Преподобный Серафим предсказал строительство большого холодного собора Пресвятой Троицы и даже набросал план будущего Дивеевского монастыря.
Архитектор М. Кеслер
Архитектура храмов Серафимо-Дивеевского монастыря
Серафимо-Дивеевская обитель была основана по чудесному указанию, полученному монахиней Киевского Флоровского монастыря Александрой от Божией Матери: по дороге в Саровскую пустынь монахиня остановилась на отдых в селе Дивееве. Здесь Богоматерь возвестила ей о Своей воле: «Я созижду здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем мире: это четвертый жребий Мой во вселенной* [1, с. 4].
В 1767 году на месте старого Никольского деревянного, где произошло чудесное явление Богородицы, монахиня Александра начала строить каменный храм, воздвигнутый в 1775 году. На следующий год был освящен левый придел во имя Святителя Николая, а в 1779 году ˗ правый, посвященный, по особому чудному указанию Божиему, святому первомученику архидиакону Стефану. Из Казани мать Александра привезла копию чудотворной иконы Казанской Божией Матери, в честь Которой освятили центральный придел, из Киева доставили частицы святых мощей, а из Москвы ˗ колокол и необходимую утварь. Иконостас был пожертвован из старого саровского собора строителем отцом Ефремом.
На земле, пожертвованной помещицей Ждановой, мать Александра построила три келлии, где поселилась с тремя послушницами, управляя общиной под руководством саровского старца Пахомия.
После смерти матери Александры (Мельгуновой; † 1789) старец Пахомий неустанно заботился об общине; умирая, он передал ее на попечение преподобному Серафиму Саровскому, тогда еще иеродиакону. Преподобный Серафим снабжал общину всем необходимым, окормлял сестер обители. В 1827 году он разделил обитель на два отделения: для вдов и девиц.
В записях И. А. Мотовилова об основании мельничной обители говорится: «1825 года 25-го ноября... увидел он (отец Серафим. ˗ Ред.) Божию Матерь... И Божия Матерь сказала ему: «Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мною обитель Мою...* А место указала на востоке, на задах села Дивеева, против алтаря церкви Казанского явления Своего, устроенного монахинею Александрою. И указала, как обнести это место канавкою и валом... приказала ему сначала из саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и келлии первые, а потом по времени соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив оную к паперти церкви Казанского явления Своего...» [1, с. 183].
Старица Устинья Ивановна рассказывала о предсказаниях преподобного: «Здесь, говорил батюшка Серафим, будет Лавра, а где канавка ˗ там киновия» [1, с. 235]. 9 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы по размеру ниточки, данной отцом Серафимом сестре Ксении Васильевне. Строить мельницу начали весной 1827 года, а 7 июля, накануне праздника Казанской Божией Матери, она заработала.
Церковь Рождества Христова была заложена в 1828 году по благословению епископа Нижегородского Афанасия (Протопопова; †1842), а летом 1829 года она стараниями М. В. Мантурова была уже готова и по желанию преподобного Серафима освящена в день празднования Преображения Господня. Храм был построен, как указывала Божия Матерь преподобному Серафиму, с западной стороны Казанской церкви и был сначала одноэтажным, на высоком фундаменте. О дальнейшей его судьбе митрополит Серафим (Чичагов; † 1937) пишет: «Но этим храмом не все чудеса батюшки Серафима кончились... Потребовал батюшка Серафим к себе Михаила Васильевича Мантурова и говорит ему: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали: ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! Нельзя ли внизу-то нам с тобой под церковью еще церковь сделать?... Да вот возьми-ка, я тебе и меру приготовил!». Батюшка Серафим подал ему нитку: «Если место как раз по ней выйдет, батюшка, то можно будет устроить придел и Царице Небесной!». Когда же был готов подкоп и Михаил Васильевич стал по мерке, данной батюшкой Серафимом вымеривать подкоп, то он пришелся как раз по этой мерке» [2]. Церковь во имя Рождества Богородицы была освящена 8 сентября 1830 года.
Наследница генерала Баташова, госпожа Постникова, пожертвовала по просьбе батюшки Серафима под мельничную общину три десятины земли. Выделение земли состоялось в 1829 году, в среду Крестопоклонной недели Великого поста. Весной отец Серафим велел опахать эту землю сохой по одной борозде три раза. Когда земля подсохла, он приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубины, а вынутую землю бросать внутрь, в сторону обители, чтобы образовался вал также в три аршина. «Так что канавка эта ˗ стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит!» ˗ говорил отец Серафим об этой канавке [1, с. 255].
Преподобный Серафим предсказал строительство большого холодного собора Пресвятой Троицы и даже набросал план будущего Дивеевского монастыря с многочисленными постройками. При выборе места под собор отец Серафим, по рассказам, дал шнурок для разметки длины и ширины, но эти размеры были так велики, что при отсутствии у обители достаточных средств осуществление намерений батюшки казалось несбыточной мечтой [2].
После кончины преподобного Серафима (2 января 1833) управление общиной принял на себя Иван Тихонов, выдававший себя за его ученика. При нем все здания, построенные по указанию преподобного Серафима, переломали или вынесли за канавку, а оставленные в канавке переставили на новые места, что явилось причиной смуты и нестроений в монастыре, прекратившихся только при новом архиерее, назначенном Святейшим Синодом, Феофане, епископе Тамбовском, будущем затворнике Вышенской обители.
В 1842 году Казанская община была соединена с Мельничной общиной преподобного Серафима, образовав общую Серафимо-Дивеевскую общину. Вскоре из Синода был получен указ с разрешением строить в обители каменный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», видимо, той самой, перед которой скончался отец Серафим. Под предлогом недостатка средств Иван Тихонов отложил постройку собора, а пожертвования на собор потратил, затеяв возведение деревянного храма на месте мельничной общины. Эта церковь во имя иконы Тихвинской Матери была освящена 17 июля 1847 года; правый придел в честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных ˗ 4 июня 1848 года, левый — в честь Всех святых ˗ также в 1848 году. В нижнем этаже устроили церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», которую освятили 13 июля 1850 года.
В описании монастыря, хранившемся в Нижегородской консистории, так говорится о том времени: «Чтобы уничтожить со временем память о мельничной обители отца Серафима и основать свой собственный монастырь, духовно ослепленный Иван Тихонов хотел построить собор не на купленной батюшкой Серафимом земле, а в трех верстах от обители, на пустоши Ломовка... но Преосвященный Иаков не согласился перенести весь монастырь с места первоначального устройства» [1, с.587]. 5 июня 1848 года произошла закладка собора, строительство которого предсказывал преподобный Серафим, но вскоре храм был заброшен и забыт по вине И. Толстошеева. В то же самое время пензенская дворянка Дорофея Михайловна Каменская построила деревянную кладбищенскую церковь Преображения Господня в 1855 году, как предрекал преподобный. По благословению Преосвященного Иеремии строение в дальней пустыньке, в которой молился отец Серафим, было обращено в алтарь церкви, вокруг нее устроили витрины для хранения вещей преподобного.
В 1861 году Серафимо-Дивеевская община заботами отца Иоасафа и фрейлины Тютчевой была преобразована в монастырь. Игуменией стала монахиня Мария, в миру ˗ Елизавета Ушакова († 19 августа 1904 года).
Через десять лет строительство было снаружи закончено, и 28 июля 1875 года Преосвященный Иоанникий освятил собор, как и хотел преподобный Серафим, в честь Пресвятой Троицы, отменив первоначальное посвящение его во имя иконы Божией Матери «Умиление».
С 1875 года в соборе совершались службы; продолжалась его внутренняя отделка силами сестер обители под руководством монахини Серафимы. В росписи собора принимал участие художник М. П. Петров.
Правый придел в честь Божией Матери «Умиление» освятили в 1880 году, а левый был оставлен неосвященным в ожидании открытия мощей преподобного Серафима. На хорах с правой стороны усердием А. Д. Нарышкина в память его матери был воздвигнут придел в честь иконы Божией Матери Владимирско-Оранской, освященный в 1884 году. С левой стороны хоров был устроен придел во имя Обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В 1890 году пожар уничтожил трапезную, а в 1891 году сгорели дома священнослужителей. Стараниями игумении Марии эти постройки были восстановлены. Осенью 1904 года игумения Мария скончалась, ее место заняла бывшая казначея монахиня Александра.
На средства, пожертвованные Федором Васильевичем Должинцевым и его женой Екатериной*, предполагалась закладка нового огромного теплого собора: Троицкий собор был холодный и зимой все службы совершались в тесной деревянной Тихвинской церкви. Митрополит Серафим (Чичагов) советовал построить новый храм на месте Тихвинской церкви, но игумения Александра пожалела ее ломать, и в 1905 году новый собор заложили сбоку, против начала канавки. Блаженную Прасковью Ивановну, с которой мать Мария обычно советовалась, не спросили. По записанному рассказу очевидцев, когда уже шла закладка собора, в монастырь приехала тетушка игумении Александры Елизавета Ивановна и сказала Прасковье Ивановне: «Маменька, нам собор жертвуют». Прасковья Ивановна отвечала: «Собор-то собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора, как бы не завалила и собор-то» [3].
* Ф. В. Должинцев незадолго перед смертью пострижен тайно в мантию. Их дочь, Софья Федоровна (t 1945), приняла схиму с именем Серафима. (Из письменного воспоминания монахини Серафимы.)
В 1915˗1916 годах собор был построен архитектором А. А. Румянцевым и отчасти расписан сестрами обители под руководством художника Парилова. Приготовили иконостас, утварь и тут вспомнили, что забыли сделать отопление. Это задержало окончание строительства на год. Собор, который предполагалось освятить в честь иконы Божией Матери «Умиление» и преподобного Серафима в феврале 1917 года, так и не был завершен.
Серафимо-Дивеевский монастырь представлял собой богатейший архитектурный ансамбль, в котором, кроме перечисленных построек, имелись: богадельня для сестер, больница, училище на 10 девочек, вне ограды — две гостиницы; мастерские: живописная, литографская, портновская, ризная, свечная, мантийная, свиточная, стекольная, красильно- малярная. При монастыре были: мельница, две житницы, молотильня, водокачка, сад, огороды, конный двор и кузница [5]. Над всеми этими постройками доминировали два собора, каждый из которых представляет собой интереснейший образец храмовой архитектуры XIX века.
Собор во имя Пресвятой Троицы построен в византийском стиле архитектором Константином Тоном (1794˗1881), по проектам которого было сооружено множество храмов в столице и провинции.
В 1844 году был издан альбом проектов церквей в русско-византийском стиле, рекомендованных императором для повсеместного использования в качестве образца национальной архитектуры. «Среди безраздельно царившего тогда классицизма последовал указ о том, чтобы при составлении проектов православных церквей был преимущественно сохраняем вкус древнего зодчества. Таким образом, существование русского искусства было не только торжественно и всенародно признано, но даже обязательное применение его форм в новейшем церковном строении было возведено в закон. Апостолом нового направления явился профессор К. А. Тон*,˗ писал Н. В. Султанов (1850˗1908), сторонник официальной теории русского стиля [6, с. 10].
В связи с использованием в Троицком соборе элементов классической архитектуры, имеющих своим истоком архитектуру языческих храмов, уместно напомнить одно интересное высказывание преподобного Серафима Саровского. В беседе с Мотовиловым он говорил, что «проявление Духа Божьяго действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истиннаго, потому что и из их среды Бог находил избранных себе людей... ибо сказано: «языки, не ведущие Бога, естеством законная творят и угодная Богу соделывают» [7]. Архитектурный облик Троицкого собора, собрав в себе черты классической, византийской и древнерусской архитектуры, создает впечатление единения в храме Божием «всех языков» во славу своего Творца.
Другой, будущий теплый собор, построенный в период 1905˗1915 годов, носит отпечаток направления, сложившегося в русской архитектуре с 1870-х годов и опирающегося на прообразы допетровского зодчества в противовес официальному «византийскому» направлению. Новый стиль, характеризующийся уменьшением масштабного строя, дробностью форм и деталей, внешне отличается от крупномасштабных величественных сооружений византийского направления.
В 1900-е годы храмостроительство переживает период бурного развития. Если стиль XIX века отличался сухим рационализмом, то в 1900-е годы в неорусском направлении снова проявилось духовное начало, свойственное древнерусскому зодчеству. В 1905 году архитектор А. В. Щусев (1873˗1949) в докладе «Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре» говорил: «Религиозное искусство, как искусство чистой идеи, чуждое утилитаризма, должно быть свободным в своих проявлениях; оно должно подчиняться только религиозной идее и не терпеть рабского стеснения в формах... Архитекторам необходимо уловить и почувствовать искренность старины и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм и подправлением, то есть порчей их, а созданием новых форм, в которых бы выражалась так искренне и так красиво, как в старину, идея...» [8, с. 132]. В начале XX века архитекторы уже не стремятся внешне подражать древнерусским оригиналам, взяв за основу одну из тем древнерусского зодчества, они создают композиции, лишь ассоциативно напоминающие прообразы.
Собор Серафимо-Дивеевского монастыря базируется на архитектуре храмов владимиро-суздальского периода, композиционные приемы и детали древнерусского зодчества способны благодаря своей символической сущности выражать самые сокровенные истины Православия. Крестово-купольная система собора, соединяя воедино множество пространственных ячеек храма, символизирует вселенскую Церковь, объединяющую в себя все человечество.
Другая характерная черта архитектурного образа храма ˗ ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам; это ощущение соответствует пророческим словам преподобного Серафима: «Подойдет антихрист-то, а он (собор. ˗ Ред.) весь на воздух и поднимется». Храм приподнят на высокий стилобат, куда ведут широкие лестницы в знак духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. Объем храма имеет ступенчатое построение с нарастанием к центру, от боковых пристроек к основному объему, завершенному полукружиями закомар, и далее к пятиглавию с повышенным центральным барабаном.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архимандрит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб, 1903.
2.Серафимо-Дивеевский монастырь и подвижницы в нем обитавшие. М, 1904.
3.О семье Чичаговых. - Надежда. Вып. 12. Париж.
4.Письменное воспоминание монахини Серафимы (Софьи Александровны).
5.Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М, 1908.
6.Султанов Н. В. Возрождение русского искусства. ˗ Зодчий, 1881, N9 2.
7.Щусев А. В. Мысли о свободе творчества и религиозной архитектуре. ˗ Зодчий, 1905, N9 -11.
Опубликовано в Журнале Московской Патриархии №8, 1990 г.
Архитектор Кеслер М.Ю.