Кеслер Михаил Юрьевич, архитектор

  • архитектурно-проектные работы;
  • консультации;
  • экспертиза;
  • лекции;
  • членство в жюри конкурса;
  • руководство курсовым и дипломным проектированием.

Контакты

  • Телефоны:  8 926 968-53-14;  
  • E-mail: mihailkesler@mail.ru
  •  

Чудеса или совпадения?

Часто трудно бывает определить, что из событий твоей жизни является обыденным и случайным, что промыслительным и что чудесным. Чудес, по- настоящему, вокруг нас совершается очень много, но мы, как правило, этого не замечаем. И только какие-то совершенно необычайные события заставляют нас задуматься об их чудесном происхождении. читать далее...

Тенденции развития современного храмоздательства в России

В докладе протоиерея Андрея Юревича, архитектора ФХУ РПЦ, на молодежной конференции в МАРХИ были сказаны две фразы, которые требуют комментариев.
1. «… в последние годы вновь зазвучала тема поиска современного облика православного храма. И именно сейчас нам особенно нужны новые взгляды, новые идеи, новые проекты. Создавая новые проекты, важно находить баланс между старым и новым, традицией и современностью, используя исторический опыт.
2. Что мы сейчас с вами оставим, то пребудет в веках! Потому что храмы – это не дома, при Хрущеве построенные, которые через 50 лет сносят. Это на 500 лет, как минимум. Мы должны верить, что это на века». читать далее...

Вопросы к эфиру на «Вечерней Москве» 13.02.2019 по теме «Архитектура храмов»

1. В чем принципиальное отличие проектирования храма от проектирования других общественных сооружений – жилого дома, театра, торгового центра?
Отличие в том, что строится сооружение не только для человека, но, в первую очередь, для Бога. Храм – это «Дом Божий». И, как мы знаем из Священного Писания, Сам Бог дал указание, каким должен быть Его храм. Кроме своей богослужебной функции, храм через символику архитектурных форм способен передать многие вероучительные истины.
2. Может ли один архитектор проектировать как храмы, так и другие постройки?
Не только может, но и должен. В современных условиях строится не только один храм, но целый храмовый комплекс, куда входят самые разнообразные сооружения, служащие для обеспечения широчайшей социальной деятельности Церкви. Это воскресная школа для детей (или гимназия), богадельня для престарелых, художественные мастерские и т.д.
Должен ли архитектор, который создает храмы знать и понимать церковную культуру, быть церковным человеком? Или достаточно быть просто профессионалом своего дела?
Правильно спроектировать храм невозможно, не зная его богослужебной функции и современной приходской жизни. Когда архитектор сам участвует в этой жизни, он знает все ее особенности и учтет это в проекте. Это не исключает наличие высокого профессионализма в общем понимании.

читать далее...

 Размышления о формирования стилей храмовой архитектуры в России  (исторический анализ и современность)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

В каждую эпоху сосуществуют несколько исторических стилей: один зарождается в недрах другого. В результате взаимодействия разных исторических стилей и тенденций стилеобразования одной эпохи формируются историко-региональные стили. Внутри историко-региональных стилей развиваются стилевые течения, связанные с местными традициями, школами, творчеством отдельных мастеров.

До сих пор остается не выясненным вопрос – почему мы сегодня не имеем общего взгляда на то, какой должна быть современная храмовая архитектура? Почему наше историческое прошлое являет нам в храмоздательстве преемственную смену архитектурных стилей, а сегодня мы видим все что угодно, кроме стиля, принятого и понятного всем, почему он именно такой.

Для русского храмоздательства важнейшим является вопрос преемственности  исходного византийского крестово-купольного храма, рожденного в Византии в святоотеческий период, ставший каноничным, т.е. воплотивший в архитектуре образ Царства Небесного и неизменную православную догматику. Соответственно храмовая архитектура также должна оставаться неизменной в своих основных чертах. Однако исходный тип византийского крестово-купольного храма в различные исторические периоды претерпевал множественные изменений от почти полного забвения до новых возрождений.

Исследуя историческое прошлое смен архитектурных стилей в храмоздательстве, можно прийти к выводу, что на появление каждого нового стиля влияли такие факторы, как тип культуры, синтез идей ктитора (верховной власти) и зодчего.

читать далее...

К пустынножителям Кавказа (к 10-летию блаженной кончины иеромонаха Мардария, в схиме Алексия)

Прочитав книгу «Он хотел жить и умереть странником» (М., 2015), захотелось записать и свои воспоминания о поездке к пустынникам Кавказа

читать далее...