Храмостроительство сегодня

Из ветхозаветной истории мы знаем, что Божий храм существовал и до Рождества Христова и его устройство было задано Самим Богом, но он был лишь приуготовлением к появлению спасительного христианского храма. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Еще в ветхозаветный период Богом были даны Моисею подробные указания, каким должен быть храм и призван искусный мастер Веселеил, который в точности воплотил их в строительстве Скинии, которая послужила прообразом новозаветного христианского храма. В ветхозаветном храме Бог нисходил к человеку, отвечал на его молитвы, давал ему указания. Но там не было еще полного, внутреннего общения Бога и человека. С пришествием на землю Христа Спасителя настало время истинного присутствия Бога среди людей, которое должно закончится полным воссоединением Бога и человека,  неба и земли в Царстве Небесном.

Архитектура христианского храма формировалась одновременно с догматикой христианства и получила блестящее развитие в 6-10 веках в византийском крестово-купольном храме, и, в частности, в его величайших образцах: Софии константинопольской и Софии киевской.

Его композиция с центральным куполом, символизирующем небо, над кубическим объемом, символизирующем землю, воплощала основную мысль христианского вероучения о единении небесного (духовного) и земного (материального), ставшего возможным благодаря пришествию и крестной жертве Христа. Эта идеально найденная композиция стала каноничной для восточной (православной) Церкви.

Один из самых авторитетных исследователей церковного искусства Л.А.Успенский писал: "Храм крестово-купольного типа вместе с росписью позволяет наиболее наглядно и ясно выявить его символическое значение и, в пределах возможного, наиболее полно выразить православное учение о Церкви. Эта система постройки храма была принята в качестве основы во всем православном мире. В разных странах оно видоизменялась, перерабатывалась в соответствии с местными художественными вкусами и получала новое художественное выражение...".

Христианство дало миру замечательные творения архитектуры, живописи, иконописи и церковной музыки, которые отражали Красоту творения Божия, Его Небесного Царства.  В то же время образы, создаваемые различными видами церковного искусства, являются отражением религиозного мироощущения их создателей. Показательно в этом отношении различие средневековой архитектуры христианских храмов: западных католических и  восточных православных. При едином христианском догмате о спасении, в устремленном ввысь готическом храме с особой силой выражена идея преодоления греха и страстная жажда обретения Неба. Напротив, в византийском  крестово-купольном храме с его уравновешенной, иерархически упорядоченной структурой, средоточием которой является купол - символ неба, предельно ясно выражена мысль о осуществившемся обретении Неба через Крест Христов.

Видение Небесной Красоты  и сотворчество в «синергии» с Богом дало возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. Древняя Русь, приняв Крещение в 987 г, получила из Византии навыки храмостроительства, которые претерпели, однако, некоторые изменения, связанные как с местными условиями строительства, так и особенностями русского восприятия христианской веры: "сочетание покаяния с надеждой на спасение" - по выражению митрополита Вениамина (Федченко). Типичный древнерусский храм ХП-ХУ вв. - прекрасных пропорций, как правило, небогато декорированный снаружи, но внутри сплошь покрытый дивными фресками, погружающих молящихся в созерцание небожителей. "Небом на земле" называли храм многие древние отцы Церкви и русские святые.

Секуляризация русской культуры, резко обозначившаяся в период петровских реформ, привнесла в храмостроительство западные влияния. К Новому времени здание храма стало восприниматься в архитектурной среде скорее как произведение зодчества, отражающее стилистику господствовавшей эстетики. Каноническая традиция уступила место следованию изменяющимся вкусам времени и храмостроительство превратилось в область строительного искусства, художественного формотворчества, в средство самовыражения зодчего. Присутствующее в древнерусском храме целомудрие Красоты Небесного Царства сменилось следованию изменяющимся вкусам эстетствующего сознания. Храмостроительство, как служение Богу, превратилось в область художественного творчества, средство самовыражения зодчего. К середине ХУШ века традиционные типы храмов были видоизменены на западный лад и только к концу Х1Х века возникла церковно-археологическая наука, заново открывшая и сделавшая доступной древнерусскую архитектуру. Попыткой вернуться к традиции было предпринятое архитектором Константином Тоном обращение к византийским и древнерусским образцам. На рубеже Х1Х-ХХ веков это направление движения к традиции было продолжено представителями стиля "модерн". Однако освоение прошлого лишь по подражанию внешним признакам образцов без проникновения в существо заложенной в них религиозной идеи, которая была первопричиной их создания, не могло привести к полному успеху.

ХХ век оставил в русском храмостроительстве 70-летнюю брешь, в которой была утеряна преемственность тысячелетнего опыта. Храмы интересовали лишь историко-архитектурную науку, которая рассматривала их с идеологической точки зрения как мертвые памятники архитектуры, да небольшую группу реставраторов. Семидесятилетний вынужденный перерыв храмостроительства в России и утрата значительного числа древних храмов и монастырей поставили перед современными храмостроителями задачу воссоздания не только утраченных святынь, но и строительство новых храмов, отвечающих задачам Церкви и запросам верующих.

Поворот государственной идеологии в сторону Церкви, начавшийся в период "перестройки" открыл дорогу храмостроительству в России. Однако этот путь надо было открывать практически заново и в практическом и в теоретическом смысле не только архитекторам и строителям, для которых специфические формы храмового зодчества были ранее не востребованными, но и церковнослужителям.

Перед современными зодчими-храмостроителями стоит задача огромной ответственности, ибо от того, каков будет образ храма, зависит его восприятие прихожанами. От того, как будет отражена в образе храма его идея – Царства Небесного, во многом зависит духовное и молитвенное состояние пришедших в храм или только ищущих дорогу к храму, и в конечном итоге – их спасение. Вот почему древнерусские зодчие и иконописцы время работы над церковными образами проводили в посте и молитве, укрепляясь помощью Божией. Важно помнить, что храмостроительство является служением Богу и вне Церкви осуществлять такое служение невозможно, так как только Церковь является хранительницей духовного опыта, который позволяет осуществиться творческому началу зодчего в тех условиях, которые задает мир.

Первая попытка возрождения храмового зодчества - конкурс на храм-памятник 1000-летия Крещения Руси показала огромный интерес к теме, но почти полную несостоятельность участников  конкурса. Это и не удивительно, так как храмостроительство было полностью исключено не только из проектной практики, но и из учебного процесса.

В 1991 году при Московской Патриархии был создан архитектурно-художественный проектно-реставрационный центр "Арххрам", в задачу которого входит проектирование новых храмов, проекты реставрации и развитие теоретической базы.

Сегодня проектированием храмов занимаются проектные институты, учебные заведения архитектурного профиля и персональные творческие мастерские по всей России. Результаты их деятельности можно  увидеть на ежегодных смотрах архитектурных проектов в рамках фестивалей "Зодчество", проводимых Союзом архитекторов России, начиная с 1993 года. С каждым годом уровень проектных решений храмов, представленных на конкурс, повышался и "Архрамом" были учреждены специальные премии за лучшие проекты и постройки. Однако практика показывает, что нередко за проектирование храмов берутся люди без специальной подготовки, далекие от Церкви, от понимания ее требований и традиций.

В целях исправления ситуации "Арххрам" внес предложение о системе обучения храмостроительству не только самих проектировщиков, но и членов церковного причта, являющихся заказчиками храмов. Это предложение было реализовано в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года, где говорилось: "Считать необходимым организовать на базе высших духовных учебных заведений специальный курс для знакомства с основами литургики и традициями отечественного храмостроения профессиональных архитекторов, проектирующих православные храмы. Считать также полезным изучение в духовных школах будущими пастырями и практическими церковными работниками основ храмостроительства". 

Другим фактором, осложняющим проектирование храмов, являлось отсутствие каких-либо нормативных материалов. В существующих нормах по проектированию общественных зданий полностью отсутствует даже упоминание о таком типе здания, как храм. То же самое относится и к нормам по градостроительству, несмотря на то, что храмы становятся одними из самых значимых градостроительных объектов. Несмотря на то, что Церковь отделена от государства, а нормативные документы являются государственными, "Арххраму" при поддержке Госстроя России удалось выпустить в 2000 году Свод Правил СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов".  В документ вошли требования к  размещению и территории храмов, к зданиям и сооружениям богослужебного и вспомогательного назначения, к инженерным системам. Этот нормативный документ имеет рекомендательный характер, и его положения становятся обязательными для применения только в том случае, если в договоре на выполнение работ предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на Свод Правил.

Еще одним способом помощи архитекторам-храмостроителям стали проводимые Союзом архитекторов России совместно с центром "Арххрам" семинары, на которых слушатели знакомятся с теоретическими основами и историей храмостроительства, обмениваются опытом и получают консультации по своим проектам. Уже состоялось три таких семинара. Поддержка Союзом архитекторов этого направления творческой деятельности зодчих выразилась в создании специальной Комиссии по архитектуре культовых сооружений, деятельность которой направлена на активизацию взаимодействия архитекторов, работающих в области культового зодчества и помощи им в освоении данного направления творческой деятельности.

В рамках деятельности Программы Международного Союза Архитекторов (МСА) в октября была проведена международная конференция "Христианский храм. Идея и образ". Ее работа была направлена на поиск ответов на главный вопрос: какой должна быть архитектура современного христианского храма, чтобы донести до пришедших в храм людей благую весть Христа о грядущем Небесном Царстве.

Милостью Божией мы, наконец, дождались времени, когда в нашей стране уже нет противопоставления понятий Церковь и культура, которые должны существовать в гармонии друг с другом «неслиянно и нераздельно». Конференция собрала представителей Церкви, науки и культуры, людей разных национальностей и религиозных конфессий, объединенных идеей определения путей развития современной архитектуры христианского храма на основе двухтысячелетнего опыта.

Русская православная художественная культура за 1000-летний период накопила в своем арсенале удивительное многообразие форм, оставаясь канонически традиционной, воцерковляя внешние влияния и развиваясь на принципах преемственности и следования «образцу». Вынужденный 70-летний перерыв привел к необходимости возрождения церковного учения о православном понимании канона, Красоты, свободы творчества и культуры в целом. Если сегодня не предпринять мер по формированию церковного учения о православной художественной культуре, то могут появиться антицерковные решения, которые отразятся и на других сторонах церковной жизни. Церковная культура порождается духовным опытом Церкви и потому она неотъемлема от канонической святоотеческой традиции. Она должна отражать не дух времени, а вечные истины христианства, однако, на языке своей эпохи. Свобода творчества деятеля православной художественной культуры должна подчиняться опыту Церкви, ее Священному Преданию, сочетаться с православной традицией.

Церковь и культура

Церковь ставит в центр православного понимания культуры понятие святости. Храмы, иконы, предметы церковного обихода и пр. – все это вызывает чувство благоговения и преклонения, ориентирует  на определенное поведение, влияет на взаимоотношения людей, развивает и направляет их мысли и чувства. Для церковного понимания культуры неразделимы красота и нравственность, прекрасное и духовное. Так возникает культура, порождаемая духовным опытом Церкви.

Церковное искусство

Церковное искусство может рассматриваться лишь на основе канонической традиции, с духовных позиций, а не только с эстетической точки зрения, что характерно для светского искусства. Оно должно соответствовать догматике и строю богослужения Православной Церкви.

Красота

Красота – явление Красоты духовной, которая считается одним из критериев православной церковности. Божественную Красоту можно понять только через благодать Духа Святого. 

Канон

В определении каноничности церковного искусства нам помогает опыт вселенского православия, труды отдельных Отцов и писателей Церкви, деяния Поместных соборов, богословие образа, догматы и каноны Церкви, литургическое творчество.

Канон является не человеческим измышлением, а божественным устроением, проявляемым в человеческом творчестве благодатью Святого Духа.

Произведения церковного искусства являются каноничными, если они являют представление о горнем мире, которое дает православная догматика. Канон выражает красоту обоженного мира и частным выражением канона являются традиции, школы, стили.

Традиция

Канон проявляется в частных церковных традициях, но только в их полноте, не замыкаясь на частных, национальных традициях, можно выявить искомых канон.

Только обращаясь к животворным духовным истокам творчества предыдущих поколений, мы сможем сохранить то, что осталось после многолетнего истребления культурного наследия нашего народа.

Творчество

Творчество это дар Божий, который должен быть использован во славу Творца в соответствии с Его целями, как стремление к истине  и продолжение божественного творения мира. Творчество может быть лишь результатом «синергии» с Богом. Истинное творческое вдохновение есть дар Божий, который посылается людям высокого духовного уровня.

Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни.

Архитектура храма призвана показать нам этот образ, используя присущие ей средства художественной выразительности через символику пространственной композиции и синтез искусств в соответствии с богослужебным чином.

Каноничными могут считаться те архитектурные приемы и формы христианского храма, которые отвечают традиции Церкви, основанной на Откровении и святоотеческом Предании.

При проектировании храма и  выбора образца необходимо иметь критерии поиска. Применительно к храмовому зодчеству они будут следующие:

 

Функциональность

- создание средствами объемно-планировочных решений наилучших условий для совершения всех церковных богослужений и оптимизация параметров внутренней среды для обеспечения молитвенного состояния прихожан храма;

- использование строительных материалов и конструкций, обеспечивающих максимальную длительность и безопасность эксплуатации здания храма.

 

Символичность

- образное выражение идеи Храма, Православия, догматического учения Церкви;

- создание архитектурной формой символического образа Царства Божия.

 

Красота, благолепие

-  использование средств архитектурной композиции, в т.ч. пропорционирования;

- применение всех видов церковных искуств в синтезе с архитектурой храма.

 

Храм, как образ Божий, одно из имен Которого – Красота, должен быть не только функционален в соответствии с православным богослужением, не только узнаваем с точки зрения соответствия используемых средств архитектурной композиции традиционным формам русского православного церковного зодчества, но и «благолепен». Причем, «благолепен» не столько обилием декоративных элементов, сколько красотой архитектурной пропорции и других средств архитектурной композиции.

Храм, рассматриваемый в аспекте профессиональной деятельности архитектора, является архитектурным сооружением, в создании художественного образа которого важнейшее место занимает композиция, одним из основных понятий которой является пропорция. Применение пропорционирования при создании архитектурных сооружений, известное с древнейших времен, обеспечивает гармоничное соответствие частей сооружения между собой и с целым. Важнейшим инструментом при пропорционировании является применение основных геометрических фигур: квадрата, круга и треугольника, как носителей совершенства, порядка и гармонии, которым в древних трактатах придавалось сакральное значение выражения закономерностей построения вселенной. Так, известное изображение человеческой фигуры, вписанной в круг, является выражением идеи связи человека с порядком вечной вселенной, изображаемой в виде бесконечного круга. А так как храм есть символический образ человека и мира, то эти фигуры использовались при пропорционировании готических храмов средневековья.

Конкретные разработки строятся на таких пропорциональных системах, как квадрирование и триангулирование на основе сеток квадратов и треугольников, числовое пропорционирование, устанавливающее соотношения между отдельными частями  и целым, связанное с подобием истинно прекрасных образцов в т.ч. человеческой фигуры и элементов живой природы. Применение принципа фиксации отношений частей и целого и принцип сеток обеспечивает возможность переноса и воспроизведения образца, а работа «по образцу», как известно, - основной принцип древнерусской канонической храмоздательной традиции. Если сетка квадратов предполагает неизменность канона, то фиксированное отношение частей и целого допускает некоторую свободу в рамках внутреннего строения образца. Его части, будучи заданными системой построения структуры храма, не обязательно однозначно соотносятся с целым и друг с другом, а могут быть соотнесены по–разному, в зависимости от конкретной ситуации и архитектурной задачи. Это и есть принцип «свободы внутри канона», столь характерный для всего православного церковного искусства. Функция пропорции состоит здесь в обеспечении возможности проектировать по прототипу, изменяя его в соответствии с условиями решения проектно-строительной задачи.

На основе многочисленных эмпирических исследований, поисков закономерностей гармонии и красоты, возникло понятие Красоты как универсального типа, получившее фиксацию в концепции так называемогог «золотого сечения». Математический смысл ее состоит в возможности строить возрастающие и убывающие ряды отношений, сохраняя единство принципа и связанность ряда. Практическое применение ее осуществляется лишь при необходимости  многочисленного распространения в разных вариациях единого образца. Каждая конкретная реализация будет индивидуальной и в то же время стандартной в своей принадлежности к типу.

 

Архитектор Кеслер М.Ю.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *