Обзор архитектурных конкурсов на проект храма

Архитектурные конкурсы в России с начала 20 века преследовали цель получить лучший проект здания или комплекс сооружений для непосредственной реализации их в строительстве. Подготовлено архитектором М.Ю.Кеслером

Обзор архитектурных конкурсов на проект храма

Известно, что архитектурные конкурсы устраивались ещё в глубокой древности. Так, например, Афинский Акрополь был построен в результате такого состязания. По тому же принципу возводились некоторые христианские соборы Средневековья. Тем не менее, повсеместное распространение архитектурные конкурсы получили только в конце 18-го века.

Архитектурные конкурсы в России с начала 20 века проводились в основном по частной инициативе и преследовали цель получить лучший проект здания или комплекс сооружений для непосредственной реализации их в строительстве. За первые семнадцать лет 20 века было проведено около 450 конкурсов сооружений, как для столичных городов (Петербург, Москва), так и для провинциальных российских городов.

В 19 веке в России наиболее известным архитектурным конкурсом был конкурс на храм Христа Спасителя в Москве (1813-1831 г.).

25 декабря 1812 г. Император Александр I, в честь победы российского воинства в Отечественной войне 1812 года и в благодарность Богу, подписал  Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа.

В 1813 г. был объявлен официальный конкурс на проект храма-памятника. Среди архитекторов, принявших в нем участие, были А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Л. Витберг, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. 

К декабрю 1815 г. на конкурс поступило около 20 проектов в основном в стиле архитектуры ампира. В этом отношении конкурсные проекты на храм Христа Спасителя сродни работам, создававшимся одновременно для других конкурсов - храму-памятнику в честь 100-летия Полтавской битвы или Исаакиевскому собору, конкурс на создание которого совпал по времени с первым конкурсом на проект храма Христа Спасителя. (Исаакиевский собор также проектировался как своего рода храм-памятник: он был посвящен Исаакию Далматскому. В день празднования этого святого родился Петр I. Тем самым Исаакиевский собор мыслился как храм памяти Императора, создателя новой России и ее новой столицы).

Участники конкурса на проект храма Христа Спасителя вдохновлялись тремя главными образцами, связанными с традицией классической ордерной архитектуры: собор святого Петра и Пантеон в Риме, храмы Пестума в Элладе.

Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом, сумевшим вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.

10 апреля 1832 г. Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля и в 1837 г. учредил особую Комиссию по построению нового Храма. 10 сентября 1839 г. состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм «Спас на крови» в Санкт-Петербурге (1881 г.)

На следующий день после мученической кончины императора Александра II городская Дума Петербурга приняла решение: просить позволения нового государя Александра III возвести памятник или часовню для увековечения памяти убиенного императора. Причем строить его не за счет казны, а на средства города. «Желательно бы иметь церковь, а не часовню», – ответил царь.

27 апреля 1881 г. был объявлен конкурс на строительство церкви-памятника.
В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей - замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 г. в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII вв, особенно в Ярославле.

В марте 1883 г. приступила к работе Особая комиссия по сооружению храма. Ее председателем был назначен великий князь Владимир Александрович (сын покойного императора). В комиссии, кроме профессоров архитектуры, представителей Министерства внутренних дел, городского головы, принимали участие будущие создатели храма: архимандрит Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом Игнатий (Малышев) и архитектор А.А. Парланд, построивший несколько церквей в помещичьих усадьбах и соорудивший храм в Троице-Сергиевой пустыни.

Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 г. В нем приняли участие крупнейшие русские архитекторы. Комиссия по созданию храма рассмотрела 31 проект.

В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие.

Однако глубокого проникновения в стиль русского зодчества XVI–XVII вв. не нашли ни у одного автора. Проекты, представленные на рассмотрение Александру III, были отклонены.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 г. с условием его последующей доработки. Окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 г. и претерпел значительные изменения.

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге (1910 г.)

История создания храма начинается с 1910 г., когда был учрежден Строительный комитет под покровительством великого князя Михаила Александровича, брата Николая II.

Комитет начал свою деятельность с проведения под эгидой Общества архитекторов-художников конкурса на проект храма-памятника, посвященного 300-летию царствования Дома Романовых. В мае 1910 г. в журнале «Зодчий» были опубликованы условия конкурса, а также план участка, отводимого под строительство. Условия конкурса предусматривали создание собора в стиле «храмов времени воцарения Дома Ро­мановых». Небольшой нижний храм предполагалось отделать «в стиле эпохи Александра Невского» и посвятить его этому святому.

В сравнении с другими, не менее убедительными проектами (Н.В. Васильева и А. Джорогова), строительный комитет остановил свой выбор на проекте Степана Самойловича Кричинского, выдержанном в неорусском стиле. Вероятно, именно пятиглавие предложенного С.С.Кричинским храма было весомым аргументом в его пользу. Традиционные пятиглавия важнейших кремлевских соборов в Москве, Ярославле, Костроме ассоциировались с торжеством российской государственности.

20 мая 1911 г. проект С.С.Кичинского был одобрен Государем, а 30 мая 1911 г. начались строительные работы.

Храм во имя Александра Невского в Либаве (1910 г.)

В 1901 г. по инициативе городского самоуправления начался сбор пожертвований на возведение нового городского собора.

К 1910 г. собрали достаточно средств и объявили конкурс на здание собора. Было решено, что храм получит имя Александра Невского и будет одновременно памятником императору Александру III. На конкурс пришло множество работ в совершенно разных вариантах.

Архитектор С.С.Кричинский, выполнивший вариант проекта, приехал в Либаву и, осмотрев место, понял, что собор, выполненный в традициях архитектуры времён Киевской Руси, никак не подходил для расположенного на берегу Балтийского моря городу. Архитектор разрабатывает новый проект, где комбинирует архитектуру новгородских храмов с элементами стиля модерн.

22 марта Курляндский губернатор Набоков определил победителя: им стал проект архитектора С.С.Кричинского.

Троице-Петровский собор в Санкт-Петербурге (1915 г.)

В 1913 г. Троицкий собор сильно пострадал от пожара. Осмотрев спасённые от огня остатки, Л. Н. Бенуа, В. В. Суслов и другие приглашенные высказали своё мнение о нецелесообразности сохранения деревянного храма и его восстановления в допожарном виде.

Строительный комитет по возведению каменного собора возглавил вел. кн. Иоанн Константинович. Покровительство над комитетом приняла на себя императрица Александра Феодоровна, позднее, с мая 1915 г. и её старшая дочь –- вел. кнж. Ольга Николаевна. Перед зодчими была поставлена чрезвычайно сложная художественная и политическая задача – построить огромный храм, каких не было  размеров, высоты и объёма.

Императором Николаем II из четырёх предложенных для нового собора «образцов церковного зодчества» были указаны храмы владимиро–суздальские.

К участию в состязании были приглашены шестеро ведущих зодчих неорусского стиля – В. А. Покровский, А. В. Щусев, А. П. Аплаксин, В.В. Суслов, Л. А. Ильин и Вас. А. Косяков. Последний отказался от участия в состязании из-за отъезда за границу. Вместо него шестым конкурсантом стал письмоводитель комитета А. И. Кипнес. Была разрешена совместная работа над проектами.

Председатель Общества архитекторов-художников П. Ю. Сюзор обратился к председателю строительного комитета вел. кн. Иоанну с просьбой объявить общедоступный конкурс на составление проекта по предварительно разработанной программе. Ответ гласил: «…Высочайшим указанием … устраняется для меня возможность объявить общедоступный конкурс … Порядок приглашения художников зодчества к участию в соревновании по представлению проектов храма Высочайше установлен при образовании Комитета, состоящего под моим председательством и более обсуждению не подлежит…».

Зодчие на своём особом совещании для разработки условий под председательством тайн. сов. Л. И. Новикова решили «придать окружающей собор обстановке единообразный с храмом вид», имея в виду «сопровождающие основную программу сооружения»: дома причта, отдельно стоящая звонница, часовня на месте сгоревшего собора, набережная Невы со спуском и Иорданью на нём.

Для оценки проектов Собрание Академии художеств избрало профессоров Л. Н. Бенуа, Г. И. Котова, А. Н. Померанцева и М. Т. Преображенского. Срок представления был назначен на 1 октября 1915 г. Проекты выставили в Мариинском дворце.

Архитектор В. А. Покровский представил 10 вариантов – больше, чем другие участники состязания.

По рассмотрении всех проектов члены жюри выказали мнение: «…если остановиться на совокупности суждений как представителей академии, так и членов подкомиссии, то надлежит признать работу академика Покровского наилучшею», «фасады… художественно разработаны, но отличаются изобилием глав, что придаёт верхней части сооружения некоторое беспокойство».

Однако, окончательное решение, по пожеланию Императрицы, должно было быть принято в царскосельском Александровском дворце, куда в начале июня 1916 г. доставили проекты всех шести конкурсантов.

Последующие революционные события не позволили осуществиться этому проекту. В 1933 г. остатки храма были снесены. Сегодня на месте Троицко-Петровского собора возведена часовня в память первого храма Санкт-Петербурга.

Храм Спаса Преображения на Братском кладбище в Москве (1915 г.)

В 1914 г. на совещании Городской Управы была оглашена телеграмма Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, в которой она просила создать на окраине Москвы Братское кладбище для жертв Первой мировой войны, скончавшихся в московских госпиталях.

Врач Сергей Пучков, назначенный попечителем кладбища, огласил основные идеи будущего мемориала: «Проектируемое кладбище должно быть не только во всех отношениях благоустроенным, но оно должно служить памятником великих событий, ныне нами переживаемых, а также памятником дружной объединенной работы общественных сил в деле оказания помощи жертвам войны, почему участок земли для кладбища должен быть значительного размера и на нем необходимо соорудить храм, по величине и архитектуре отвечающий указанной выше цели».

По замыслу Пучкова, храм предполагалось освятить в честь праздника День всех святых. В таком случае в день этого праздника в храме совершалось бы торжественное богослужение с поминовением всех усопших воинов.

В начале 1915 г. к работам по проектированию Братского кладбища подключился архитектор Р. И. Клейн. Он предлагал объявить среди архитекторов всероссийский конкурс на лучший проект храма.

В феврале 1915 г. состоялись торжественное открытие кладбища и первые погребения. Тогда же была освящена часовня, которая задумывалась как временная до строительства храма.

Несмотря на то, что задача строительства храма на Братском кладбище изначально была одной из приоритетных, она требовала немалых средств, которых у города не было. Однако помог случай: в июле 1915 г. в Московскую городскую думу обратились супруги Катковы, потерявшие в войне двух сыновей. Они предложили построить на Братском кладбище храм, выделив все необходимые средства. Супруги Катковы просили соблюсти лишь некоторые условия: храм созидается во имя Преображения Господня (братья Катковы погибли в день Преображения); храм должен быть построен по одобренному Катковыми проекту архитектора Алексея Щусева.

Алексей Щусев разработал проект храма в 1915 г. Помимо Щусева, в проектировании храма принимали участие Н. Н. Капустин и А. Ф. Струй. В начале 1917 г. был утверждён окончательный проект.

Храм в память 1000-летия Крещения Руси (1988 г.)

 

Мысль о строительстве административного центра Русской Православной Церкви, который включал бы в себя комплекс сооружений, зародилась в 1988 г., в год 1000-летия Крещения Руси.

Было принято решение построить комплекс Патриаршего Подворья в Орехово-Борисово, недалеко от Борисовских прудов.

Намечалось строительство собора вместимостью более 20 тысяч человек (больше Храма Христа Спасителя), окруженный разнообразными административными сооружениями.

Около 420 проектов были представлены жюри, включавшему представителей Патриархии, Министерства культуры, Союза архитекторов.

Как отмечали архитекторы Кудрявцевы: «Открытый конкурс на храм-памятник 1000-летию Крещения Руси был совершенно безадресен. В программе первого тура конкурса собственно архитектуре храма, его образу были посвящены два маленьких абзаца, да полстраницы с перечнем основных помещений храма, их назначения. Вся остальная часть программы посвящена тому, что вне храма – под ним, вокруг него: конференц-зал, фойе, подсобные помещения, буфеты, сувенирный магазин, мастерские, огромное инженерное оборудование (лифты, телевизоры, телефоны и т.д.). От всего этого веет суетой и многопопечительством о разных современных удобствах. Необходимы они для обслуживания многолюдных торжеств и крупных церковных конференций, не так уж часто происходящих. И эта внешняя, хотя и важная сторона жизни Церкви не должна подавлять и заслонять собой то, ради чего существует Церковь – её внутреннюю жизнь – богослужение.

Русские православные храмы сохранили традицию размещения в подклетах усыпальниц, помещения гробниц ктиторов, святителей, монастырской братии под полом храма, снаружи у его стен и алтарей. Не правильнее ли было бы, чтобы храм-памятник всему нашему тысячелетнему пути во Христе покоился просто на московской земле, освящённой останками неизвестных праведников, мучеников, святых воинов.

Другой очень важный вопрос – материалы и конструкции, применяемые при строительстве храма. В программе конкурса заложено: «Конструкцию храма-памятника предусмотреть из современных строительных материалов и конструкций с кирпичной облицовкой…». Поскольку кирпич упомянут как облицовочный материал, ясно, что под современными материалами и конструкциями может подразумеваться металлический каркас, монолитный бетон, стекло. В принципе понятно, что утрата строительных традиций прошлого и квалифицированных мастеров делает сооружение такого огромного храма в «лучших традициях Русской церковной архитектуры» очень сложной проблемой».

Во второй тур, проводившийся в марте-сентябре 1990 г., вышли 4 проекта: А.Полянского; И.Покровского; Г.Зосимова; Ю.Ратушного, А.Протасова, Е.Рыкова.

Программа и условия второго тура конкурса были изменены в связи со следующими задачами, поставленными на заседании Священного Синода:

- Храм должен выразить средствами архитектуры и монументального искусства тему торжества Православия, тему тысячелетия существования на Руси Православной Церкви, ее святости.

- Храм должен быть не только местом собрания верующих для молитвы, но и быть по своему выражению памятником 1000-летию Крещения Руси.

- Храм должен носить в себе и развивать традиции русской церковной архитектуры и должен быть оснащен новейшими инженерными коммуникациями.

- Авторы должны добиваться выполнения поставленных задач не огромными размерами храма, а выразительностью архитектурно-художественного решения и деликатного соизмерения его с исторически сложившемся ансамблем «Царицино».

- Применить конструктивные решения без внутренних опорных столпов, мешающих обозрению.

- Храм, вместимостью 5000 чел.  предназначается для постоянных и торжественных богослужений с исполнением всех таинств и треб.

Победил во втором туре проект академика архитектуры А.Т.Полянского.

Но строительство так и не началось из-за того, что все финансы были брошены на приходские храмы, которые более нуждались в реальной поддержке, чем строительство одного собора.

И только после открытия кафедрального собора Русской Православной Церкви вспомнили про задумку 12-летней давности – о строительстве Патриаршего Подворья в память 1000-летия Крещения Руси.

Были подняты конкурсные проекты храмового комплекса. Оказалось, что большая часть работ были похожи на Храм Христа Спасителя, поэтому было решено выбрать лучший и подработать его для нынешних условий.

Храм на Борисовских прудах спроектирован в византийском стиле; представляет собой однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами; высота с крестом – 70 м; вместимость – до 4 тыс. человек. Фарфоровый иконостас выполнен в традициях Кузнецовских мастерских XIX в. В цокольном этаже храма расположен баптистерий для крещения взрослых через полное погружение. В комплекс Патриаршего подворья на Борисовских прудах также входят дом причта, воскресная школа, звонница и часовня во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

За строительство взялась Балтийская Строительная Компания (БСК). Проект выполнен силами архитектурной мастерской AM-19 Моспроекта 2 - под руководством Владимира Колосницына, главный архитектор проекта Е. В. Ингема. В разработке концепции внутреннего убранства участвовали Владимир Воробьев и Светлана Савина. Проект росписи был утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 2004 г. и выполнен коллективом художников-иконописцев под руководством В.И.Нестеренко.

Храм «На Крови» на Вознесенской горке в Екатеринбурге (1991 г.)

В 1990 г. на месте мученической кончины царской семьи был воздвигнут крест и объявлен архитектурный конкурс на проект памятной часовни, который проводился силами Свердловского Архитектурного института. Но ввиду ограниченного состава участников и их неподготовленности к решению такой задачи, конкурс не дал приемлемых результатов.

 В октябре 1990 г. Президиум свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка свердловскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви и разрешении установки на том месте, где ранее стоял дом инженера Ипатьева, храма-памятника.

В январе 1991 г. Президиумом свердловского горсовета был объявлен открытый конкурс на разработку эскиза-идеи храма-памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории Вознесенской горки. Конкурс предполагалось завершить к июльским дням годовщины расстрела. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П благословил посвятить храм во имя Всех Святых в земле Российской просиявших.

Учитывая то обстоятельство, что храм на месте убиения царской семьи имеет всемирное значение, было принято решение объявить открытый конкурс с возможностью участия в нем архитекторов из других стран. Учредителями его стали: Свердловский городской Совет народных депутатов, Московская Патриархия и Союз Архитекторов РСФСР. Председателем жюри конкурса был избран епископ Подольский Виктор, председатель Хозяйственного Управления Московской Патриархии.

Перед участниками конкурса была поставлена задача «найти яркий, запоминающийся образ храма-памятника, современный по конструктивному решению и в традициях русской православной архитектуры. Храм предназначался для совершения богослужений в памятные и заупокойные дни и должен был вмещать до 1000 человек. На месте подвальной комнаты, в которой была расстреляна царская семья, предусматривалось устройство крипты. Помимо храма, на отведенном участке должны были располагаться: конференц-зал, выставочный зал, магазин, помещения для административного персонала и отдыха священнослужителей.

В связи с августовскими событиями 1991 г. проведение конкурсных мероприятий сдвинулось, хотя первые эскизы уже появились, а некоторые даже были оценены жюри.

Первую премию решено было не присуждать. Второе место разделили проекты московских архитекторов Ю.Алонова и З.Осиповой, которых поддержала архитектурная часть жюри и екатеринбургских архитекторов (А.Долгов, В.Опарин, Н.Петров), который поддержало духовенство. Проекты И.Соколовой (Москва) и М.Седовой (Екатеринбург) рекомендовано использовать для возведения храмов в иных местах.

Из-за усложнения задач конкурса, объективных оценок его масштабов, особенно при условии участия зарубежных конкурсантов, сроки представления работ и, как следствие, заключения жюри по ним постоянно откладывались и, наконец, окончательно утверждены на 25 июня 1992 г. Победителем конкурса был назван курганский архитектор Константин Ефремов. Проект был отмечен за оригинальность решения, связь традиций русского культового зодчества с новым формообразованием. Это давало автору право на дальнейшую разработку своего проекта.

Однако строительству собора по проекту Ефремова не суждено было случиться, так как практически сразу после закладки первого символического камня строительство прекратилось. Причиной заморозки строительства явилось тяжёлое экономическое положение страны и, как следствие, отсутствие денежных средств у епархии, курировавшей строительные работы.

Архитектор Константин Ефремов предлагал для обсуждения на заседаниях градостроительного совета шесть вариантов, развивающих идеи, заложенные в его конкурсном проекте-победителе, сочетая современное и традиционное решения. Эти варианты разрабатывались с учетом соответствующих замечаний и рекомендаций. Наконец, через пять лет областное правительство приняло постановление о строительстве Храма-на-Крови, в котором генеральным подрядчиком было определено ОАО "Уралэнергострой".  Градостроительный совет утвердил шестой вариант проекта храма,  благословленный Святейшим Патриархом. Руководство архитектурно-планировочным проектированием поручили председателю тогдашнего областного комитета по архитектуре и градостроительству Григорию Мазаеву.

На следующий год появляется новый проект храма, автором которого был указан архитектор Морозов и который активно продвигался Григорием Мазаевым. В 1998 г. градостроительный совет принял уже этот проект, который никакого отношения к конкурсу не имел.

Новый проект, авторами которого явились архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачёв и главный архитектор области Г. В. Мазаев, был одобрен градостроительным советом Екатеринбурга и епархией. Согласно официальной версии, причиной отказа от проекта К. Ефремова послужило нежелание самого автора учесть замечания градостроительного совета и внести изменения в свою работу.

Воскресенский собор в Ашхабаде  (1996 г.)

До революции 1917 года в тогдашнем Асхабаде располагался крупнейший православный храм Закаспийской области – храм Воскресения Христова. Для Ашхабада тех времен Воскресенский собор  поражал своими размерами. Высота колокольни храма достигала сорока метров. В 30-тые годы здание храма было снесено. 

Открытый конкурс на проектирование нового административно-духовного центра Среднеазиатской епархии РПЦ прошел в 1996 г. Планировалось вместе с храмом построить целый центр православной – русской культуры, с образовательным, духовным центром РПЦ в Туркменистане. Городские власти выделили земельный участок почти в центральной части города в жилом районе на земельном участке 130х65 м по улице Худайбердыева. В состав комплекса входил кафедральный собор вместимостью 1200 человек, здание епархиального управления с часовней, приходской дом с воскресной школой и блок хозяйственных построек.

В Программе конкурса указывалось: «В проекте должны быть строго соблюдены каноны РПЦ и лучшие композиционные, объемно-пространственные, планировочные и архитектурно-декоративные традиции русского храмового зодчества…. Объемно-планировочное решение комплекса должно способствовать появлению гармоничного и в достаточной мере индивидуального архитектурно-художественного образа с развитой пластикой фасадов..».

Председателем жюри был утвержден архиепископ Ашгабадский и Среднеазиатский Владимир.

Автором был выполнен проект в современном стиле, используя пластику железобетона, который уместно применить в сейсмических и климатических условиях Туркменистана.

Из-за ряда причин строительство не было начато. В небольшом доме сейчас функционирует молельный дом Воскресения Христова.  На части этого земельного участка несколько лет тому назад,  построена школа.

В настоящее время планы строительства кафедрального собора ещё не потеряли своей актуальности.

Храм в составе духовно-культурного центра России в Париже (2010 г.)

Для проектирования Российского культурно-духовного православного центра был проведен международный конкурс, участвовать в котором должны были авторитетные, высокопрофессиональные, опытные архитекторы, имеющими опыт работы в схожих условиях.

Техническим Заданием на проектирование были предусмотрены следующие основные требования к храму:

Ι - «создать атмосферу духовного спокойствия, необходимого для размышлений и молитвы»;

2 - «сохраняя традиционность и канонические принципы, свойственные лучшим образцам русского церковного зодчества, храм не должен быть подчеркнуто несовременным»;

3 – «основная структура православного храма не может быть изменена и должна соответствовать типу русского православного храма, однако наиболее вписывающегося в традиционную архитектуру города Парижа в районе участка»;

4 – «для православной церкви должны быть предусмотрены традиционные православные формы, которые сочетались бы с современностью, в духе недавних знаковых проектов, осуществлённых на берегах Сены (Институт Арабского мира, Дом Японии, Музей Примитивных искусств)»;

5 – «храм не может быть построен прямо на набережной Бранли, он должен быть несколько утоплен в саду».

Были заявлены следующие критерии оценки качества градостроительного и архитектурного решений:

- соответствие архитектуры месту расположения в центре Парижа, интеграция и глубина диалога с контекстом окружающей застройки;

- создание выразительной доминанты в окружающем городском пространстве, выразительность архитектурного облика;

- качество используемых современных строительных и отделочных материалов;

- соответствие функциональным и церковно-каноническим требованиям.

Кроме означенных в Условиях и Программе конкурса требований к проектным решениям и критериев их оценки надо понимать, что французам хотелось видеть на проданном России участке нечто такое, что было бы привлекательным для туристов. Что-то наподобие находящегося с другой стороны дворца Альма Музея Примитивных искусств.

О деятельности Жюри конкурса было сказано, что «Основной задачей Жюри конкурса является оценка представленных материалов, которые в наибольшей степени отвечают условиям конкурса».

В состав жюри под председательством управляющего делами Президента Российской Федерации В.И. Кожина вошли, в частности, министры культуры Российской Федерации и Франции А.А. Авдеев и Фредерик Миттеран, посол России во Франции А.К. Орлов, архиепископ Егорьевский Марк, президент Союза архитекторов России А.В. Боков, представители Русской Православной Церкви, мэрии и общественности Парижа.

10 декабря 1910 г. Жюри отобрало десять проектов. В списке финалистов оказались четыре российских участника, четыре французских и две международные команды «Это очень оригинальные проекты, которые станут открытием как для Парижа, так и для мировой архитектуры…» - сказал управделами президента РФ Владимир Кожин журналистам.

Так почему же были выбраны именно это 10 проектов, несмотря на многочисленные отступления в них от требований Программы и Условий конкурса? С французами достаточно ясно – они получат очередную экзотику для туристов. А что хотела Российская сторона, включая Администрацию Президента и Московский Патриархат?

Представителями русской эмиграции, возмущенными выбором жюри, было направлено Открытое письмо в Межсоборное присутствие «О достоинстве русского храма», подписанное множеством видных деятелей культуры всего мира. В нем говорилось: «Противоречивую, практически невыполнимую задачу поставили перед ними (участниками конкурса) сами условия конкурса: “для православной церкви должны быть предусмотрены традиционные православные формы, которые сочетались бы с современностью, в духе недавних знаковых проектов, осуществлённых на берегах Сены (Институт Арабского мира, Дом Японии, Музей Примитивных искусств) “.

Открытое письмо было поддержано протестами со стороны Союза архитекторов России и Российской Академией Архитектуры. Увы, ответа не последовало.

Среди выбранных 10 проектов был проведен второй тур, на котором конкурсанты сделали уже более основательные и полные предложения. После этого свое мнение о проектах высказали в правительстве Франции и России, в мэрии Парижа.

Победитель конкурса был объявлен 14 марта 2011 года. Им стал проект французского архитектора Мануэля Яновского и молодых московских архитекторов Алексея Горяинова, Михаила Крымова из архитектурного бюро «Архгрупп». В нем весьма традиционный крестово-купольный храм вместе с окружающим его садом накрыт стеклянным покрывалом, из которого торчат  позолоченные главы, а территория огорожена стеклянными стенами, на которые проецируются мультимедийные изображения икон. Налицо постмодернистская десакрализация храмовой архитектуры.

Мэр Парижа Бертран Деланоэ позже заявил, что этот проект нарушит гармонию исторического района. Россия согласилась доработать проект. В работе примет участие французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт, проект которого занял на конкурсе второе место.

Храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке в Сретенском монастыре Москвы (2012 г.)

В настоящее время от уникального монастырского ансамбля XVI- начала XVIII веков сохранилось только два здания – собор Владимирской иконы Богоматери 1679 года и сильно перестроенный в XIX-XX веках настоятельский корпус. В 1952 году во внутриквартальной части бывшей монастырской территории было построено пятиэтажное здание школы. После восстановления монастыря в начале 1990-х годов ему были возвращены сохранившиеся элементы монастырского комплекса: собор, настоятельский корпус, постройки конца XIX века.

В ноябре 2012 г. был объявлен конкурс на проектирование нового храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке, организованный московским Сретенским монастырем.

Как сказано в программе: «Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомученников Российских… Новый храм как часть монастырского комплекса должен поддержать особый статус места и стать достойным продолжением развития древнего монастыря как святыни и как памятника истории…».

На заседании Попечительского совета Сретенского монастыря Святейший Патриарх Кирилл отметил, что новый храм должен быть построен в традиционном русском стиле. Наверное поэтому в программе конкурса появилась запись о том, что:  «Архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать элементы современных форм и конструкций». Надо сказать, что эта формулировка сделана непродуманно. Уже много раз говорилось, что проектировать современных православный храм сегодня надо не в «стиле» (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), а просто православный храм на основе православных традиций из многовекового опыта православной архитектуры, и не только русской, а вселенского православного опыта. Перечисляя эти стили в задании нас как бы снова провоцируют на подражательство, от которого мы никак не можем избавиться. И очень осторожно сказано о возможности использования «современных форм и конструкций». Здесь очевидно устроителям конкурса показалась необходимым  буквальному следованию слов Святейшего. Однако традиционный русский стиль как раз и подразумевает динамичный творческий подход к следованию традиции. Достаточно хотя бы в общих чертах знать историю развития русской церковной архитектуры, наследовавшей византийскую традицию и творчески её развившую. Вспомним древнерусские храмы Смоленска, Чернигова, Коломенского и т.д.

Архитектурными мастерскими, проектными институтами и творческими группами на конкурс было представлено 60 заявок и 47 проектов.

30 января 2013 года были подведены итоги конкурса и призовые места определились следующим образом:

1-е место – концепция творческой группы, зарегистрированной на конкурсе как «Д.М. Смирнов и группа архитекторов», г. Москва.

2-е место – концепция ГУП «Моспроект-2»имени М.В. Посохина, архитектурно-проектная мастерская № 2, г. Москва.

3-е место – концепция ООО «Проектная мастерская «Точка сборки», г. Москва.

Решение жюри утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В соответствии с условиями конкурса творческая группа, занявшая первое место, в месячный срок заключает договор на право проектирования и ведения авторского надзора на объекте реконструкции и нового строительства. Творческие группы, занявшие второе и третье места, награждены в соответствии с условиями конкурса.

2 марта конкурсные проекты были выставлены в залах Центра славянской письменности и культуры. Обзор представленных проектов показал огромный разброс стилистических направлений поиска авторами образа храма Новомученников Российских даже при единых условиях, диктуемых окружающей исторической застройкой. Очевидно этому способствовала запись в Условиях конкурса, что «Архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской)».

История конкурсного проектирования храмов в России показала, что эта форма выбора лучших целесообразна при проектировании уникальных храмов. При этом для массового строительства храмов достаточно наличие «образцовых проектов», обеспечивающих достаточный уровень качество проектных решений.

 

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *