Современный опыт храмоздательства в России

Современный опыт храмоздательства в России свидетельствует о приверженности заказчиков и самих церковных архитекторов к тем образцам, которые относятся к русской православной канонической традиции с легко узнаваемым обликом без всякого экспериментирования и стремления к непременной современности, что характерно для западной практики модернистской храмовой архитектуры. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Однако и в современной православной храмовой архитектуре есть примеры, когда заказчик или архитектор пытаются во что бы то ни стало оторваться от православной традиции и создать нечто в современном западно-модернистском духе.

 

Примеры модернизма

Наиболее показательным примером модернизма в православной архитектуре является Свято-Троицкий собор в Гайновке (Польша, 1973–1992 гг.). Форма здания основывается на сочетании структуры параболических сводов с 40-метровым конусом покрытия (рис. 1). Крестильная, увенчанная отдельным несколько меньшим конусом, а также специфическая квазикорбюзьевская колокольня вместе с центральным конусом создают высотные доминанты. Внутри храма отсутствует традиционное купольное венчание, что вызвало многие иконографические новации. Иконостас выполнен в железобетонной кон-струкции, покрытой мозаичными плитками. Еще один польский пример – церковь Воскресения Господня в Белостоке. Здесь видна попытка современной интерпретации традиционной православной архитектуры, учитывая особый культурный контекст пограничья с католическим Западом. Символика Гроба Господня и Воскресения прочитывается в геометрии восьмигранника, в формах контрфорсов (камней, отодвинутых от гроба), а размещение здания на холме усиливает экспрессию его форм. Крайним формализмом отличаются отмеченные жюри конкурсные проекты кафедрального собора в Бухаресте.

Среди немногих примеров подобного экспериментирования среди российских проектировщиков является храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери в г. Паланга (Литва) с нарочито асимметричной композицией и пирамидальная церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

в пос. Сосновый бор Ленинградской области.

Есть примеры, когда в целом традиционную архитектуру храма вкрапливают новые элементы, разрушающие символический смысл архитектурной формы. Так, например, храм-памятник на Поклонной горе в Москве имеет сплошные остекленные полосы оконных проемов, разрушающие стену и изменяющие смысл распределения света в храме, традиционно льющегося сверху, символизируя небесный Свет Христов. Зачастую неуместной бывает и неумеренная ночная архитектурная подсветка храма, когда достаточно было бы деликатно подсветить венчающую часть или проем колокольни.

Нам кажется, что нарочито осовременивать православный храм, уходя от традиции, нет никакого смысла. Если архитекторы-храмоздатели не будут ставить целью соблюдение книжных традиций, понимаемых как копирование образцов, а будут думать, как живыми образами архитектуры добиться решения задач, поставленных сегодня Церковью, используя опыт прошлого одновременно с современными техническими приемами, тогда и получится православный храм XX века.

В современном храмоздательстве Финляндии интерес представляют два объекта: Линтульский женский монастырь в Палокки и Ново-Валаамский мужской монастырь в Ууси Валамо, где современные архитектурные мотивы не заслоняют традиционный образ православного храма.

 

Приемы современного храмоздательства в русле традиции

Интересен опыт воссоздания такого уникального сооружения, как Храм Христа Спасителя в Москве. Сохранив габариты, плановую структуру и элементы декора, проектировщики внесли множество изменений в конструктивную часть и системы инженерного обеспечения, что практически не отразилось на восприятии фасадов и интерьеров храма. Практические и идейные соображения потребовали видоизменения стилобатной части, в которой размещены залы для заседания Церковных Соборов, нижний храм Преображения Христова с приделами в память о находившемся на этом месте Алексеевском монастыре, а также помещения служебного назначения (трапезные палаты и др.). Однако по общему облику новый храм достаточно близко повторяет первоначальное здание.

Рассмотрим некоторые новационные приемы храмоздательства, которые, не противореча традиции, обеспечивают потребности современной жизни православной Церкви. При этом необходимое благолепие сочетается с рациональностью и экономичностью архитектурно-строительных решений и элементов убранства храма.

Так, например, чтобы разместить прихожан в большие праздники, можно предусмотреть в проекте наличие закрытых гульбищ с западной, северной и южной сторон храма, в которые могут отворяться широкие дверные проемы собственно храма. В обычные дни пространства гульбищ, которые не требуют затрат на отопление и вентиляцию, могут служить удобной рекреацией для прихожан с маленькими детьми, которым трудно выстоять службу полностью. Во-вторых, можно рассмотреть вариант использования пространства котлована, который образуется при устройстве фундаментов. Как правило, подошва фундаментов устраивается на отметке порядка 1.8–2.0 метра от уровня земли. Так как храм традиционно приподнимается над уровнем земли, то при его подъеме на один метр под храмом образуется пространство высотой до трех метров, которое может быть использовано для тех помещений, которые, как правило, размещаются в отдельно стоящем здании причтового дома. При этом в цокольной части, выступающей над уровнем земли, могут быть организованы окна для освещения помещений цокольного этажа.

 

Применяемые современные строительные материалы

С точки зрения применяемых современных строительных материалов можно сказать следующее. Основные несущие конструкции храма должны быть максимально долговечными. Ни в коем случае нельзя применять те конструктивные решения наружных стен, которые сегодня широко используются в строительстве гражданских зданий. Имеется в виду трехслойная конструкция стены с эффективным утеплителем внутри типа ПСБ или минераловатных плит. Для храма стены должны быть выполнены из сплошного кирпича. Толщина стен для средней полосы России может быть ограничена всего 640 мм согласно рекомендациям стандарта АВОК. Требования энергоэффективности не распространяются на здания храмов ввиду нестационарного режима их использования.

Для внутренних несущих конструкций (столбов, арок, сводов и куполов) может применяться монолитный бетон. Использование в опалубке фанеры позволяет получить идеальные поверхности, не требующие оштукатуривания. Достаточно такую поверхность только отшпаклевать, а современные «каймовские» краски позволяют производить роспись и по бетонной поверхности. Может быть использована и смешанная технология сооружения арок, когда по кружалам выкладывается кирпичный короб, служащий опалубкой, а его сердцевина заполняется армированным бетоном, воспринимающим распор кирпичных арок и сводов. Избежать сложности кирпичной кладки парусов можно, применяя способ торкретбетонирования по металлическому сварному каркасу, выгнутому по проектным радиусам. В качестве вытяжных воздуховодов могут использоваться как каналы в кладке наружных стен, так и срединные полости монолитных столбов, как это сделано в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово.

Сегодня практически невозможно достать качественной извести, которую использовали для обмазки стен наши предки, однако мы можем применять современные долговечные и хорошо наносимые на поверхность кирпичной кладки «каймовские» обмазочные составы на силикатной основе. Такой способ отделки подразумевает использование для кладки наружных поверхностей стен не дорогостоящего облицовочного кирпича, а простого, кладочного, неровная поверхность которого нам как раз и необходима для создания «живой» стены. В случае выбора способа оштукатуривания стен следует помнить о недопустимости применения цементной штукатурки, которая задерживает выход водяных паров из толщи стены и ведет к ее постепенному разрушению.

Главы и кресты, венчающие храм, играют роль не только главного композиционного элемента во всем облике храма, но и имеют важное символическое значение. Поэтому чрезвычайно желательно применение традиционной позолоты, а не широко используемого сегодня нержавеющего листа с нитрид-титановым покрытием «золотистого цвета», имитирующего золото. Листы его иногда обтягивают главу, выполненную из пластика, долговечность которого пока не проверена временем. Церковь не признает никакой лжи в своей среде, поэтому применение дешевых подделок крайне нежелательно. Если сегодня нет достаточных средств, лучше оставить главу, покрытую медными листами, а позолотить ее можно и позже. То же можно сказать и в отношении литого камня, применяемого сегодня в целях удешевления вместо натурального камня с ручной резкой.

Другой вид инноваций в современном храмоздательстве осуществляется в области технологии строительства. Так, например, традиционный вид строительства «обыденных храмов» сегодня обрел новую жизнь. По инициативе Российского клуба православных меценатов (РКПМ) в Москве, Киеве и Минске построены в старорусской традиции «об один день» – за одни сутки – три деревянных «обыденных храма» (рис. 9). Деревянные срубы собираются из модулей, изготовленных по специальной технологии. По оценке специалистов, она в два-три раза дешевле традиционного строительства.

Из зарубежной практики православного храмоздательства представляет интерес технология строительства храма Святого Саввы в Белграде (Сербия), параметры которого примерно соответствуют масштабам константинопольской Софии. Особенностью возведения собора был подъем монолитных элементов, собираемых на земле, в том числе купола, на проектные отметки с помощью мощных домкратов. Метод подъема на проектную отметку собранных на земле таких элементов завершения храма, как шатры, купола и главы довольно широко применяется и в отечественной практике храмоздательства.

 

Архитектор М. Ю. Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №22, 2009 г.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *