Отечественная война 1812-1814 гг., запечатленная в памятных сооружениях

История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в благодарность за одержанные победы и в память о защитниках Родины в России издавна строились мемориальные храмы, часовни и монументы. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Отечественная война 1812-1814 гг., запечатленная в памятных сооружениях

 

История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в благодарность за одержанные победы и в память о защитниках Родины в России издавна строились мемориальные храмы, часовни и монументы, как вслед за самими памятными событиями, так и много позже, в их юбилейные даты. Их мемориальность заключалась, как правило, в посвящении престолов в честь тех святых или праздников, на день празднования которых приходилась битва, определившая исход сражения.

Самый известный храм войне 1812 года – храм Христа Спасителя в Москве. А всего в память участников этой войны построено 300 храмов и монастырей.

 

Одним из наиболее ярких объектов мемориализации за всю российскую историю стала Отечественная война 1812 года.

Во второй половине 1812 года в Отечественной войне наступил перелом. Русские войска перешли в наступление. Угроза утраты государственной независимости миновала. В обществе мгновенно возникла идея увековечивания исторического события - возведения памятника-мемориала. Концепция мемориального храма, посвященного победе русского народа в войне 1812 года, получила высочайшее одобрение.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России,  Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... ...Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!».

Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени. XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.

Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву, сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

В 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма.

Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. Витберговский проект храма Христа Спасителя был далек от традиционных представлений о православной церкви, в ней было слишком много субъективного и мистического. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам.

12 октября 1817 года, в пятую годовщину освобождения Москвы от французов, произошла закладка храма на Воробьевых горах, на высоком правом берегу Москвы-реки. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования. По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить.

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. Рядом с Кремлем, продолжая панораму берега Москвы-реки, появилось здание, архитектурно и содержательно связанное с постройками исторического центра, в полной мере воплотившее идеологические принципы и эстетические представления о национальной самобытности России эпохи Николая I. Храм был построен в 1839-1883 гг. в русско-византийском стиле. Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения - в августе 1837 года, но активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской Академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Строительством Храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов.

Впервые в храме было использовано сочетание богослужебного и исторического, музейного назначения. Под сводами храма возник музей Отечественной войны. Храм представлял в плане равноконечный крест, наложенный на квадрат. Помещение собственно храма имеет форму равноконечного креста. Оно было окружено двухъярусной галереей, на первом этаже которой находился мемориальный музей, посвященный всем участникам войны 1812 года. В обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года. Там были изложены в хронологическом порядке главные сражения войны, имена участников и другие сведения (время; место сражения; главноначальствующие; перечень частей; имена убитых и раненых офицеров; число убитых нижних чинов; имена отличившихся; отдельно – имена награжденных Орденом Св. Георгия). Мемориальные доски сообщали о выставленных в ополчение ратниках и о сделанных сословиями пожертвованиях во время войны. Всего на 177 плитах было вырублено свыше 200 тыс. букв. По замыслу автора проекта здесь должны были размещаться трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии.

Вся тематика храмовой декорации подчинялась выражению мемориального содержания, будучи прямо или косвенно связана с темой войны 1812 года. Приделы храма были освящены во имя небесных покровителей царей-храмоздателей – Александра Невского и Николая Чудотворца (Николай поддержал дело старшего брата). На южной стене в средней большой арке было помещено изображение иконы Богородицы Смоленской, бывшей в войсках накануне Бородинского боя. В малых арках помещались изображения святых, в дни которых произошли сражения.

На южном фасаде помещен горельеф «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Он напоминает о знаменитой победоносной битве за древний город Иерихон, свидетельствуя о божественной помощи верным, и аллегорически связан с Отечественной войной: архангел Михаил был не только главой небесных сил, помогавших русским ратникам, но и небесным хранителем главнокомандующего М.И. Кутузова.

8 июня 1883 года состоялось освящение храма.  Во время службы у левого клироса молились приглашенные на освящение ветераны Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого славного дня.

По отзыву протоиерея храма Христа Спасителя Александра Хотовицкого, это был: «замечательный памятник русского зодчества, создание национально-патриотического и художественного русского гения, благороднейший венок благодарного потомства на могилу славных борцов и героев, душу свою положивших за други своя и за землю свою в грозную годину Отечественной войны 1812 года».

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы, главный храм России был варварски уничтожен. В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект нового храма выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими. Храм был восстановлен в 1995-2000 гг.  В 1995 году Святейший патриарх Алексий II, освящая нижний храм, назвал возрождение собора «знамением начинающегося преображения Руси, исправлением ее исторических путей, просветлением ее лика».

Кроме храма Христа Спасителя в память победы над французами на Красной площади возле Спасских и Никольских ворот были построены четыре часовни, в т.ч. в 1821 г. с северной стороны Никольской башни - часовня Александра Невского. В 1884 г. ее обновили и построили с южной стороны часовню Николая Чудотворца. Здесь находились иконы некоторых святых, в день памяти которых происходили памятные события войны 1812-1814 гг.  Обе часовни разрушили в 1925-1930 гг.

Французские войска, оккупировавшие Москву, покинули город 8 октября 1812 года в день поминовения святых Отцов Седьмого Вселенского Собора. Одноименный храм был построен у стен Новодевичьего монастыря в 1816-1833 гг.

После ухода наполеоновской армии из Москвы церковный староста купец С.А.Милюков решил восстановить Предтеченскую церковь у стен Новодевичьего монастыря, разрушенную французами. Архиепископ Августин, рассмотрев прошение купца, решил: «Господь сил да благословит по сему созидать храм в вечную память изгнания нечестивого врага из первопрестольной столицы Российской и в возблагодарение Богу Спасителю нашему». Прекрасный храм в классическом стиле был освящен в 1833 году, а через 100 лет разрушен. В настоящее время принято решение о воссоздании церкви.

В восстановленной после пожара Москвы церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, главный престол которой был посвящен празднику Воскресения Христа, в память о событиях войны 1812-1814 гг. было поставлено 14 икон с изображением святых, празднование  которых приходилось на памятные дни войны: Бородинской битвы, сражения под Тарутином, освобождения Москвы и Смоленска, переправы через Березину, сражений под Кульмой и Лейпцигом, вступления в Париж, заключения мира и т.д.  До Храма Христа Спасителя, это был главный храм-памятник Отечественной войны 1812 года.

Имя Кутузова запечатлено в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, выстроенного на месте старого, опоганенного Наполеоном. Георгиевский зал – самый большой во дворце – явился первым мемориалом славы героев 1812 года. 11 апреля 1849 года было принято решение об увековечивании имён Георгиевских кавалеров и воинских частей на мраморных досках в нишах и на стенах зала. Сегодня на них размещено свыше 11 тысяч фамилий офицеров, награждённых разными степенями ордена с 1769 по 1885 гг. Орден восстановлен указом Президента России от 8 августа 2000 года в качестве воинской награды России.

Своим возникновением Манеж обязан московскому пожару 1812 года в дни наполеоновского нашествия. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошёл Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.

На обугленном пустыре по высочайшему повелению Александра I был построен Манеж, называемый тогда «Экзерциргаузом» (домом для упражнений), рассчитанный на пехотный полк (2 тыс. чел). Здание, расположенное рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков, предназначалось для военной муштры.

В 1817 году работа над проектом была поручена архитектору А. А. Бетанкуру. Перед ним стояла задача возведения огромного здания, где полк мог бы маневрировать безо всяких помех. Вскоре он создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор.

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года, а в 1824-1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир архитектором Осипом Бове.

Деревянный мост, по которому прошли армии Кутузова и Наполеона, заменили сначала железным, а потом, в 1912 году, тем, который назвали Бородинским. Это мост-памятник, что видно по колоннадам ионического стиля, пирамидам из античных доспехов и знамен, медальонам с воинскими атрибутами древнего мира. По сторонам моста - гранитные обелиски, напоминающие верстовые столбы старой Смоленской дороги. На чугунных досках имена героев без титулов и званий. И надпись, что мост сооружен в память Отечественной войны 1812 года.

В 1814 году для торжественной встречи победителей была установлена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Николай I приказал воздвигнуть на ее месте каменную, по образу древнеримских арок: торжественная закладка с участием святителя Филарета состоялась 17 августа 1829 года. Она возводилась не только «в знак воспоминания торжества российских воинов» при взятии Парижа, но и в «знак возобновления исторической Москвы, сожженной Наполеоном». В советское время после долгих мытарств Триумфальная арка была перенесена к Поклонной горе, которая оказалась для нее более подходящим местом. Ведь именно там в дореволюционное время сложился главный мемориал Кутузова, центром которого была часовня архангела Михаила, а рядом располагались музей полководца, Кутузовская изба и Дорогомиловское кладбище, где были захоронены 300 воинов Бородина, умерших от ран. В 1849 году на средства мануфактур-советника Прохорова над их могилой был сооружен памятный обелиск.

Местным мемориальным храмом была Покровская церковь в Филях, освященная после восстановления святителем Филаретом. Каждый год 31 августа в ней совершалась заупокойная всенощная за русских воинов, павших на полях сражений Отечественной войны, а 1 сентября, в день военного совета в Филях, – литургия и панихида, на которой поминались Александр I, фельдмаршал М.И. Кутузов и их сподвижники. Затем из Покровской церкви отправлялся крестный ход к Кутузовской избе.

Деревня Фили лежала на пути отступавшей русской армии. Здесь она остановилась и заняла боевые позиции на участке от Поклонной горы до Воробьевых гор, ожидая генерального сражения под Москвой. Для Кутузова выбрали самую просторную избу, принадлежавшую крестьянину Андрею Фролову. Днем 1 сентября Кутузов сам осмотрел позиции русской армии с Поклонной горы и нашел, что в случае боя армия может попасть в окружение, ибо условия для нее крайне невыгодны – именно там фельдмаршал принял решение оставить Москву, чтобы спасти армию. Дальнейшая история доказала верность его замысла: сохранив армию, Кутузов не только смог освободить Москву, но и изгнать неприятеля из России и даже преследовать его в Европе.

7 июня 1868 года изба сгорела. Известно единственное достоверное графическое изображение Кутузовской избы  - маленький этюд Алексея Кондратьевича Саврасова, который, возможно, написан в 1866-1867 годах, когда семейство Саврасовых отдыхало в летние месяцы в окрестностях Мазилова под Москвой.

В 1886 году в Думу поступило прошение от Общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя о воссоздании мемориальной избы на месте сгоревшей за счет средств, собранных по подписке. 21 июня 1887 года в Покровской церкви в Филях была совершена литургия, а затем крестный ход отправился к месту закладки, где отслужили молебен с водосвятием. Уже через полтора месяца бревенчатая изба была готова: архитектор Н. Струков создал ее по рисунку прежней, вероятно, используя и этюд А. Саврасова, написанный до пожара. Открытие приурочили к 75-летней годовщине Отечественной войны. В день торжества 3 августа епископ Дмитровский Мисаил отслужил в Покровском храме литургию, после чего крестный ход отправился к мемориалу, и архиерей освятил Кутузовскую избу. Она открылась как музей. Фасад украшала памятная надпись: «Изба военного совета, бывшего 1 сентября 1812 года». Сама изба состояла из двух комнат, разделенных сенями, как было при Фроловых. В одной половине поселились отставные солдаты Псковского пехотного полка имени М.И. Кутузова, выполнявшие роль сторожей и смотрителей. Мемориальная горница была украшена портретами русских императоров, героев 1812 года и бюстом фельдмаршала, сделанным по его посмертной маске, а место, где сидел Кутузов, было отмечено особой надписью.

А 1 сентября 1910 года, в годовщину совета в Филях, на средства московского общества хоругвеносцев рядом с Кутузовской избой была заложена часовня архистратига Михаила, освященная в честь небесного хранителя русской армии и в память именин полководца. На закладке были сказаны знаменательные слова: «Пусть созидаемый храм будет служить памятником, что Россия спаслась не наукою и не оружием, а верою народною».

Увенчав мемориал в Филях, эта необычная часовня стала главным памятником М.И. Кутузову. Архитектор Н. Литвинов создал ее в русско-византийском стиле, богато украшенной красным кирпичным декором и мозаикой. Она называлась музеем-часовней, поскольку при ней имелось отделение для мемориала в честь полководца. Если Кутузовская изба была памятником военного совета в Филях, то этот музей был посвящен лично Кутузову и стал его первым именным музеем в России. Часть экспонатов перенесли из Кутузовской избы, другие музеи предоставили подлинные вещи 1812 года, образцы мундиров, оружия, а потомки полководца передали его личные вещи. Гвоздем экспозиции стал походный экипаж Кутузова, на котором он в августе 1812 года прибыл в действующую армию и разъезжал по полям сражений вплоть до 1813 года. Это единственный храм, где среди святых изображен коленопреклоненный Михаил Кутузов перед иконой Богоматери.

9 сентября 1912 года, в память столетнего юбилея войны 1812 года, часовня была освящена, В ноябре 1920 года часовня по просьбе местных жителей была превращена в храм архангела Михаила, который стал для них приходским. В 1930 году его закрыли, обезглавили, разграбили, осквернили, превратили в склад.  В мае 1994 года часовню вернули Московской Патриархии и возродили в 1998 году. В канун престольного праздника 17 ноября 2000 года патриарх Алексий II совершил великое освящение храма-часовни. По окончании литургии под сводами вознеслась «Вечная память» М.И. Кутузову. Теперь здесь вновь молятся обо всех павших в битвах за Отечество.

Рядом с Архангелом Михаилом в сквере за оградой другой памятник войны 1812 года - потемневший от времени гранитный обелиск. Надпись гласит, что это братская могила 300 героев, умерших от ран на Бородинском поле. Их прах перенесли сюда в 1940 году с Дорогомиловского кладбища.

Храмом-памятником героям Бородинской битвы стала кладбищенская церковь во имя преподобной Елисаветы на Дорогомиловском кладбище в Москве, когда в 1839 году к ней пристроили придел в честь Владимирской иконы Божией Матери, так как битва произошла в день празднования Владимирской иконы. Кладбище уничтожено при застройке Кутузовского проспекта в 1950-х гг.

В канун 100-летнего юбилея Отечественной войны городские власти намеревались ознаменовать его выдающимися сооружениями и деяниями. Одним из них стала грандиозная панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва», открытая на Чистопрудном бульваре и экспонировавшая там до 1918 года.

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» был открыт в 1962 году, на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году.

В 1968 году здесь же появилась возрожденная Триумфальная арка, и Фили стали главным московским мемориалом 1812 года, ибо храм Христа Спасителя был снесен.

В СПб Арка Главного штаба была построена Карло  Росси как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года.

На вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, с шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини - лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой площади. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитектора. Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.

Александрийский столп воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Этот памятник дополнил композицию арки Главного штаба. Идею сооружения монумента подал архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате». Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором.

Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра (84 фута или 12 саженей) на гранитном цоколе 8,22 метра (27 футов). Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого.

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному - благодарная Россия». На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры.

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой.

Но идея была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме.

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей).

Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих монолитных колонн. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.

Строительство велось с 1829 года по 1834 год.

Текст на табличке памятника гласит: «Александру I благодарная Россия».

Казанский собор в Петербурге, построенный в 1736 году для чудотворной Казанской иконы Божией Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном. Здесь в августе 1812 года перед отъездом в действующую армию молился у Казанской иконы Божией Матери фельдмаршал М.И. Кутузов о благословении на борьбу с неприятелем, когда в 1812 году он был назначен императором Александром Ι командующим русской армией. В нем хранятся знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками.

В 1813 году в соборе похоронен главнокомандующий русскими войсками М.И.Кутузов. Могила замурована гранитной плитой и обнесена тёмной бронзовой оградой, установленной в 1814 году по проекту А. Н. Воронихина.

Над мемориальной доской - икона Смоленской Богоматери, находившаяся у гроба Кутузова перед погребением. Над ней огромная картина художника Ф. Я. Алексеева, помещённая здесь в 1810 году - «Крестный ход на Красной площади в 1612 году по случаю освобождения Москвы от польских интервентов». На пилястрах - шесть трофейных французских знамен и штандартов и шесть связок ключей.

Перед собором установлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.

На Бородинском поле вокруг Спасо-Бородинского монастыря, первой настоятельницей которого была М.М. Тучкова - вдова погибшего в Бородинском сражении генерала А.А.Тучкова, на месте его гибели ей был построен каменный храм Спаса Нерукотворного - мавзолей в память павших воинов в Бородинском сражении. Прежде перед входом в мавзолей лежали пирамиды из ядер. Сейчас здесь находится обелиск в честь 3-й дивизии Коновницына, поставленный к столетнему юбилею Бородинской битвы.

В 1859 году в Малоярославецкую Думу обратился помещик уезда отставной майор Ф.М. Максимов с тем, «чтобы в память сражения при Малоярославце, где он был ранен и где геройски пали многие его товарищи, построить на могилах павших на свой счет Часовню, с тем, чтобы Часовня сия во все времена принадлежала Малоярославецкому монастырю и чтобы день славной битвы т.е. 12 октября после божественной литургии совершать из монастыря, соборной и городских церквей к Часовне... крестный ход для совершения панихиды по убиенным православным воинам».  Каменная часовня была построена в 1860-м году около двух братских могил и представляет собой одноэтажное здание, на фронтоне передней стены которого была помещена надпись: «Сооружена в память воинов на брани убиенных 1812 года 12 октября». До 1920-х годов часовня была в ведении монастыря. С конца 40-х годов по 1985 год в ней размещался военно-исторический музей 1812 года. Ныне в здании бывшей часовни располагается отдел музея - диорама «Малоярославецкое сражение», выполненная в 1987 г. народным художником РСФСР Дешалытом Е.И.

Ежегодно в памятный день Малоярославецкого сражения, по окончании литургии к Часовне из монастыря, соборных и городских церквей совершался крестный ход, служилась соборная панихида. Оканчивалась панихида на ближайшей братской могиле. Эта традиция возобновлена с начала 1990-х годов.

Традиционным музейным праздником стал "День Малоярославецкого сражения", который проходит ежегодно в третье воскресенье октября. В его программе - крестный ход от Николаевского Черноостровского монастыря к братским могилам русских воинов 1812 года, отдание воинских почестей офицерами и солдатами Российской Армии и яркое, красочное зрелище - реконструкция Малоярославецкого сражения.

К 100-летию Отечественной войны 1812 года в Малоярославце был воздвигнут Успенский храм-памятник.

Трехпрестольный Успенский храм-памятник построен на месте старой Успенской церкви, свидетельницы Отечественной войны 1812 года. Церковь, построенная в 18-м веке, сильно пострадала во время сражения. Сначала ее собирались просто перестроить, но потом прежнюю церковь разобрали и начали строительство новой по новому проекту. Работа была поручена архитектору Скловскому. Постройка собора началась 14 сентября 1903 года. Но постепенно идея строительства приходской церкви переросла в создание храма-памятника, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны. Сбором средств ведал специальный Комитет по строительству. В 1909 году была открыта Всероссийская подписка, по губерниям было разослано 140 тысяч подписных листов. Кроме того, с разрешения епископа Калужского и Боровского Вениамина, во всех церквах Калужской епархии 24 мая 1909 года был проведен тарелочный сбор на сооружение храма-памятника в Малоярославце.

К октябрю 1910 года строительство было почти закончено. Вечером 10 октября в новом храме отслужили всенощную. II октября с освящения собора началось торжественное празднование 100-летнего юбилея Малоярославецкого сражения. Значение построенного собора раскрыл священник А.Дмитриевский в своем обращении к прихожанам: "Воздвигнутый на крови мучеников за родину наших предков героев-воинов, сей величественный храм - есть лучший для нас памятник, потому что в нем благодарные потомки их будут постоянно сплетать венки к подножию их могил из живых молитв своих."

В настоящее время Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Малоярославце является действующей.

Одними из немногих дошедших до нас свидетелей событий Отечественной войны 1812 года являются Святые голубые ворота Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. Во время яростного сражения с армией Наполеона за Малоярославец 12 октября 1812 года обитель была почти полностью сожжена, так как постройки на ее территории были большей частью деревянными. Только ворота выстояли и до сих пор хранят на своих стенах следы от пуль и картечи, оставшиеся с того памятного дня. В конце 30-х годов на воротах монастыря появилась доска со словами: "Язвы в память французской войны". Эту мемориальную доску считают, предположительно, одной из первых в стране, посвященных Отечественной войне 1812 года. Доска не сохранилась.

15 ноября 1835 года российский император Николай I утвердил доклад министра финансов о возложении на Санкт-Петербургский Александровский литейный завод отливки и постановки 16 памятников, предназначенных к сооружению на местах сражений 1812 года, которые были разделены по величине, оформлению и важности на три класса: 1-го класса - один памятник, 2-го класса - 10 и 3-го класса - 5.

Указом императора Николая I было решено установить монументы на местах шести наиболее значительных сражений: на Бородинском поле, в Смоленске, Красном, Ковно, Полоцке и Малоярославце.

Первый памятник событиям 1812 года был открыт 29 октября 1844 года в Малоярославце. Разумеется, в начале 30-х, монумент был разрушен. Воссоздан в 2010-2011 годах.

Другой монумент Русской воинской славы построен в 1834 году и находится на территории Мемориального комплекса русской воинской славы в селе Тарусово.

 

В 1812 году Иоанно-Предтеченский монастырь Вязьмы жгут и грабят французы. 22 октября (3 ноября) 1812 году около Вязьмы русские войска нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии. В честь этого события в городе сооружены два памятника.

В 1930 году здесь устроили спичечную фабрику. В Великую Отечественную войну до 1943 года здесь хозяйничали немцы, а наши сразу после освобождения города устроили в монастыре пивоваренный завод. Потом здесь склады, мастерские для слепых, архив. В 1989 году монастырь обрёл свой исторический облик. В этом же году монастырь вернули Церкви и он стал сначала Иоанно-Предтеченской мужской обителью, а потом в 1995 году – женской.

В 1911-1912 годах в городе действовал Вяземский комитет по увековечиванию памяти Отечественной войны, созданный к ее 100-летию. На заседании 11 апреля 1911 года члены Комитета постановили: «Богородицкую церковь, как находившуюся в центре боя 22 октября 1812 года, считать храмом памятником войны 1812 года и внутри ее на колоннах поместить мраморные доски с именами павших в этом бою воинов». В часовне Богородицкой церкви было предложено устроить небольшой музей с коллекцией вещей, относящихся к 1812 году.

В 1929 году Богородицкую церковь закрыли и передали под Дом физкультуры и кинотеатр. После войны 1941-1945 годов в ней вновь устроили кинотеатр, а с 1948 года и городской радиоузел.

К 150-летию Отечественной войны 1812 года Богородицкая церковь была частично отреставрирована. В 1962 году на северном фасаде церкви поместили мемориальную доску. На ней был отлит текст: «3 ноября 1812 г. здесь проходил бой за освобождение Вязьмы от французов. Враг потерял убитыми и раненными 6000 и пленными 2500 человек». 5 ноября 1970 года в придельной части Богородицкой церкви открыли музей.

Храм - памятник погибшим воинам Отечественной войны 1812 года - Свято-Духовская церковь на Клементьевском (Никольском) кладбище Сергиевого Посада был построена в 1832 году. Службы прекратились в 1954 году. В настоящее время кладбище заброшено, храм разрушен, от церкви остались лишь два яруса колокольни. В соответствии с Постановлением Правительства Московской области колокольня была отнесена к объектам культурного наследия регионального значения.

Александро-Невский собор Саратова был заложен в 1815 году в память участия саратовских ополченцев и победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Собор освящён 26 марта 1826 года. Проект собора был выполнен архитектором Василием Стасовым в стиле русского классицизма. В 1842 году для завершения ансамбля была возведена колокольня. В 1930-х годах собор был разобран. В послевоенное время на месте собора был построен стадион «Динамо».

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он был заложен в 1814 году в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Проект в стиле русского классицизма выполнил талантливый арзамасец Михаил Петрович Коринфский, ученик художника А. В. Ступина, а затем - архитектора А.Н.Воронихина.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

В одной из внутренних стен собора вмонтирована большая мраморная доска с надписью, свидетельствующей, что храм воздвигнут усердием всех жителей Арзамаса в благодарность за избавление России от нашествия французов в 1812 году.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», - писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев.

В советское время собор собирались взорвать, но из-за сильного возмущения жителей храм было решено просто закрыть. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

В 1911 г. в храм-памятник Покрова Пресвятой Богородицы Новочеркасска донским казакам были перенесены останки знаменитых донских военачальников Бородинского сражения. На хорах была устроена особая зала, расписанная сюжетами из истории Войска Донского, расположенными в хронологическом порядке.

Исторически первым скульптурным памятником Новочеркасска можно считать памятник Матвею Ивановичу Платову в центре города.

3 января 1818 г. скончался Войсковой Атаман войска Донского, основатель города Новочеркасска, герой Отечественной войны 1812 г., генерал от кавалерии, граф, кавалер многих орденов Российской империи, Англии и Австрии, легендарный полководец Донских казаков Матвей Иванович Платов. Через 10 дней после смерти его прах торжественно захоронили под гром пушек и ружей в склеп у левой стены новостроящегося каменного Вознесенского собора в Новочеркасске.

9 мая 1853 г. прошло открытие памятника атаману графу Платову по проекту архитектора А.И. Иванова. В 1887 г. вокруг памятника установили ажурную металлическую ограду.

 Но в 1923 г. скульптуру Платова сняли и передали в Донской музей, а на его пьедестал в 1925 г. поставили скульптуру В.И. Ленина. И только через 60 лет памятник основателю города Матвею Ивановичу Платову был воссоздан на своем же постаменте в центре города на проспекте, которому также возвратили его прежнее название – Платовский.

Воссозданный памятник М.И. Платову пока не имеет законченного первоначального вида. Не сохранилась и не воссоздана ажурная металлическая ограда вокруг памятника, не установлены по углам ограды пушки образца Отечественной войны 1812 г., не восстановлен в первоначальном виде фонтан в центре сквера.

Свято-Никольский храм в селе Данилово в Киясовском районе в Удмуртии является историческим и архитектурным памятником, воздвигнутым 200 лет назад во славу Российского воинства в Отечественной войне 1812 года. В 1820 году по инициативе участников сражений, вернувшихся с войны 1812-1814 гг., в храме был возведён Спасский зал, купольная роспись которого повторила росписи храма Христа Спасителя в Москве.

Это единственный храм, в котором сохранены нательные иконы-образки, которые, согласно традиции, вручались рекрутам и солдатам, уходящим на войну.

На наружной стороне колокольни имеется светская роспись «Русская армия в Бородинском сражении» (сцена обращения главнокомандующего Михаила Кутузова к войскам).

К 100-летию победы над французами в память русских воинов, павших на поле сражения под Лейпцигом в 1813 году по проекту В. А. Покровского был построен храм-памятник в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец В. А. Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском.

Закладка храма произошла 15 (28) декабря 1912 года, а 16 октября 1913 года в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов». Семь колоколов были отлиты из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года. Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи. В верхнем храме по стенам размещены 8 бронзовых стел с перечнем полков и частей, участвовавших в битве.

Нижний храм-усыпальница был освящён в 1927 году в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские знамёна. Рядом находится склеп, где погребены русские генералы, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам - знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского. На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в часовню-склеп помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших. С восточной стороны храма находится могила двух неизвестных гренадер Черниговского полка, перенесённых в 1988 году с поля битвы.

Победа России в войне 1812 года определила не только политическую ситуацию в мире, но и стала поворотным пунктом в истории и культуре России, в том числе в архитектуре. Общеевропейский классицизм сменился архитектурными стилями, ориентированными на русскую национальную традицию. Это: русско-византийский стиль, в котором был построен главный храм-памятник победе – Храм Христа Спасителя в Москве а затем русский и неорусский стиль, одним из ярких представителей является храм-памятник в Лейпциге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храмостроительство

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *