Возрождение храмоздательного искусства

Из ветхозаветной истории Церкви мы знаем, что Божий храм существовал и до Рождества Христова и его устройство было задано Самим Богом, но он был лишь приуготовлением к появлению спасительного христианского храма. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Храмовая архитектура формировалась одновременно с догматикой христианства и получила блестящее развитие в 6-10 веках в византийском крестово-купольном храме, и, в частности, в его величайших образцах: Софии константинопольской и Софии киевской.

Единая христианская Церковь, разделилась в 11 веке на восточную (православную) и западную (католическую) церковь. Восточная Церковь преимущественно развивала византийский тип крестово-купольного храма, а западная – раннехристианский базиликальный тип храма, что соответствовало различию в церковном сознании. Христианство дало миру замечательные творения архитектуры, живописи, иконописи и церковной музыки, которые отражали Красоту творения Божия, Его Небесного Царства.

Видение Небесной Красоты  и сотворчество в «синергии» с Богом дало возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. В дальнейшем этот опыт видения Неба постепенно заменялся профессиональным творчеством и к Новому времени здание храма стало восприниматься в архитектурной среде скорее как произведение зодчества, отражающее стилистику господствовавшей эстетики. Семидесятилетний вынужденный перерыв храмостроительства в России и утрата значительного числа древних храмов и монастырей поставили перед современными храмостроителями задачу воссоздания не только утраченных святынь, но и строительство новых храмов, отвечающих задачам Церкви и запросам верующих.

Перед современными зодчими-храмостроителями стоит задача огромной ответственности, ибо от того, каков будет образ храма, зависит его восприятие прихожанами. От того, как будет отражена в образе храма его идея – Царства Небесного, во многом зависит духовное и молитвенное состояние пришедшего в храм или только ищущего дорогу к храму, и в конечном итоге – их спасение. Вот почему древнерусские зодчие и иконописцы время работы над церковными образами проводили в посте и молитве, укрепляясь помощью Божией. Важно помнить, что храмостроительство является служением Богу и вне Церкви осуществлять такое служение невозможно, так как только Церковь является хранительницей духовного опыта, который позволяет осуществиться творческому началу зодчего в тех условиях, которые задает мир.

Сегодня работа должна быть направлена на поиск ответов на главный вопрос: какой должна быть архитектура современного христианского храма, чтобы донести до пришедших в храм людей благую весть Христа о грядущем Небесном Царстве.

Милостью Божией мы, наконец, дождались времени, когда в нашей стране уже нет противопоставления понятий Церковь и культура, которые должны существовать в гармонии друг с другом «неслиянно и нераздельно».

 

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *