Храм как образ Царствия Небесного

Православный храм – не просто здание для молитвы, но образ Царствия Небесного. Это глубоко чувствовали зодчие, возводившие церкви Древней Руси. Современным храмоздателям приходится долго и благоговейно постигать искусство подлинной церковности. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Насколько церковно искусство

Под церковностью любого вида искусства понимается его отношение к догматике православия и к православному взгляду на место и роль искусства в жизни Церкви. Если искусство стоит на позиции подчинения себя опыту Церкви, стремится воплотить в свойственных ему образах истины веры, то оно церковно. Искусство храмоздательства церковно, если оно стремится к выражению в архитектурных образах сакральной, символической идеи храма. Символика храма объясняет верующим его сущность как начала  будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства. Все виды искусства, представленные в храме: архитектура, иконопись, монументальная живопись, прикладное искусство, – дают в видимых образах и символах представление о духовном, горнем мире.

Основой системы ценностей в церковном искусстве является богословие, а его цель – способствовать единению человека с Богом. Поэтому церковное искусство в православном понимании является неотъемлемой частью богослужения. Оно определяет церковное искусство единственным критерием: его причастностью к Литургии. В православном богослужении элемент красоты, как Славы Божией, наполняющей храм, занимает свое самостоятельное место  наряду с молитвой и назиданием. 

Православный храм – средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как достойное место для совершения Божественной Евхаристии и всех Таинств, во образ Красоты и Славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его Небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Духовное видение Небесной Красоты и сотворчество в «синергии» с Богом дало нашим предкам возможность создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. В дальнейшем этот опыт видения Неба постепенно заменялся профессиональным творчеством, и к Новому времени здание храма стало восприниматься в архитектурной среде лишь как произведение зодчества, отражающее стилистику господствовавшей эстетики. Секуляризация жизни отразилась в архитектуре русских храмов как увлечение декоративными приемами внешней выразительности, привнесение элементов светской архитектуры.

Современный кризис церковного искусства связан с причинами не эстетического, а религиозного характера. При расцерковлении образа жизни, молитвы и творчества создателей произведений церковного искусства, в том числе храмовой архитектуры, идея преображения и обожения мира зачастую подменяется эстетической «красивостью». При утере понятия о связи Истины и Красоты мы создаем лишь внешнюю мирскую красивость, с небесами не связанную.

Перед современными храмоздателями стоит задача огромной ответственности, ибо от того, каков будет образ храма, зависит его восприятие прихожанами. От того, как будет отражена в облике храма его идея – Царства Божия, во многом зависит молитвенное состояние пришедших в храм или только ищущих дорогу к храму, и, в конечном итоге, – их спасение.

Не имея возможности полностью возвратиться к опыту древнерусской традиции храмоздательства, где основой было триединство образа жизни, молитвы и творчества, мы должны все же осознанно стремиться к этому идеалу и рассматривать свое творчество как служение Церкви в той мере, какую имеем. В этой связи уместно вспомнить евангельский эпизод, когда ученики обратили внимание Спасителя на великолепие Иерусалимского храма, на что Христос, в свою очередь, показал на вдовицу, положившую в сокровищницу храма всего две лепты, но это было все, что она имела.

 

Храм Новомучеников в Бутово

Перед создателями храма-памятника Новомучен-иков и Исповедников Российских в Бутово (архитектор Михаил Кеслер) стояла задача с помощью средств архитектуры и других видов церковного искусства создать образ, свидетельствующий о мученическом подвиге православных, принявших смерть за исповедование Христа и получивших венец славы Воскресшего Господа. Бутово – это уникальное место на всей земле, где покоятся, прославлены и причислены к лику святых 268 пострадавших за веру, в т. ч. 7 архиереев и множество священно- и церковнослужителей.

Тема мученичества за Христа и воскресения во святых выражена в двухэтажном решении храма, первый ярус которого обвалован землей в западную сторону, образуя при крестном ходе как бы восхождение на Голгофу, ибо Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Бутовский полигон был назван Русской Голгофой. На первом, углубленном этаже находится трехпридельный храм-реликварий, напоминающий о пострадавших за веру, а в верхнем, высоком и светлом храме, увенчанным пятишатровым завершением, Церковь славит Воскресшего Господа и святых Его.

В притворе нижнего храма размещена экспозиция, посвященная Бутовскому расстрельному полигону. В музейных стендах выставлены подлинные вещи погибших, извлеченные в ходе обследования захоронений.  В западной, служебной части храма размещена экспозиция личных вещей священномучеников, пожертвованных храму членами семей погибших. По стенам храма в порядке памятных дат расстрелов людей, причисленных к лику святых, размещены 50 икон Бутовских Новомучеников. Главный придел нижнего храма посвящен Державной иконе Божией Матери, принявшей под Свой Покров державу Российскую после низложения царя и установления богоборческой власти. Правый придел посвящен священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову), а левый планируется посвятить святому Иоанну Шанхайскому. Иконостасы нижнего храма выполнены деревянными, резными, с подкраской фона темно-красным цветом (исполнитель – Свято-Троицкое братство г. Щигры). В иконостасе центрального придела над Царскими вратами, решенными с использованием Креста Господня, вписанного в круг, вмонтирована икона Спасителя, принадлежавшая священномученику Иоанну (Кедрову). В киоте (исполнитель – Свято-Троицкое братство г. Щигры), размещенном у правого столпа храма, помещена копия иконы Спасителя, написанной свщенномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), подлинник которой находится в московском храме Ильи Обыденного. Так как стены и столпы нижнего храма, высота которого составляет всего 3,2 метра, заняты иконами в киотах, для росписи остается только плоский потолок. Проектом предусматривается расписать его в самом храме сюжетами Страстей Христовых, а в притворе – сюжетами о мученичестве последователей Христа как далекого, так и недавнего прошлого.

 

Идея храма: мученичество и Воскресение

Верхний храм знаменует торжество мучеников за Христа и, как в системе световой организации, так и в декоративном убранстве, предполагает принципиально другую тональность. Храм наполнен светом, исходящим из оконных проемов, расположенных в верхней зоне притворов, стен основного объема храма и световых восьмериков завершения, которые объединены между собой внутренними проемами, через которые свет из боковых восьмериков проникает в центральную часть храма. Верхняя зона трехнефного, трехпридельного храма имеет сложную пластику многоуровневых, перетекающих пространств, образуемых криволинейными очертаниями арок, сводов, парусов и куполов, образующих образ Небесного Царства, где праведникам уготованы «селения многие». В центре каждого нефа подвешены многосвечные латунные хоросы (исполнитель – ООО «Хорос», г. Воронеж), знаменующие круги планет необъятной Вселенной, просвещенной Божиим Светом.

В архитектурной декорации пола (исполнитель – ООО «Еврокамень», г. Москва) создатели избегли искушения создать многоцветную, усложненную композицию и остановились на целомудренной простоте однотонного покрытия с выделением центральной дорожки от притвора к солее с обозначением на ней и в боковых нефах центральных, подкупольных мест в виде восьмиконечных звезд из четырехцветного мрамора.

Центральный придел верхнего храма посвящен Воскресению Господа нашего Иисуса Христа, правый придел – Новомученикам и Исповедникам Российским, левый–святому новомученику Патриарху Тихону. Иконостасы всех приделов выстроены в одну линию, визуально прерываясь стоящими впереди столпами храма. Иконостасы выполнены деревянными, резными с дополнительной отделкой басмой и шитыми золотом пеленами с изображениями Голгофы в нижних регистрах под храмовыми иконами (исполнитель – Свято-Троицкое братство, г. Щигры). В центральном приделе иконы Спасителя и Богоматери обрамлены клеймами, взятыми от иконы Новомучеников и Исповедников Российских с сюжетами мученичества за веру православную в годы гонений от большевизма. Под ними вырезаны славянским декоративным шрифтом тропарь и кондак молитвы к Новомученикам. В киоте, расположенном у восточного столпа, помещена икона Бутовских Новомучеников.

Тот же принцип деления нижнего и верхнего яруса храма на темы мученичества и Воскресения положен в основу внешнего оформления всего храма. Нижний этаж с небольшими арочными проемами облицован естественным  грубоколотым камнем – кварцитом красноватого цвета, сочетающимся с плитками дорожного покрытия вокруг храма. Западный вход в нижний храм фланкирован двумя колоннами, несущими нависающий над входом козырек перекрытия и покрытыми резным декором. На козырьке помещена молитва Новомученикам, выполненная в технике мозаики (художники–монументалисты Максим Богданов и Мария Кеслер).

Кирпичные стены верхнего храма не оштукатурены, а отделаны каймовской обмазкой белого цвета, что обеспечивает живую поверхность с меняющимися световыми оттенками, появляющимися с движением солнца.

В декоративном оформлении верхнего храма применены многие виды искусства: мозаичные иконы на входном портале и на центральной алтарной апсиде, резные белокаменные элементы порталов входов, аркатурных поясов, а также в оформлении восьмериков завершения храма (изготовитель - ООО Реставрационная фирма «Новый камень», г. Москва). Шатры покрыты не медью, как вся кровля, а стальными листами в «шашку» с заводским полимерным покрытием цвета стен и белокаменной отделки, образуя цельность цветового облика храма. Обогащается он золотом глав с Крестами, декоративных подзоров, кокошников и рельефных ребер шатров.

В западном восьмерике храма размещена звонница, где подвешено 14 колоколов, главный из которых весит 5 тонн. Колокола, отлитые в Тутаеве (исполнитель ООО «Италмас»), имеют декоративное оформление с надписями и иконами святых Новомучеников. В их числе – Царский колокол с изображениями Царственных Страстотерпцев.

Особое внимание уделено центральному входу в храм. Врата украшены рельефной медной выколоткой с растительным орнаментом в стиле ХVI века. Обрамлены они белокаменным перспективным порталом. В боковых нишах помещены мозаичные иконы святых Новомучеников, а над входом – мозаичный Деисус (художники-монументалисты Максим Богданов и Мария Кеслер).

Вверху, на главном портале храма, предполагается написать монументальную фреску, посвященную Новомученикам Российским, с тем, чтобы весь храм стал одной большой иконой, свидетельствующей о торжестве православной веры.

Храм был заложен в мае 2004 года Святейшим Патриархом Алексием II при участии митрополита Лавра – предстоятеля Русской Зарубежной Церкви. Это было первым совместным актом, приведшим спустя 3 года к объединению Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, совместному богослужению и освящению этого храма.

 

Архитектор, Кеслер М.Ю.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №18, 2009 г.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *