Кеслер Михаил Юрьевич, архитектор

  • архитектурно-проектные работы;
  • консультации;
  • экспертиза;
  • лекции;
  • членство в жюри конкурса;
  • руководство курсовым и дипломным проектированием.

Контакты

  • Телефоны:  8 926 968-53-14;  
  • E-mail: mihailkesler@mail.ru
  •  

 Традиция и новизна в русском храмоздательстве

 Для русской практики храмоздательства изначально была характерна работа «по образцу» с обращением к тем храмам, которые были приняты церковным сознанием как канонические, то есть соответствующие догматическому учению Церкви. При этом важнейшим является вопрос преемственности исходного византийского крестово-купольного храма, воплотившего в архитектуре образ Царства Небесного и неизменную православную догматику, композиция которого с центральным куполом, символизирующем небо, над кубическим объемом, символизирующем землю, стала образцом для всего православного храмоздательства.

читать далее...

Экспертная оценка объектов храмоздательства

Экспертиза проектов храмов осуществляется как государственными, так и церковными органами экспертизы. Экспертная оценка объектов храмоздательства осуществляется как в случае рассмотрения одиночных проектов, так и при выборе лучшего проекта из числа, представленных на конкурс. читать далее...

Православное храмовое (церковное) искусство

Церковное искусство — искусство (от церк.-слав. искусьство, ст. слав. искоусъ — опыт, испытание), находящее свое воплощение в границах Церкви, очерченных рамками св. канонов и уставов, имеющее богослужебное употребление и поставляющее своей целью прославление Бога и раскрытие церковного учения.

Под церковностью любого вида искусства понимается его отношение к догматике Церкви и её взгляду на место и роль искусства в жизни Церкви. Если искусство стоит на позиции подчинения себя опыту Церкви с целью воплощения в свойственных искусству образах провозглашаемых Церковью истин, то такое искусство церковно.

читать далее...

Тенденции развития современного храмоздательства в России

В докладе представителя Финансово-Хозяйственного Управления РПЦ, ответственного за современное храмоздательство, на молодежной конференции в рамках Рождественских чтений 2019 г. в Московском Архитектурном институте были сказаны две фразы, на которые хочется сделать следующие замечания.
1. «… в последние годы вновь зазвучала тема поиска современного облика православного храма. И именно сейчас нам особенно нужны новые взгляды, новые идеи, новые проекты. Создавая новые проекты, важно находить баланс между старым и новым, традицией и современностью, используя исторический опыт.
2. Что мы сейчас с вами оставим, то пребудет в веках! Потому что храмы – это не дома, при Хрущеве построенные, которые через 50 лет сносят. Это на 500 лет, как минимум. Мы должны верить, что это на века».

читать далее...

Чудеса или совпадения?

Часто трудно бывает определить, что из событий твоей жизни является обыденным и случайным, что промыслительным и что чудесным. Чудес, п0-настоящему, вокруг нас совершается очень много, но мы, как правило, этого не замечаем. И только какие-то совершенно необычайные события заставляют нас задуматься об их чудесном происхождении.

читать далее...

Вопросы к эфиру на «Вечерней Москве» 13.02.2019 по теме «Архитектура храмов»

1. В чем принципиальное отличие проектирования храма от проектирования других общественных сооружений – жилого дома, театра, торгового центра?
Отличие в том, что строится сооружение не только для человека, но, в первую очередь, для Бога. Храм – это «Дом Божий». И, как мы знаем из Священного Писания, Сам Бог дал указание, каким должен быть Его храм. Кроме своей богослужебной функции, храм через символику архитектурных форм способен передать многие вероучительные истины.
2. Может ли один архитектор проектировать как храмы, так и другие постройки?
Не только может, но и должен. В современных условиях строится не только один храм, но целый храмовый комплекс, куда входят самые разнообразные сооружения, служащие для обеспечения широчайшей социальной деятельности Церкви. Это воскресная школа для детей (или гимназия), богадельня для престарелых, художественные мастерские и т.д.
Должен ли архитектор, который создает храмы знать и понимать церковную культуру, быть церковным человеком? Или достаточно быть просто профессионалом своего дела?
Правильно спроектировать храм невозможно, не зная его богослужебной функции и современной приходской жизни. Когда архитектор сам участвует в этой жизни, он знает все ее особенности и учтет это в проекте. Это не исключает наличие высокого профессионализма в общем понимании.

читать далее...