Архитектурное проектирование православного храма

Для многих область храмостроительного творчества представляется не очень понятной и сугубо отличной от других областей архитектурного проектирования. Как сегодня осуществляется проектирование храмов, по каким требованиям и на каких принципах. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

На вопросы отвечает архитектор М.Ю. Кеслер –постоянный ведущий нашей рубрики “Восстановление, строительство и сохранение храма”. Редакция полагает, что данная публикация будет небезынтересна тем, кто в повседневной жизни сталкивается с этими проблемами.

 

В чем принципиальное отличие здания храма от других зданий?

Храм – это дом Божий. Войдя в храм, мы оказываемся как бы во дворце Царя Небесного и в Царстве Небесном, области, принципиально иной по отношению к земной реальности. Поэтому здание храма отличается от других зданий как по внешнему виду, так и по внутреннему пространству и убранству.

 

Должен ли православный храм быть отделан с таким же великолепием, как современные коттеджи богатых людей? Не лучше ли им быть поскромнее, как проповедует христианство?

На Руси для храма всегда использовали и жертвовали на его благоукрашение все самое лучшее, так как это наша посильная жертва Богу. Первый каменный храм в Киеве назывался Десятинным, потому что великий князь жертвовал на него десятую часть своих доходов. Однако благолепие не обязательно подразумевает обилие золотых украшений. Красота древнерусских храмов достигалась в основном за счет идеальных пропорций и умелого применения белокаменного узорочья.

 

Можно построить храм, как дворец, но как изобразить Царство Небесное, которое никто не видел?

В Царство Небесное были восхищены при жизни Апостол Павел и некоторые другие святые. Вернувшись на землю, они действительно не могли описать свои впечатления, потому что это совсем другая реальность. Однако имеется описание Небесного Града, Нового Иерусалима в Апокалипсисе Иоанна Богослова, где в символической форме даны некоторые общие характеристики, присутствующие и в традиционных русских храмах: кубическая форма объема, трехчастное деление стен и др. В Киево-Печерском патерике есть описание истории строительства Великой Успенской Печерской церкви, структура которой близка описанному в Апокалипсисе Небесному Граду. Ее образ греческие мастера, приплывшие в Киев из Константинополя по указанию Богоматери, увидели на небе. Однако такие откровения даются людям очень высокого духовного уровня. Эти греческие мастера были причислены к лику святых и их мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры.

Действительно, в точности изобразить Царство Небесное нельзя, однако некоторые его черты можно воспроизвести через символику архитектурных форм, так, как это осуществляли наши духоносные предки.

 

 А как можно увидеть этот образ, не будучи святым?

К святости, как цели жизни, надо стремиться всем верующим людям, и тогда Бог нам поможет в делах наших. Однако и сейчас храмоздатели в своей профессии должны делать максимально возможное, все что в их силах. Что здесь главное? Во-первых, надо ясно представлять себе смысл храма, его связь с богослужением и догматикой Христианства. Во-вторых, знать традиции храмоздательства, не только русского, но и вселенского Православия в его лучших образцах, в которых богословская идея храма выражена в возможной полноте. В-третьих, храмоздатель должен обладать безукоризненными профессиональными знаниями и навыками, которые должны быть посвящены Самому Богу.

 

 Можно ли сегодня создать нечто подобное храму Покрова  на Нерли?

Конечно, храмов такого уровня выражения духовного начала у нас точно не получится, потому что, как это ни печально, мы сегодня – совершенно другие люди. Создателям древнерусских храмов, которыми мы сегодня восхищаемся и ощущаем исходящую от них духоносную энергию, было присуще органичное сочетание образа жизни, молитвы и творчества. Часто храмоздателями были монахи или мастера, жившие в миру по монашеским правилам. Отсюда результат – таким людям помогает Бог. Они считали себя не творцами, а только исполнителями воли Божьей. Такому отношению к творчеству следует поучиться, тогда Бог поможет.

 

Разным людям нравятся совершенно разные по архитектуре храмы. Какие из них могут служить образцами?

Было бы неверно говорить, что этот храм хорош, а тот плох. Все построенные и ранее действовавшие храмы были освящены, в них совершалась Божественная Литургия, это Дома Божьи, поэтому все храмы святы и должны почитаться нами как святыни. Приходящих в храм верующих мало интересует, в каком архитектурном стиле он построен. Важно внутреннее чувство, молитвенное настроение, которому может способствовать архитектура храма. Зачастую скромный по архитектурным достоинствам сельский храм говорит верующему сердцу гораздо больше, нежели столичный собор в Санкт-Петербурге, о котором написаны искусствоведческие монографии.

При анализе храма, его архитектуры важно увидеть главное: насколько это решение соответствует богослужебному назначению, способствует молитве, насколько верно выражено его догматическое содержание символикой форм и элементов. Например, такой знаменитый храм, как собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве при всей своей внешней выразительности плохо приспособлен для совершения богослужения. Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге имеют одинаковые фасады со всех сторон, что никак не соответствует символике таких разных по смыслу частей храма, как алтарь и притвор.

 

 В архитектурной среде бытует мнение, что наиболее выдающимся произведением современной архитектуры является капелла архитектора Ле Корбюзье в Роншане (Франция). Можно ли ориентироваться на этот образец в современном храмостроительстве?

Для православного храма, конечно, нет. Это католический храм, а архитектура католических храмов отражает миросозерцание Западной Церкви, отличное от православного. Кроме того, капелла не имеет ничего общего с традицией, которая до появления модернизма сохранялась и в католичестве. Ле Корбюзье – уважаемый, известный своими новациями архитектор, профессионал высочайшего уровня, но человек не верующий, о чем сам публично заявлял, берясь за выполнение этого заказа. Разве мог он создать храм Богу, Которого не знает и знать не хочет? Поэтому одного профессионализма мало, надо знать требования Церкви и им подчиняться, а не стремиться к самовыражению.

 

В чем принципиальное отличие православного храма от католического и от храмов других религиозных конфессий, в т. ч. не христианских?

Отличия формировались уже в раннехристианский период, когда Западная Церковь взяла за основу развития базиликальный тип храма, а Восточная – центрально-купольный. В дальнейшем различия в чине богослужения и догматике вероучения привели к еще большим расхождениям в организации пространства храма. Например, в готических базиликальных храмах с протяженным планом  и стремящимися ввысь архитектурными формами ясно выражен смысл католического миросозерцания как пути и страстного желания избавления от греха для достижения Царства Небесного. В византийских и русских крестово-купольных храмах с их уравновешенной, центричной структурой, напротив, ясно выражена мысль о том, что искупительная жертва Христа уже приблизила нас к Царству Небесному и сам храм уже является его частицей, “небом на земле”.

Что касается культовых сооружений других конфессий, то в мусульманстве и иудаизме места, где собираются верующие для молитвы, являются не храмами, а только местами молитвенных собраний. Такое же отношений к этому многих протестантских сект, где места молитвенных собраний используются для иных целей, вплоть до танцевальных залов.

 

Всегда ли архитектор должен следовать каноническим правилам?

Существование канонических правил, традиций вовсе не сковывает действий церковного зодчего, а наоборот, помогает ему не отклоняться от прямого пути и свободно действовать в заданных границах. Вся многовековая практика храмоздательства свидетельствует о возможностях такой “свободы внутри канона”. Нет ни одного одинакового храма, даже если они построены по “образцовым” или, как мы привыкли называть, “типовым” проектам.

 

 Существуют ли “типовые” храмы?

В том понимании безликих жилых пятиэтажек, конечно, нет. Однако в XIX в., когда стояла задача массового строительства православных храмов в Сибири или западных областях империи, были разработаны “образцовые” проекты, которые давали только определенные ориентиры в архитектурных решениях новых храмов. В конкретных условиях строительства эти решения служили лишь отправной точкой и могли в деталях несколько видоизменяться, поэтому все храмы несли те индивидуальные черты, которые придавали им строители.

Сегодня существует та же необходимость в серии проектов небольших, недорогих в строительстве храмов, которые могли бы быть построены в сельской местности или в местах заключения, где имеются ограничения в средствах.

Можно пойти по пути повторного использования ранее разработанных индивидуальных проектов с их привязкой к местным условиям с минимальной переработкой. Это значительно снизит затраты и время на разработку проекта. Такой каталог готовых проектов был составлен автором на основе работ архитектурных мастерских Москвы и издан Центром проектной продукции (ФГУП ЦПП) в 2005 г.

 

С чего надо начинать при строительстве индивидуального храма?

Если речь идет об общине, задумавшей построить новый храм, то она должна сначала обратиться за благословением к благочинному округа и через него – к правящему епископу. В Церкви любое дело начинается с благословения священноначалия. Архитектора привлекают только тогда, когда с помощью районного отдела архитектуры подбирают подходящий участок, на котором по согласованию со всеми заинтересованными организациями в принципе можно построить храм.

Архитектор, к которому обратилась община, начинает свою работу с анализа выбранного участка в части возможного размещения предполагаемых к строительству зданий и сооружений храмового комплекса. Сегодня, как правило, вместе с храмом возводится целый комплекс зданий различного назначения, в т. ч. причтовый дом, воскресная школа, крещальня, хозяйственный блок и др. Архитектор-храмоздатель на основе своих знаний, опыта и анализа условий участка должен помочь определить заказчику состав зданий и помещений храмового комплекса. Даже если на начальном этапе заказчику кажется, что у него нет возможности построить весь комплекс, в проект все равно надо заложить возможность развития строительства, чтобы в будущем мог получиться цельный ансамбль. После этого разрабатывается эскизный проект, после согласования которого начинается разработка полноценного проекта.

 

Может ли архитектор сам выбирать стиль храмового комплекса или это решает заказчик по своему вкусу?

Архитектура храма и всего комплекса на этапе эскизного проекта может иметь несколько вариантов и многократно уточняться. Конечно, многое зависит от профессионализма и опыта архитектора, который должен учитывать весь комплекс требований со стороны заказчика и всех согласующих организаций. Задача облегчается тем, что поиск вариантов осуществляется в рамках традиционных решений, о чем мы уже говорили. Бывает полезно перед началом эскизного проектирования познакомить заказчика с возможными вариантами решений из проектов-аналогов, для чего необходимо иметь в своем распоряжении определенную базу данных. Если предпочтения заказчика определены и они не противоречат профессиональному взгляду архитектора, дальше, как говориться, дело техники.

 

Можно ли в условиях следования традиции применять современные материалы и технологии строительства?

Традиция не есть что-то застывшее, неизменяемое. За тысячелетнюю историю только русского храмоздательства материалы и технология строительства многократно менялись. На смену плинфе и камню пришел кирпич и металлические связи, что позволило в ХVII в. устраивать достаточно большие пролеты, делать храмы без столбов. Сегодня использование монолитного бетона дает возможность еще больше увеличить пролеты, а столбы сделать тоньше. Применение железобетона позволяет выполнить столбы полыми внутри и использовать их в качестве вытяжных каналов вентиляции, как это сделано, например, в храмах в Бутово и Константиново. Технология торкретирования позволяет выполнять поверхности любой кривизны при выполнении “парусов” и куполов за счет легкого металлокаркаса, обтянутого сеткой и покрытого тонким слоем раствора. Для ускорения строительства используется монтаж готовых элементов покрытия: шатров, куполов и глав, выполненных на уровне земли и поднятых краном. Например, в Сербии при строительстве собора святого Саввы железобетонный купол диаметром 40 м изготовили на земле и подняли на проектную отметку мощными домкратами.

 

 Должен ли архитектор следить за тем, чтобы во время строительства в его проект не было внесено изменений?

Как правило, автор проекта осуществляет надзор за строительством и обязан следить за точной реализацией всех проектных решений. Это касается не только чисто архитектурных решений, но и прочности и долговечности здания, за которые автор также несет ответственность. Само слово “архитектор” означает “главный строитель”. Он отвечает за все. Ко всем своим постройкам архитектор должен относится как к своим детям, принимая на себя всю ответственность за их дальнейшую судьбу.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *