Архитектура храма зависит от духовного состояния народа

Как строй богослужебной жизни, так и все, что находится в храме, и сам храм имеет свой установившийся временем, канон (устав). Канон дает возможность выразить «правильность по смыслу», а традиция – «правильность по духу». Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Поэтому мы имеем такое богатство и разнообразие архитектурных решений храмов, исходящих из духа и смысла православной традиции, которые должны находить свое выражение в том, что считается правильным и лучшим на данный момент. Архитектурное выражение в зрительных образах смысла христианского храма в ту или иную эпоху напрямую зависело от духовного состояния народа. Видение небесной красоты и сотворчество в «синергии» с Богом дало возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны Неба. В архитектурных решениях древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты Царства Небесного.

Русь вместе с принятием христианства в IX веке получила самый совершенный тип храма, способный языком своих архитектурных форм, наделенных глубоким символическим смыслом, выражать сокровенный смысл православного вероучения, быть своеобразной проповедью в камне. Византийский крестово-купольный храм стал исходным «образцом» для русского церковного зодчества, воспринявшего его как канон, хотя это и не было четко сформулировано в церковных источниках. В дальнейшей истории русского храмоздательства этот исходный архитектурный тип храма претерпел целый ряд изменений, связанных с местными и историческими условиями строительства. Так, новгородский собор Святой Софии, построенный византийскими зодчими, значительно отличается от современных ему константинопольских храмов не только своими размерами, но также из-за иного материала и климатических условий строительства.

В конце XII века полоцкий зодчий, приглашенный смоленским князем Давидом Ростиславовичем, возвел необычный храм в честь Чуда Архангела Михаила в Смоленске. Красота храма, архитектура которого была созвучна современному ему готическому искусству Запада, заключалась в богатом декорировании фасадов сложнопрофилированными пучковыми пилястрами, поясами аркатуры, нишами и декоративными крестами. Динамично нарастающие формы закомар и оконных обрамлений создавали впечатление устремленности масс храма ввысь, в область небожителей, возглавляемых Архистратигом Михаилом. Святой князь Андрей Боголюбский приглашает во Владимир мастеров из Западной Европы (из «немец», как записано в летописи), которые вводят романские мотивы, обогащая фасады Успенского собора колоннами и капителями, аркатурно-колончатым поясом на уровне хоров и на главе храма, резными камнями.

Изменения могут носить более глубокий характер и выражаться не только в появлении модификаций канонически архитектурных форм, но и в появлении новых архитектурно-строительных решений. Великий московский князь Иоанн III в 1472 году вступает в брак с племянницей последнего византийского императора принцессой Софьей Палеолог, вместе с которой в Москву приезжают итальянские зодчие и привносят в русскую практику западные приемы строительства. Болонский архитектор Фьораванти, взяв за образец владимирский Успенский собор и оставляя связь с прообразом во внешнем облике храма, существенно перерабатывает его крестово-купольную структуру в направлении большей цельности объема, характерное для итальянской практики эпохи Возрождения. «Таковой же прежде не бывало на Руси», – говорится в Никоновской летописи.

В 1505 году на месте древнего Архангельского собора был построен новый собор венецианским зодчим Алевизом Новым с декоративным убранством фасадов в духе итальянского Ренессанса. На фасаде традиционного шестиглавого крестово-купольного храма появились новые для русской храмовой архитектуры детали: раковины и круглые окна в закомарах, капители на лопатках, филенки и ярусные членения на пряслах стен.

Менявшаяся в XVI веке историко-культурная ситуация требовала более значительного варьирования, чем это было возможно в русле просто традиции. Иностранцам, таким образом, отдавалась функция инновации, однако в рамках православного сознания. Так, на пересечении пожеланий русского заказчика и профессиональных знаний западных архитекторов появился новый тип храма – шатровый. Посвящение коломенского храма празднику Вознесения образно выражено вертикальной устремленностью столпа, его центричностью, динамичным ритмом стрельчатых элементов фасадов, имеющих готическое происхождение. Говоря о ней, летописец отмечает: «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова же не бывала прежде на Руси». Если раньше итальянские мотивы, присоединяясь к древнерусской системе, образовывали синтез, некую единую систему, то новаторские архитектурные мотивы ХVІ–XVII веков уже никак не могли сложиться в органическое целое. Здесь можно говорить скорее о сосуществовании архитектурных систем, каждая из которых на какое-то время могла стать совершенно автономной, самодостаточной и заместить собою все другие. Новаторские мотивы могли заменить традиционные.

 

Обмирщение храмового зодчества

Духовный спад, постепенно углубляясь, привел к тому, что новое искусство, которое начало формироваться под воздействием западной культуры в XVII веке, со следующего столетия занимает господствующее положение в православном мире. Обмирщение храмового зодчества выразилось в стремлении к разукрашенности, обилии декоративных средств, включении ордерных деталей западноевропейского происхождения, отказе от традиционной крестово-купольной структуры храмов. Бесстолпные посадские храмы XVII века обеспечивали лучшую обозримость богослужения, но теряли богатство символического содержания крестово-купольного храма с его иерархичностью внутреннего пространства, которая выражалась в выделении четырьмя столпами центральной подкупольной ячейки.

Пришедшая на Русь после воссоединения с Украиной симметричная композиция храма, где алтарная апсида и притвор имеют одинаковое объемное решение, не соответствовала канонической традиции православной церкви. Типично украинское ярусное построение проводилось в храмах с четырехлепестковым планом, где к центральному высокому объему примыкали низкие полукруглые «лепестки» боковых притворов и алтаря. Такова церковь Покрова в Филях, выполненная в стиле так называемого «нарышкин-ского» барокко.

В XVIII веке древнерусская храмостроительная система практически полностью прекратила свое существование, уступая место новому архитектурному прин-ципу, который определялся как принцип свободного формотворчества в условиях следования господствующему архитектурному стилю. Если прибывший из Италии в XV веке Аристотель Фьораванти сначала изучал сам русскую национальную владимиро-суздальскую архитектуру, прежде чем приступить к строительству Успенского собора в московском Кремле, то Доменико Трезини приехал в Петербург учить русских мастеров западным приемам архитектуры. Архитектура собора во имя апостолов Петра и Павла по своему характеру близка к лютеранским храмам с расположенной на переднем плане башней – колокольней, увенчанной высоким шпилем. Также композиция собора во имя Святой Троицы в петербургской Александро-Невской лавре в виде трехнефного здания базиликального типа, увенчанного огромным куполом на высоком барабане с дорическим портиком и двумя башнями-колокольнями на западном фасаде, типична для храмов Западной Европы того времени.

В начале ХІХ века, ознаменованном победой над французами в войне 1812 года, в храмовой архитектуре появляются черты, отражающие очищение общества от всех прежних противонациональных и противорелигиозных увлечений. А во второй половине 1900-х годов в храмовой архитектуре появляется «неорусское» направление, зодчие которого стремятся не к точным копиям исторических форм, а к свободной их интерпретации, однако зачастую достаточно утрированной.

 

Архитектор М. Ю. Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №22, 2009 г.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *