Возрождение строительства «обыденных» храмов в России

Издревле на Руси обычай возводить обыденные церкви (построенные за один день) находил живейший отклик в сердцах православных, привыкших действовать соборно и в миру, и на поле брани. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Такие храмы сооружали в связи с обетами по избавлению селения, города, страны от того или иного бедствия, или в память важного события, например, победы над врагом, или там, где позднее предполагалось сооружение большого каменного храма.

Первый обыденный храм был поставлен на Руси ещё в 996 году. Спасаясь от печенегов, великий князь Владимир со своей дружиной был вынужден укрыться под мостом, тогда он и дал обет построить церковь в случае избавления от опасности. И, действительно, благополучно вернувшись домой, он, как подтверждает летопись, немедленно приступил к исполнению своего обета «постави церковь и сотвори праздник великий».Обыденные церкви возникали в государстве Российском повсеместно. Особенно часто они появлялись в Новгороде и Пскове примерно с конца ХIV и до середины ХVI веков. Такая церковь – во имя святителя Николая – была даже в Московском Кремле.

Многие деревянные храмы стояли десятки, а то и сотни лет. Например, церковь Происхождения Честных Древ, возведённая в Новгороде в 1424 году, простояла до 1592 года, когда была заменена новой церковью преподобной Марии Египетской.

В возведении обыденных церквей участвовали обычно все жители селения или города. Одни таскали брёвна, другие рубили, третьи загодя занимались украшением – резьбой по дереву. Ночью, чтобы не останавливать работы, место строительства освещалось. А освящение самой возведенной церкви должно было совершаться в те же сутки. Посвящались обыденные церкви Спасителю или Божией Матери, тому или другому святому. Причём не было правила избирать того святого, чья память праздновалась в день построения церкви. Иногда в одном и том же городе строили сразу несколько обыденных храмов.

Вот типичная история построения такой церкви. В 1654 году жители Вологды приняли обет возвести обыденный храм. А далее, как свидетельствует местный летописец, «лета 7163 октября 18 дня, на память св. апостола и евангелиста Луки, поставили единодневный храм во имя Всемилостивого Спаса Смоленского на Вологде, на старой площади, начали рубить против 18 числа в 6 часу ночи, а клали светочи и зажигали скалы на батогах, светили светло, а срубили за два часа до дни, святить начали в 5 часу дни». По просьбе жителей Вологды, специально для этого храма, была написана местным иконописцем икона «Собор Вологодских святых», которая считалась чудотворной и особо почиталась жителями города.

В строительстве обыденных церквей нередко принимали участие великие князья. Так, великий князь Василий III в 1531 году по обету, данному перед рождением сына, в один день построил церковь Иоанна Предтечи на старом Ваганькове в Москве.

Примечательно, что в дальнейшем стали умело применять метод сборно-разборного строительства деревянных зданий. В 1551 году на плотах из Углича была доставлена крепость-форпост для подготовки нападения на Казань. Таким же образом, уже после покорения Казани, были собраны из сосновых брёвен два храма за один день.

Автор «Казанской истории» сообщает, что обыденные церкви возводились по высочайшему повелению «всем миром», с участием самого царя: «во един день созда храм соборный Благовещание Пресвятые Владычицы нашия Богородицы на месте Красне, на площади, близ царева двора».

В ХVІ веке усердием мирян строится большое количество обыденных церквей, дальнейшее существование которых строители храмов зачастую не могли обеспечить. Указом Стоглавого Собора 1551 года, собранного царём Иоанном ІV для решения вопросов церковной жизни, было решено резко ограничить подобное строительство.

С течением столетий древняя традиция стала забываться. Сегодня её возpождает и динамично развивает Российский Клуб Православных Меценатов (РКПМ), объединяющий  православных бизнесменов. По проекту «Семь храмов в один день» 14 октября – в праздник Покрова Божией Матери – в семи крупных городах России за сутки будет построено по одному храму из клеёного бруса по специально разработанной технологии. Второй этап проекта включает в себя возведение трёх церквей за один день в городах–столицах трёх восточно–славянских государств: В Киеве, Москве и Минске. Потом схема строительства обыденных храмов распространится по другим российским мегаполисам, где в современных микрорайонах, как правило, церкви отсутствуют. Если хрущёвки решили проблему с нехваткой жилья, то строительство обыденных храмов может решить проблему с нехваткой храмов. Храм «шаговой доступности» должен появиться в каждом микрорайоне, как школа и поликлиника. В Московской патриархии инициативу православных бизнесменов поддержали. «Только в Москве нам не хватает не менее 200 храмов», – сообщил пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.

Проект РКПМ предполагает постройку в России такого же количества храмов на душу населения, какое было во времена Российской империи. На каждую тысячу православных верующих должен приходиться один храм. В финансовом смысле это будет доступно даже приходским общинам. Его бюджетная стоимость с полной комплектацией, в том числе с иконостасом –  около 2,5 миллиона рублей.

Проект РКПМ предлагает два варианта храмов. Большой храм высотой 15 м и площадью 80 кв. м сможет вместить до 150 прихожан. Малый – на 3 м ниже и площадь его всего 49 кв. м. Для них потребуется очень небольшое место внутри микрорайона. Если со временем верующие решат возвести каменную церковь, то этот храм можно будет с легкостью переместить в другое место,  и тогда в районе будет уже два храма.

Первый быстровозводимый деревянный обыденный храм в честь великомученицы Варвары в наши дни был поставлен за одни сутки ― с 6 на 7 апреля весной 2008 года в столице Кузбасса – Кемерово. Загодя по местному телевидению прошла информация, что помочь в строительстве могут все желающие – откликнулись жители окрестных домов, студенты и преподаватели кемеровских вузов. Пустырь на краю микрорайона в районе ФПК, ещё недавно просто поросший травой и засыпанный мусором, был расчищен. Рядом разместились вагончик-бытовка и две палатки: одна – для хозяйственных нужд, другая – под временный храм, где отслужили молебен перед строительством. Строители подвели электроснабжение и уличное освещение и начали рыть котлован под фундамент. Возводили церковь десять специалистов из г. Уфы, где по заказу башкирского отделения РКПМ изготавливали части храма – брусья для стен, а более сложные детали – целиком.

Современный проект обыденного храма не предполагает фундамента: конструкция собирается на предварительно установленных бетонных кубиках – для удобства переноса храма в будущем на новое место. Однако кемеровцы несколько отошли от первоначального проекта: усилили бетонный фундамент, что позволит увеличить срок службы храма в суровых сибирских условиях. Современный обыденный храм – это, по сути, большой конструктор. Пронумерованные деревянные брусы (они пропитаны растворами, предохраняющими от гниения и пожаров) укладываются в специальные пазы и скрепляются большими нарезными винтами, а пазы заливаются строительной пеной. Таким образом, сруб растёт прямо на глазах, несмотря на то, что большинство рабочих – непрофессионалы. Божественную литургию в новой церкви можно отслужить уже на следующее утро после укладки первого бревна. Спустя несколько дней храм покрывается кровлей, устанавливаются современные стеклопакеты, возводится резной иконостас. Вмещает такой храм в среднем 150 человек. Это размер небольшой приходской общины, которую окормляет один священник.

Кемеровская обыденная церковь является первым этапом строительства храмового комплекса в честь св. вмц. Варвары с каменным двухэтажным храмом на 1500 человек. С завершением строительства основной каменной церкви обыденный храм будет поднят с помощью подъёмного крана с фундамента и перевезён в один из районов Кемерово.

Первый практический опыт возведения обыденных храмов показал, что за один день можно только вчерне собрать небольшой деревянный храм из заранее изготовленных в промышленных условиях деталей, в том числе брусьев, элементов кровельного покрытия, главки, иконостаса и т. д. Сама идея быстрого возведения храма руками прихожан хороша и вызывает у его строителей неподдельный энтузиазм. Однако в действительности деревянный храм из брёвен или бруса должен сначала пройти период осадки, и полное обустройство действующего храма требует несколько большего времени. Таким образом, для решения задачи строительства значительного числа новых храмов нужен более конструктивный подход. Здесь может пригодиться опыт строительства быстровозводимых зданий при обустройстве временных городков строителей на больших стройках, которые функционируют там до окончания строительства и затем перевозятся на новую стройплощадку.

Быстровозводимые здания строителей обычно бывают двух типов: из готовых блок–модулей или щитовые. Блок–модули изготовляются полной заводской готовности и имеют габариты, обеспечивающие их безпрепятственную перевозку грузовым или железнодорожным транспортом. Отдельные блок–модули могут соединяться между собой, обеспечивая требуемые габариты здания. Щитовые здания собираются из крупногабаритных модульных элементов, количество которых обеспечивает возможность сборки зданий различных габаритов и объёмно–планировочных решений. Автор в 90–х годах участвовал в проектировании производственной базы быстровозводимых зданий для Ростелекома в Бекасово под Москвой и самих зданий двух указанных типов. Тогда же была предложена схема быстровозводимых храмов из щитов и блок–модулей, но предложение не было реализовано из–за отсутствия централизованного заказчика.

Строительство быстровозводимых зданий храмов целесообразно не только на период строительства каменных храмов в крупных городах, но, в основном, в труднодоступных, отдалённых районах Сибири и Севера, куда доставка традиционного строительного материала затруднена, а строительный сезон короткий. Поэтому возведение храма должно осуществляться за достаточно небольшой срок из готовых элементов, привезённых из промышленных центров с полным комплектом всего того, что нужно для полноценного функционирования храма, вплоть до литургических предметов, книг и облачений. Тогда назначенный в храм священник может сразу после монтажа здания храма начинать там службу.

 

Архитектор Кеслер М.Ю.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *