Храмы, построенные к 300–летию Дома Романовых

В 1907 году, в ознаменование приближающегося 300–летия Дома Романовых, было решено соорудить в столице собор. Подготовлено архитектором М.Ю.Кеслером

К 400–летию Дома Романовых

 Храмы, построенные к 300–летию Дома Романовых

 21 февраля (6 марта)  2013 года исполняется памятная для России дата – 400 лет со дня избрания на русский престол первого царя из Дома Романовых – Михаила Федоровича.

 Подписанным 21 февраля 1913 года высочайшим указом, дабы «достойно ознаменовать нынешний торжественный день и увековечить его в памяти народной» даровались «милости подданым» российского императора. А в 1907 году, в ознаменование приближающегося 300–летия Дома Романовых, было решено соорудить в столице собор.

Идея построения храма–памятника принадлежала Александру III. Храм по условиям конкурса должен был отражать в себе идею преемственной связи династии Романовых с династией Рюриковичей. Кроме того в своем исполнении он должен быть выдержан в стиле «храмов времени воцарения Дома Романовых». Главной фамильной иконой императорского дома была Феодоровская икона Божией Матери. Этой иконой в 1613 году был благословлен на царство первый царь из древнего боярского рода Романовых Михаил. Поэтому среди множества мероприятий, связанных с празднованием в 1913 году 300–летия Дома Романовых, сооружение в Санкт–Петербурге соборного храма Феодоровской иконы Божией Матери занимало особое место.

В 1909 году был учреждён строительный комитет, который был принят под августейшее покровительство великим князем Михаилом Александровичем – братом Николая II; председателем комитета стал генерал–майор Д.Я. Дашков. Комитет начал свою деятельность с проведения под эгидой Общества архитекторов–художников конкурса на проект храма–памятника. В мае 1910 г. в журнале «Зодчий» были опубликованы условия конкурса, а также план участка, отводимого под строительство. Условия конкурса предусматривали создание собора в стиле «храмов времени воцарения Дома Ро­мановых». Небольшой нижний храм предполагалось отделать «в стиле эпохи Александра Невского» и посвятить его этому святому. Место было выбрано на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского вокзала.

В сравнении с другими, не менее убедительными проектами (Н.В. Васильева и А. Джорогова), строительный комитет остановил свой выбор на проекте Степана Самойловича Кричинского, выдержанном в неорусском стиле. Вероятно, именно пятиглавие предложенного С.С.Кричинским храма было весомым аргументом в его пользу. Традиционные пятиглавия важнейших кремлевских соборов в Москве, Ярославле, Костроме ассоциировались с торжеством российской государственности.

20 мая 1911 г. проект С.С.Кичинского был одобрен Государем, а 30 мая 1911 г. начались строительные работы. Закладка храма состоялась 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича.

Феодоровский собор был построен на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь – 350 квадратных метров.

Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт–Петербурга, двух городов – столиц России.

По­добно многим другим памятникам неорусского стиля храм на Полтавской улице задумывался и осуществ­лялся как произведение синтеза ис­кусств. В духе национальных традиции по эскизам Кричинского создавались де­коративная отделка интерьеров, резной иконостас, церковная утварь. Главный северный фасад здания украсило боль­шое майоликовое панно Покров Бого­матери, изготовленное фирмой «Голъдвейн и Ваулин» в соответствии с эс­кизом художника С. В. Чехонина. Кро­ме того, фасады декорировали слож­ные стилизованные рельефы, исполнен­ные скульптором В. И. Траубенбергом в облицовке из белого старицкого кам­ня. Нарядная роспись парадной лест­ницы оказалась довольно близкой про­изведениям древних мастеров Ростова и Ярославля; ее выполнял художник В. С. Щербаков, который несколькими годами раньше расписывал интерьер Троицкого собора Почаевской лавры, спроектированного А. В. Щусевым. Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «Мозаичный Спас».

После проведения нулевого цикла работ и возведения монолитного каркаса здания в апреле 1911 года, 5 августа того же года была совершена торжественная, с молебном и водосвятием, в присутствии членов императорской семьи, закладка соборного храма. Строительство храма предполагалось завершить к середине 1913 года, то есть как раз к торжествам, посвященным 300–летию династии Романовых.

Небольшой нижний храм предполагалось посвятить святому благоверному князю Александру Невскому, самому славному представителю Рюриковичей, и отделать его в стиле его эпохи. Верхний – Феодоровской иконе Божией Матери – фамильной святыне дома Романовых.

Нижняя трехпридельная церковь вмещала 1500 человек и была оформлена четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами–бойницами, отделка внутри церкви была выдержана в новгородском стиле XIII столетия. Центральный алтарь нижнего храма предполагалось освятить в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины (небесных покровителей Александра III, которому принадлежала идея строительства церкви в память династии, и его супруги Марии Феодоровны).

Верхняя церковь была рассчитана на 2000 человек, ее внутреннее убранство было выдержано в ростовском стиле XVII века. Боковые приделы были посвящены святителю Филарету Милостивому, и мученице Марфе – их имена носили родители царя Михаила, первого из рода Романовых.

Главный придел верхнего храма был освящен в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя из рода Романовых. Правый верхний придел предполагалось освятить в честь святителя Николая и мученицы Александры (небесных покровителей последней царственной четы), а левый – в честь святого благоверного князя Михаила Тверского и святителя Алексия, митрополита Московского (небесных покровителей великого князя Михаила Александровича, брата Николая II, и Цесаревича Алексия).

14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора – после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV.

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма. 15 января 1914 года освящение главного придела верхнего храма совершил митрополит Владимир (Богоявленский); присутствовал император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгою, Татианой и Марией, а также великой княгиней Елизаветой Феодоровной (присутствовали также многие другие члены императорской фамилии и правительства); к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгой Александровной.

Постройка крупного храма–памят­ника, освященного юбилеем «царству­ющего дома», да к тому же до мель­чайших деталей воплотившего в своем образе «национальную идею», вызвала заметный резонанс не только в столи­цах, но и в провинции. Вот что, например, можно было прочесть в газете «Донские обла­стные ведомости» о только что возве­денном храме: «Храм этот – памятник Древней Руси. Все здесь родное, рус­ское; все навевает воспоминание о рус­ской истории, о царях и патриархе, о Московском Кремле. Здесь как–то уют­но русскому человеку и русскому сердцу. Строители храма могут быть увере­ны, что они построили святой памятник, который будет вечным проводником России и Русского на пропитанных иноземщиной берегах Невы».

В связи с сооружением храма–памятника родилась и интересная градост­роительная идея, согласно которой предлагалось «стильно обстроить еще недав­ний пустырь» – то есть территорию Александровского плаца – и превратить его в «уголок XVII века в петровском парадизе». С целью практической реали­зации этой идеи был создан даже специальный «комитет по упорядочению местности», который приступил к разработке соответствующих предложений, в том числе предложения о сооружении перед храмом памятника Александру Невскому. Кроме того, было принято решение о постройке стены, которая помогла бы «разграничить территорию товарной станции с площадью в стиле храма», а Главное управление почт и телеграфов согласилось «изменить уже утвержденный проект фасада нового центрального почтамта для посылок и печатных отправлений на соответствующий духу храма и русского древнего зодчества».

Этому градостроительному замыслу не суждено было осуществиться. Еще до начала войны удалось только возвести кирпичную стену с широкой аркой, переброшенной через улицу. Мощная башня и зубчатое венчание стены, спроек­тированной С. С. Кричинским, родственны крепостным сооружениям древнос­ти и развивают, таким образом, тему, воплощенную в компози­ции храма–памятника. Последний же, в отличие от стены, дошел до нашего времени сильно искаженным, обезглавленным и утратившим свое замечатель­ное декоративное убранство.

В 1932 году собор был закрыт и передан молочному заводу, после чего был подвержен варварской перестройке.

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм–часовни по проекту архитектора Г. А. Васильева святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов; работы планируется закончить к 2013 году, когда будет отмечаться 400–летие Дома Романовых.

В 2011 году Тутаевские мастера–литейщики выполнили ответственный заказ: в точности воссоздали колокола Федоровского собора. Колокола, отлитые сто лет назад, носили имена членов царской семьи, были украшены их портретами, гербами древних русских городов и гербом Дома Романовых. На девяти колоколах из одиннадцати отлиты имена и портреты царственных особ. Самый тяжелый благовестник «Михаил – Николай», весом почти девять тонн, назван в честь царя Михаила Федоровича и императора Николая II Александровича – первого и последнего государей Романовых. «Александра» – колокол, посвященный императрице Александре Федоровне (когда его отливали впервые, никто не знал, что царицу станут именовать мученицей). Следующий по весу благовестник  – «Мария» – носит имя в честь императрицы Марии Федоровны, матери государя Николая Александровича. «Алексей» – колокол в честь наследника, цесаревича Алексея Николаевича. Увековечено в бронзе и имя Михаил – в память о Великом князе Михаиле Александровиче, возглавлявшем строительный комитет храма. Далее следуют колокола в честь Великих княжон: «Ольга», «Татьяна», «Мария» и «Анастасия».

На парадном (северном) фасаде собора начался монтаж воссозданного майоликового панно высотой 8 метров. На нем изображена Феодоровская икона Божией Матери в обрамлении древа русской святости. В его ветвях – святители Петр и Алексий, митрополиты Московские, князья Андрей Боголюбский и Александр Невский, царевич Димитрий, святые Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Серафим Саровский и другие подвижники веры. Внизу, на фоне стен Ипатьевского монастыря в Костроме изображены первые Романовы – Патриарх Филарет и его сын, царь Михаил Федорович. 

Его воссоздали реставраторы компаний "Строительная культура" и "Полиформ–Р" по старым фотографиям и хранящемуся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве эскизу автора, художника Сергея Чехонина. Проект выполнил НИИ "Спецпроектреставрация" (архитектор Ольга Владимирская). Средства на восстановление были выделены из бюджета Санкт–Петербурга. 

Первоначальное название панно – "Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом". Сто лет назад оно было выполнено художественно–керамическим производством "Гельдвейн – Ваулин" на пожертвования служащих, учащих и учащихся Виленского учебного округа. Небольшой макет этой иконы преподнес императору Николаю II по случаю освящения собора настоятель Феодоровского Городецкого монастыря архимандрит Алексий. 

Помимо Федоровского собора в Петербурге, к юбилею 300–летия Дома Романовых было построено еще несколько храмов.

Так, в 1913 году в Вильнюсе был возведен уникальный храм, освященный в честь святых равноапостольного царя Константина и преподобного Михаила Малеина. Храм был построен в Ростово–Суздальском стиле, с резным трехъярусным иконостасом, изготовленным в Москве. На звоннице было 13 колоколов, общим весом около 17 тонн.

  В начале 1912 г., в преддверии приближающегося празднования 300–летия Дома Романовых, Великий Князь Константин Константинович пожертвовал на окраине Павловского парка, в дачном селении Тярлево, "участок земли мерою до 600 кв. сажень, а Ея Императорское Высочество Великая княгиня Мария Павловна оказала денежную помощь на сооружение церкви".

Первым ктитором храма был сын Константина Константиновича, князь Императорской крови Иоанн Константинович. Он вместе с братом, Игорем Константиновичем, руководил строительством.
Полностью храм Преображения Господня в поселке Тярлево был освящен в день рождения князя Иоанна, 6 июля 1914 г.

Белокаменный храм, выдержанный в лучших традициях древней псковско–новгородской архитектуры, был построен по проекту гражданского архитектора А.А.Захарова. Двухъярусный резной иконостас был изготовлен из темного дуба и украшен иконами, написанными в древнерусском стиле, без окладов. Алтарь храма украшал большой запрестольный образ Спасителя с крестом в одной руке и со знаменем в другой.

Особую ценность представляли, находившиеся в храме, древние афонские иконы, подаренные Государем Императором Николаем II (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).

За годы советской власти здание храма было доведено до аварийного состояния. В нем был устроен один из цехов закрытого военного завода. Кроме того, была застроена площадка вокруг храма, и теперь он стоит со всех сторон окруженный обветшавшими зданиями, еле теплящего свою жизнь, ОАО ПТГО "Север". Кроме того, все эти сгрудившиеся по нелепому плану постройки, с запертым им храмом внутри, обнесены кирпичным заводским забором.

К 300-летию дома Романовых  в 1912—1913 гг. в Твери построен на средства царской семьи Воскресенский кафедральный собор по проекту архитектора М. П. Омелюстого. В 1936 году собор был закрыт, в 1988 году снова открыт, богослужения начались в 1992 году.

       В Ельце в 1909–11 гг. была построена церковь во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского на средства Елецкого общества Хоругвеносцев и купца А.Н. Заусайлова. Храм был пристроен к часовне, возведённой в 1882 годах по проекту архитектора А.С. Каминского в память о царе Александре II, убитом народовольцами. Освящение Великокняжеского храма состоялось 11 февраля 1911 года, и было приурочено 50–летнему юбилею царского манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Во многих деталях храма чувствуется присутствие времени в использование новых строительных материалов (в конструкции свода применяется бетон на основе цемента), электричества (завершающий храмовый купол крест заполнен хрустальными пластинами и подсвечивается электрическим светом). По свинцовым водопроводным трубам, проложенным в куполе храма, подавалась вода, которая омывала снаружи крест и купол. Экстерьеры и интерьеры храма были украшены майоликовой плиткой.

К северу от церкви в память 300–летия царствования Дома Романовых был выстроен «Дом призрения». В юго–западном углу здания приюта введена декоративная башня, увенчанная шпилем, покрытым золотистой майоликовой черепицей. Уличный – западный и южный дворовый фасады богато украшены поливной керамической плиткой.

 

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *