Мозаичное убранство храма


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в разделе докла-да, посвященном эстетике современной церковной архитектуры, сказал следующее: «Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с осо-бым вниманием следить за благообразием возводимых строений». Мозаичное убранство является важной частью благоукрашения храма, и этой теме посвящена статья архитектора М. Кеслера.

 

Происхождение мозаичной декорации

Мозаика — один из древнейших способов декорирования. Как полагают, первым материалом для нее послужили россыпи разноцветных камней, отшлифованных морской волной, которые, перекликаясь по форме, величине и цвету, могут составлять удивительные по красоте композиции. Пластичными материалами, необходимыми для закрепления узорчатых сочетаний камней, послужили известь, глина и цемент. Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое назначение — делала поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также их огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась: ею стали украшать даже стены храмов.

В Древнем Риме мозаика из кусочков цветного мрамора широко использовалась в декорировании полов и в настенных сюжетных композициях. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки изображений, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Раннее христианство, используя достижения античного мира во всех видах искусства, трансформировало и мозаичную технику. Яркий пример — «Базилика в базилике» в Херсонесе. Первый храм на этом месте построен в VI в. Он был типичной для того времени трехнефной базиликой и обладал красивыми мозаичными полами. Здесь можно видеть изображения птиц и нарядный геометрический орнамент, что характерно для подобных произведений раннего средневековья. Особенно интересна так называемая «мозаика с павлином», найденная на полу. Павлин — символ воскресения — окружен круглыми медальонами с голубями, символами Св. Духа. Материал мозаики — смальта, мрамор, известняк разных цветов.

 

Византийская система мозаичного убранства храма

Византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок; они же были первооткрывателями сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, получившего название «смальта». Наиболее популярными материалами для мозаики были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов.

В Равенне сохранилась усыпальница дочери императора Феодосия Галлы Плацидии. Верхняя часть ее стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом — мозаика с изображением Христа в образе Пастыря. В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре появляются нежно­голубые, зеленые и ярко­синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение: расценивалось как символ богатства и являлось самым ярким из всех цветов.

Запрещение иконописи в Византии VIII–IX вв. повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы. Вопрос о «веществе» образов играл в иконоборческих спорах значительную роль. Предпочтение драгоценностей было естественной реакцией иконопочитателей на утверждения иконоборцев, считавших неуместным изображение Божества из обычных и дешевых материалов. Мозаика, уподобляющаяся самоцветам и источающая золото, наравне с эмалью должна была казаться веществом, наиболее достойным божественных идей, которые она призвана выражать. Отчасти именно потому так велика и даже определяюща ее роль в процессе развития церковного искусства послеиконоборческого периода. В мозаике использовались чистые, светящиеся цвета, которые испытали на себе очистительное действие огня и считались самым подходящим средством для воспроизведения неземного величия божественных первообразов.

В эпоху «Македонского возрождения» (IX–XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры, воплощенный в базилике «Новая церковь» (881 г.). Храм украшен мозаиками, расположенными по строго определенной системе. Его убранство делится на части, соответствующие тройственному единству неба, рая и земного мира. Первая — зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конхи апсиды; вторая — зона тромпов, парусов и верхних частей стен; третья — зона нижних или второстепенных сводов и нижних частей стен. В верхней зоне находятся изображения Христа, Богоматери, ангелов и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события. С IX до конца XI вв. использовались три варианта купольного убранства: изображения Вознесения или Сошествия Св. Духа и образ Пантократора (Вседержителя) во славе.

Византийский художник не изображал пространство, а пользовался им, включая в свои образы и помня о существовании границы между изображением и зрителем. Он никогда не воспроизводил и не показывал свет, исходящий из определенного источника. Вместо этого художник в изображениях использовал реальный свет, учитывая эффекты, производимые им в пространстве между изображением и глазом зрителя. Первым способом использования света было включение в образ сверкающих и излучающих свет материалов (прежде всего золота), которые не только создавали ощущение богатства колорита, но и освещали композиции, помещенные в объемные ниши. Самое сильное освещение отмечало смысловой и композиционный центры изображения (в классическом византийском искусстве они совпадали). Свет окружает фигуры, подобно ореолу святости. В соответствии с перемещением зрителя и движением солнца блики меняют свое положение, но, благодаря особенностям формы отведенных для изображений участков, всегда играют вокруг фигур основных персонажей. Византийские образы включали и использовали не только свет, отражаемый золотом, но и естественный свет, лившийся из окон, которые прорезали купол и апсиду. Так, в верхней зоне, то есть в куполах и на сводах верхнего уровня, употреблялись самые светлые тона, среди которых преобладали чуть подцвеченный белый и золотой. Светлые цвета соответствовали идее невещественного небесного великолепия. Они были нужны и для того, чтобы выявить находящиеся на большой высоте разработанные формы, вопреки сверкающему и поглощающему цвет золоту, которое их окружало. Использование более темных тонов привело бы к видению лишь силуэтов в золотом море.

Следующая зона, то есть праздничный цикл, допускает большее богатство цвета. Здесь колорит ярок и насыщен светом, в то время как темные тона отсутствуют. Впрочем, эти тона господствуют в нижней зоне, где изображены фигуры святых. Здесь цветовая гамма состоит из темно­коричневого, темно­зеленого, глубокого синего и фиолетового тонов, гармонирующих с цветами мраморной облицовки. Таким образом, цветовая организация мозаик помогает подчеркнуть иерархическую структуру всей системы. Для византийских храмов типично сочетание мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшают лишь верхние части интерьера. Стены остаются скрытыми за мраморной облицовкой с блестящей полированной поверхностью. Эта поверхность, контрастируя с мерцанием мозаических кубиков, подчеркивает своеобразные художественные эффекты мозаики. Мраморы серого, коричневого, красноватого и зеленого оттенков в византийских церквях покрывают практически все плоские вертикальные поверхности стен интерьера. Мозаикам остаются лишь ниши, внутри которых композиции кажутся драгоценными камнями в скромной оправе.

Грандиозные мозаичные «полотна» были созданы в главном венецианском соборе — базилике Сан­Марко (XI–XIII вв. с более поздними добавлениями). На фасаде собора выделяются композиция «Страшный суд» и сцены, иллюстрирующие историю доставки в Венецию мощей ее покровителя — св. Марка. Внутреннее пространство собора составляет около 8 тыс. кв. м, все стены и своды украшены мозаичными композициями на золотом фоне.

XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики — самой сложной из мозаичных техник. Свое название она получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания композиций. Главная особенность флорентийской мозаики — тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, позволяющая достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка.

 

Мозаики храмов Древней Руси

На Руси мозаика появилась после принятия xристианства (X в.), но не получила большого распространения из­за дороговизны материала: смальту делать не умели, и ее приходилось привозить из­за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в Киеве — в соборе Св. Софии (XI в.) и оставшиеся от несохранившегося собора Михайловского Златоверхого монастыря (1113 г.). Самой сильной стороной киевских мозаик является их колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Как показал детальный анализ мозаической палитры Софийского собора, она состоит из 177 различных оттенков. Так, синий имеет 21 оттенок, золото — 25, серебро — 9, зеленый цвет — 34, желтый — 23, красный — 19, коричневый — 25, фиолетовый — 6, серый — 9 и т. д. Эта палитра ясно показывает нам, как тонко разбирались в неуловимых красочных оттенках средневековые мастера, для которых цвет всегда был одним из главных средств художественного выражения.

В Софийском соборе мозаики сосредоточены в алтаре и подкупольном пространстве. Они украшают конху и стены апсиды, свод и стены вимы, купол, простенки барабана, паруса и подпружные арки. Тем самым, с помощью мозаики выделяются главные части храма, в которых происходит богослужение.

Войдя в храм, зритель прежде всего обращает взгляд на огромную мозаику в алтарной апсиде. На золотом фоне изогнутой поверхности конхи возвышается фигура Богоматери­Оранты с воздетыми руками. Мозаичист великолепно рассчитал эффект солнечных лучей, полностью озаряющих алтарь в 12 часов дня. Тогда Ее синяя с фиолетовым и с золотом одежда начинает излучать сияние. Евхаристия — мозаика в апсиде — является самым ранним из известных монументальных памятников с изображением обобщенного варианта Евхаристии. Киевская мозаика отличается замечательной монументальностью.

Среди мозаичных изображений Софии Киевской большое место занимает орнамент. Он имеет определяющее значение для композиционного единства фресок с архитектурными формами храма. Орнамент, обрамляющий конху, боковые части апсиды, ее мозаики, оконные проемы, внутренние грани подпружных арок, очень красив и разнообразен по своим мотивам. Здесь можно увидеть цветочные, лиственные и тонкие геометрические узоры. Мотивы орнамента варьируются на золотом фоне, создавая удивительную красоту красочных переливов.

Создание мозаик собора Архангела Михаила отделено от Софии Киевской несколькими десятками лет. Они были последним памятником мозаической живописи на русской почве. Этот вид искусства, неразрывно связанный с расцветом Киевского государства, стоил настолько дорого, что в дальнейшем его уже не применяли в декорировании храмов. Фреска целиком вытеснила мозаику. После монголо­татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XVIII в.

Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750­х гг. М. В. Ломоносов заново разработал методы отливки смальты. К началу 1760­х гг. на специально построенной фабрике под Санкт­Петербургом Ломоносов создал более 100 основных тонов цветных смальт и свыше 1000 их оттенков, а также разработал собственную технику мозаичного набора в стиле академической живописи. Особый художественный интерес представляет набранный им самим образ Христа. Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие.

В середине XIX в. для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Первые художники мастерской обучалась в Италии. В Россию были приглашены химики ватиканских мастерских братья Бонафеде. Ими было налажено производство до 17000 различных по окраске смальт. Разные страны, например Англия, приобретали коллекции смальт Академии художеств, выполнявшей не только государственные, но и частные заказы в России и за рубежом. С поисками в области синтеза монументального искусства и архитектуры, развитием стиля модерн было связано открытие в 1890 году частной мастерской Александра и Владимира Фроловых. Ее курировала Академия художеств. За сравнительно короткий период в мастерской было создано почти все мозаичное убранство храма Спаса­на­Крови, мозаики многих других церквей России и стран Европы. Мастерская сотрудничала с крупнейшими художниками и архитекторами России — В. М. Васнецовым, Н. Рерихом, Л. Н. Бенуа, В. А. Косяковым, А. В. Щусевым и многими другими. Здание храма Спаса­на­Крови является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды площадью почти в семь тысяч кв. м. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. В 1930­е гг. возобновленная мастерская Фроловых, теперь уже курируемая непосредственно президентом Академии художеств СССР И. И. Бродским, осуществляет консервацию мозаик Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

 

Современная технология и материалы мозаичных работ

В 1990­е гг. после долгого перерыва начинают создаваться мозаики для церквей и часовен. Сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерcких, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне. В современной практике храмостроительства мозаичная декорация используется, как правило, в виде отдельных образов, расположенных на фасадах и в интерьерах храмов. Исключение составляет храм Преображения в Тушино в Москве, мозаичная декорация которого выполнена художником­монументалистом А. Д. Корноуховым.

Иллюстрируют статью работы мозаичной мастерской художника­монументалиста Максима Богданова. Его мастерской выполнены около пятидесяти мозаичных образов для храмов и монастырей в России и за рубежом. В своих работах мастерская использует стеклянную мозаику или смальту, либо разноцветные кубики из камня. Смальта — великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Она представляет собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов. Смальта прочна, износостойка, жароустойчива и морозостойка, имеет огромный спектр цветов и оттенков. Она интересна тем, что непрозрачна, но, благодаря наполняющим ее толщу крошечным пузырькам, как будто светится изнутри. Золотая смальта изготавливается из золотой фольги, заключенной между двумя слоями тонкого стекла. Изготовление такой смальты сегодня налажено, в частности, художественной студией «Феникс», предлагающей ее по цене, которая ниже стоимости отечественных и зарубежных аналогов.

Натуральный мрамор — один из самых «глубоких» и интересных материалов, используемых в мозаике. Он чрезвычайно прочен, не меняет свою текстуру со временем и имеет массу декоративных достоинств. Рисунок мрамора определяется не только его строением, но и направлением, по которому производится его распиливание, а относительная прозрачность камня порождает на его поверхности тончайшую игру света и тени.

В настоящее время мастера пользуются двумя основными способами при создании мозаики. При прямом наборе на подготовленную основу (стена здания, отдельная основа) наносится предварительный слой раствора. На него переносится рисунок. Затем по фрагментам закладывается рабочий слой раствора (размер фрагмента зависит от того, сколько успеет выложить мастер прежде, чем раствор схватится), в который вдавливаются камни. Прямой набор производится либо с предварительным выкладыванием мозаики
«в сухую», либо без предварительного выкладывания. При необходимости швы тонируются в конце работы, или в раствор изначально добавляется какой­либо пигмент. Основное отличие обратного набора состоит в том, что набор идет в зеркальном отражении. При этом можно выложить изображение целиком,
а потом скорректировать определенные фрагменты без трудоемкого выдалбливания камней из раствора. В итоге мозаичная поверхность получается более ровной и гладкой, что в ряде случаев оказывается крайне желательным. При обратном наборе на твердую основу — как правило, фанеру — натягивается холст или иная ткань, на которую в зеркальном отражении переводится рисунок. Дальнейший набор мозаики производится с учетом того, что лицевая сторона расположена со стороны холста. В процессе работы камни закрепляются особым водорастворимым клеем. При необходимости что­то изменить нужное место смачивается водой, и камни легко отходят. По окончании работы площадь мозаики покрывается тонким слоем песка, а затем аккуратно расчищается широкой кистью. Песок должен остаться лишь в швах между камнями для того, чтобы раствор не вытек на лицевую сторону мозаики. Затем проводится окончательная заливка. В зависимости от будущего местоположения мозаики и ее размера принимается решение, какая будет арматура, какая должна быть толщина слоя раствора и какой материал использовать. Залитая мозаика сохнет положенное время, затем переворачивается. Ткань либо отходит сама, либо отмачивается горячей водой. Песок и остатки клея смываются. Далее необходимо дать мозаике окончательно просохнуть, и можно приступать к монтажу.

В современной практике часто используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу из полимерной сетки при помощи клеящих составов типа.

 

Архитектор М. Ю. Кеслер.

Журнал «Иконописец» №24, 2010 г.

Архитектор М.Ю. Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *