Церковные искусства в убранстве храма

Перед храмоздателями храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово стояла задача создать средствами архитектуры в синтезе с другими видами церковных искусств такой образ, который бы свидетельствовал о мученическом подвиге православных христиан, принявших смерть за исповедование Христа. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

 

Церковные искусства в убранстве храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово

 Перед храмоздателями храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово стояла задача создать средствами архитектуры в синтезе с другими видами церковных искусств такой образ, который бы свидетельствовал о мученическом подвиге православных христиан, принявших смерть за исповедование Христа и получивших венец славы Воскресшего Господа. Бутово – это уникальное место на всей земле, где в одном месте покоятся, прославлены и причислены к лику святых 268 пострадавших за веру, в т. ч. 7 архиереев и множество священно- и церковнослужителей.

Тема мученичества за Христа и воскресение во святых выражена в двухэтажном решении храма, первый этаж которого обвалован землей в западную сторону, образуя при крестном ходе как бы восхождение на Голгофу, ибо Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием П Бутовский полигон был назван Русской Голгофой. В первом, заглубленном этаже находится трехпридельный храм-реликварий, напоминающий о пострадавших за веру, а в верхнем, высоком и светлом храме, увенчанным пятишатровым завершением, Церковь славит Воскресшего Господа и святых Его.

В нижнем храме в притворе размещена экспозиция, посвященная Бутовскому расстрельному полигону. В музейных стендах выставлены подлинные вещи погибших, извлеченные в ходе обследования захоронений.  В западной, служебной части храма размещена экспозиция личных вещей священномучеников, пожертвованных храму членами семей погибших. По стенам храма в порядке памятных дат расстрелов людей, причисленных к лику святых, помещены 50 икон Бутовских Новомучеников. Главный придел нижнего храма посвящен Державной иконе Божией Матери, принявшей под Свой Покров державу Российскую после низложения Царя и установления богоборческой власти. Правый придел посвящен священномученику Митрополиту Серафиму (Чичагову), а левый планируется посвятить святому Иоанну Шанхайскому. Иконостасы нижнего храма выполнены деревянными, резными, с подкраской фона темно-красным цветом. В иконостасе центрального придела над Царскими вратами, решенными с использованием Креста Господнего, вписанного в круг, вмонтирована икона Спасителя, принадлежавшая священномученику Иоанну (Кедрову). В киоте, размещенном у правого столпа храма, помещена копия иконы Спасителя, написанной свщенномучеником Митрополитом Серафимом (Чичаговым), подлинник которой находится в московском храме Ильи Обыденного

Верхний храм знаменует торжество мучеников за Христа и как в системе световой организации, так и в декоративном убранстве, предполагает принципиально другую тональность. Храм наполнен светом, исходящим из оконных проемов, расположенных в верхней зоне притворов, стен основного объема храма и световых восьмериков завершения, которые объединены между собой внутренними проемами, через которые свет из боковых восьмериков проникает в центральную часть храма. Верхняя зона трехнефного, трехпридельного храма имеет сложную пластику многоуровневых, перетекающих пространств, образуемых криволинейными очертаниями арок, сводов, парусов и куполов, образующих образ Небесного Царства, где праведникам уготованы «селения многие». В центрах каждого нефа подвешены многосвечные латунные хоросы, знаменующие круги планет необъятной Вселенной, просвещенной Божьим Светом.

В архитектурной декорации пола создатели избегли искушения создать многоцветную, усложненную композицию и остановились на целомудренной простоте однотонного покрытия с выделением центральной дорожки от притвора к солее с обозначением на ней и в боковых нефах центральных, подкупольных мест в виде восьмиконечных звезд из четырехцветного мрамора.

Центральный придел верхнего храма посвящен Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, правый придел – Новомученикам и Исповедникам Российским, левый придел – святому Новомученику Патриарху Тихону. Иконостасы всех приделов выстроены в одну линию, визуально прерываясь стоящими впереди столпами храма. Иконостасы выполнены деревянными, резными с дополнительной отделкой басмой и шитыми золотом пеленами с изображениями Голгофы в нижних регистрах под храмовыми иконами. В центральном приделе иконы Спасителя и Богоматери обрамлены клеймами, взятыми от иконы Новомучеников и Исповедников Российских с сюжетами мученичества за веру православную в годы гонений от большевизма. Под ними вырезаны славянским декоративным шрифтом тропарь и кондак молитвы к Новомученикам. В киоте, расположенном у восточного столпа, помещена икона Бутовских Новомучеников.

Тот же принцип деления нижнего и верхнего яруса храма на темы мученичества и Воскресения положен во внешнем оформлении всего храма. Нижний этаж с небольшими арочными проемами облицован естественным  грубоколотым камнем – кварцитом красноватого цвета, сочетающимся с плитками дорожного покрытия вокруг храма. Западный вход в нижний храм фланкирован двумя колоннами, несущими нависающий над входом козырек перекрытия и покрытыми резным декором. На козырьке помещена молитва Новомученикам, выполненная в технике мозаики.

Кирпичные стены верхнего храма не оштукатурены, а отделаны каймовской обмазкой белого цвета, что обеспечивает живую поверхность с меняющимися световыми оттенками, появляющимися с движением солнца.

В декоративном оформлении верхнего храма должны быть применены многие виды искусства: монументальные фрески на западном, северном и южном фасадах, мозаичные иконы на входном портале, в аркатуре западного фасада и на центральной алтарной апсиде, резные белокаменные элементы порталов входов, аркатурных поясов, а также в оформлении восьмериков завершения храма. Шатры покрыты не медью, как вся кровля, а стальными листами в «шашку» с заводским полимерным покрытием цвета стен и белокаменной отделки, образуя цельность цветового облика храма. Обогащается он золотом глав с Крестами, декоративных подзоров кокошников и рельефных ребер шатров.

В западном восьмерике храма размещена звонница, где подвешено 14 колоколов, с главным колоколом, весящим 5 тонн. Колокола, отлитые в Тутаеве, имеют декоративное оформление с надписями и изображениями святых Новомучеников, в том числе Царский колокол с изображениями царственных страстотерпцев.

Особое внимание уделено центральному входу в храм. Врата выполнены с рельефной медной выколоткой с растительным орнаментом в стиле ХV1 века. Обрамлены они белокаменным перспективным порталом. В боковых нишах помещены мозаичные иконы святых Новомучеников, а над входом – мозаичный Деисис. На главном портале храма предполагается написать монументальную фреску, посвященную Новомученикам Российским, с тем, чтобы весь храм стал одной большой иконой, свидетельствующей о торжестве православной веры. Пока там помещена мозаичная икона Святой Троицы.

Храм был заложен в мае 2004 года Святейшим Патриархом Алексием П при участии Митрополита Лавра – предстоятеля Русской Зарубежной Церкви. Это было первым совместным актом, приведшим спустя 3 года к объединению Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, совместному богослужению и освящению этого храма.

 

 

 

 

Храмостроительство

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *