Медь в архитектуре православных храмов

Первое косвенное письменное упоминание о покрытии медью имеется в первой Новгородской летописи под 1408 г., где говорится: «Поби владыка Иоанн св. Софию свинцем, а маковицу большую золотоверхую устрои». Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Об использовании меди в покрытии маковицы говорит тот факт, что золочению подвергаться могла только медь или железо, но не свинец, из которого была сделана кровля собора св. Софии. Используя большую пластичность и мягкость меди, ее расковывали, применяя специальные опорные инструменты, а также ударные молоты–гладилки. В то время медь прокатывать еще не умели.

Медь в храмоздательстве широко применяется в кровельных покрытиях. В древности покрытия храмов выполнялись из каменной лещади, черепицы, дерева и свинцовых досок, раскованных толщиной до 0.8 мм. Медь в кровельном покрытии храмов стала использоваться на Руси, начиная с ХV века.

До середины ХVІІ века медь на Русь привозили из других стран. Медь в природе встречается иногда в самородном виде, но чаще в виде различных руд. Медные руды на Алтае были открыты в начале ХVІІ века, и первые большие плавки меди на Руси производились в 1630 году под Пыскарским монастырем на Урале русским плавильщиком В.Тумашовым. Первая российская медь промышленного значения была добыта в Нижнем Тагиле на Урале в 1702-1705 гг.

О технологии покрытия церковной главы медью говорится в летописном известии о том, как в конце ХVІІ века, в 1685 году в Новом Иерусалиме под Москвой  работали три кровельщика-медника. Они должны были «на тое главу принимать красную медь какова к тому делу надобна… из той меди ковать доски по размеру добрым мастерством». Эти доски они должны были шлифовать и полировать под золочение: «и ту главу собрать и на сквозь той главы к железным дугам гвозди не прибивать, а привернуть на прибойных петлях, припаивая в исподи у всякой доски, и около всякой главы учинить прорезные подзоры… а как станут золотить, ту главу разобрать к золочению, а как вызолочена будет и тою главу в другой ряд им же (мастерам) собрать… а по смете на тою главу надобно листовое точенье с триста пуд…».

В древности широко использовались соединения металлических досок пайкой и заклепками. Покрытие медью производили по кирпичу или сплошной обрешетке. Для середины ХVІІІ века характерны фальцевые медные соединения, для ХІХ века — соединения в рейку.

Медь является основой многих сплавов, используется для легирования золота и серебра. Сплавы меди с оловом (алюминием, кремнием и некоторыми другими металлами) образуют бронзу. Из бронзы отливают кресты, декоративные решетки, паникадила, колокола. К ХVІІ веку относится литой ажурный медный шатер, находящийся в Архангельском соборе Московского Кремля. В ХVІІІ-ХІХ веках из бронзы отливали художественную арматуру для дверей и окон, а также бра и паникадила. Цвет бронзы меняется в зависимости от содержания олова в меди: от розового (1.5%) до золотистого (25%) и стального (65%).

Сплавы меди с цинком (4-40%), иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля и других металлов, образуют латунь. Цвет латуни меняется в зависимости от содержания в меди цинка: от красного (5%) до ярко-желтого (35%) и серебристо-белого (65%).

Сплавы меди с алюминием и никелем применяют для имитации золота. Сплавы меди с никелем и оловом применяют для имитации серебра.

Медь может быть расплющена в тончайшие листки, называемые поталь, которые иногда применяют для имитации позолоты или для художественной отделки.

Особенностью изделий  из меди и медных сплавов является их окисление в воздушной среде кислородом, соединениями серы, оксидами азота, приводящее к появлению патины и изменению цвета. Патина —  минеральная пленка (оксидная или оксидно-солевая) на поверхности изделий из меди, бронзы и других медных сплавов, придает поверхности металла определенную окраску и фактуру и в некоторой степени изолирует металл от внешней среды, предохраняя его от коррозии. Патина выполняет не только функцию защитно-декоративного покрытия, но и создает определенный художественный облик.

Патина может быть естественная или искусственная. Естественная или «дикая» патина — это образование на поверхности меди хлорида меди — участков ярко-зеленого цвета вследствие попадания на его поверхность хлорид-ионов.

В процессе искусственного патинирования расчищенного металла происходит растворение поверхностного слоя в патинирующем составе и образование оксидно-солевой пленки патины. В качестве патинирующего состава используют серосодержащие соединения: полисульфиды калия, сульфиды натрия и аммония, которые при высоких концентрациях растворов образуют темно-коричневые и черные пленки, а при низких концентрациях (менее 0,1%) — золотисто-коричневые. Можно также получить зеленые и голубые двухслойные патины, патину темно-оливкового цвета «под старую бронзу». Искусственные патины неустойчивы в атмосферных условиях и их обычно покрывают слоем лака или олифы. Однако эти защитные покрытия недолговечны и с течением времени неравномерно разрушаются, создавая очаги неравномерно изменяющейся патины.

Для химической очистки изделий из меди и медных сплавов от оксидно-солевых загрязнений и «дикой» патины можно использовать 5-10%-е растворы лимонной и уксусной кислот или 10-15%-е растворы аммиака и карбоната аммония.

Для современной практики храмоздательства наиболее характерно применение меди в покрытии кровель, куполов и глав. В главах листы толщиной 0,8-1,0 мм выполняются, как правило, в виде чешуй с пропайкой швов. При этом не допускается непосредственный контакт стальных конструкций глав с медным покрытием.

Медь используется также для обтягивания поверхностей деревянных крестов. Листы меди крепятся на медных гвоздях с пропайкой швов. Из меди выколачиваются также подкрестное яблоко и конус. В дальнейшем медные листы могут быть покрыты позолотой.

Традиционное золочение медных листов сусальным золотом на лаке «Мордан»  сегодня часто заменяется использованием технологий, имитирующих позолоту. Нитрид-титановое покрытие напыляется в вакууме на нержавеющую сталь. Такое покрытие втрое дешевле натуральной позолоты, удобно при сборке деталей покрытия, однако подмена натурального золота его имитацией в принципе не правильна, так как в Церкви не должно быть никакой лжи и если нет средств на золочение, можно какое то время использовать медное покрытие, а золочение оставить на будущее, не прибегая к подделке.

 

Михаил Юрьевич Кеслер, архитектор.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №21, 2009 г.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *