Развития архитектуры современного православного храма

Концептуальные основы развития архитектуры современного православного храма. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Архитектура призвана раскрывать богослужебную жизнь Церкви

Храмовая архитектура является одним из видов церковного искусства, которое органично включено в богослужебную жизнь Церкви и призвано раскрывать её духовную сущность, служить цели создания образа преображённого мира, Царства Божия.

 

Архитектура храма должна соответствовать канонической традиции

Каноничность православного вероучения и чина богослужения определяют принципиальную неизменность архитектуры православного храма, соответствующей канонической традиции. Некоторые отличия непринципиального характера могут быть обусловлены типологией храма, национальными, климатическими и техническими условиями, градостроительными особенностями участка, духовным состоянием общества, личным творческим почерком автора.

 

Основные принципы построения архитектурной композиции храма

– главенство внутреннего пространства храма, его интерьера над внешним обликом;

– построение внутреннего пространства на гармоничном равновесии двух осей горизонтальной (запад-восток) и вертикальной (земля-небо);

– иерархичность построения интерьера с главенством подкупольного пространства.

 

К современным храмоздателям предъявляются следующие требования

– Знание богословских основ православия, современной богослужебной практики, понимание значения храма как святыни в жизни христианина. Архитектурная организация пространства храма должна создавать оптимальные условия для богослужения и личной молитвы людей, через символику архитектурных форм и систему росписи выражать сакральное содержание храма, способствовать уяснению того, что прихожане слышат в храме. Архитектор-храмоздатель должен воплотить небесную реалию храма  в особом знаковом языке через архитектурную форму. Храмоздатель стоит перед задачей не столько изображения, сколько преображения действительности.

– Знание приёмов вселенского православного храмоздательства для творческого использования в современной практике, без замыкания только на частной национальной традиции. Поиск внутри всей обширной традиции того, что мы ощущаем в ней как актуальное, созвучное переживанию вечной истины христианства в нашем конкретном времени. Понимание традиции как внутреннего живого духовного строя, становящегося актуальным в восприятии современности и содержащего творческое начало и изобразительный канон как общее правило, предоставляющее свободу и лишь направляющее наши творческие усилия в нужное русло.

– Профессиональные знания, обеспечивающие решение художественных и иных задач храмоздательства, в том числе за счёт синтеза церковных искусств, создающих требуемое благолепие храма. Совмещение традиционных архитектурно-строительных решений с современными строительными материалами и технологиями.

– Понимание творческого процесса в храмоздательстве как сакрального акта, подчинённого задачам Церкви и обращённого к духовным потребностям церковной общины, для которой создаётся храм.

 

Стратегическая концепция храмостроительства России базируется на следующем

– Градостроительное пространство должны одухотворять доминирующие над местностью храмы, монументальные соборные комплексы в центрах городов. Современная архитектура должна включать в себя элементы высокого исторического символизма, монументальные образы, подчёркивающие специфику русской цивилизации и национально-государственной традиции.

– На начальном этапе национального возрождения России, когда акцент делается на национальную традицию, в храмовой архитектуре также должна доминировать русская национальная традиция.

– В будущем, когда, возможно, произойдёт объединение православных стран, храмовая архитектура будет формироваться на византийской основе  с использованием достижений архитектуры всего восточно-христианского мира.

 

Практические рекомендации

В целях совершенствования деятельности Русской Православной Церкви в области храмоздательства, а также в деле сохранения передаваемых Церкви памятников истории и культуры, необходимо

– Образовать епархиальные Комиссии по архитектурно-художественным вопросам и способствовать учреждению должностей епархиальных архитекторов, входящих в состав Комиссии по архитектурно-художественным вопросам.

– Выполнить решение Архиерейского Собора 1994 г. о необходимости изучения в духовных школах будущими пастырями и практическими церковными работниками основ храмоздательства.

– Принять во внимание, что архитектурно-художественным центром Московской Патриархии АХЦ «Арххрам» разработано трёхтомное пособие «Православные храмы», которое может быть использовано в указанных целях.

– Способствовать созданию совместно с Союзом Архитекторов России Международного Братства Православных Архитекторов (МБПА) с целью объединения усилий в создании на основе канонической традиции и с использованием прогрессивных строительных методов архитектурных решений православных храмов, отвечающих современным требованиям.

 

Архитектор М. Ю. Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №19, 2009 г.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *