Примерами этого являются такие греческие церковные сооружения, как храм Апостола Андрея Первозванного в Патрах, возведённый в 1902-1974 годах по проекту французского архитектора Э. Робера, церковь Святого Пантелеимона на острове Закинтос, храм монастыря Преподобного Потапия Фивейского около Лутраки, построенный в 1968 году.

Здесь органично сочетаются византийские традиции с современным их прочтением за счёт использования монолитного железобетона и других современных строительных материалов и технологий строительства. Опыт православных храмоздателей других стран даёт богатую почву для творческого осмысления. Несомненно, он окажется полезным при создании отечественными зодчими обновлённого образа современного русского храма. Упомянутые нами яркие, пусть не всегда бесспорные проекты последних десятилетий, разумеется, не представляют во всей полноте картину современной архитектуры православного мира, но тем не менее они являют ряд примеров напряжённого, полного противоречий поиска как новых, так и традиционных эстетических и конструктивных решений.

 

Архитектор Кеслер М.Ю.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *