О замене лицензий гособразца на допуск от профсообщества

Статья посвящена реформированию Градостроительного кодекса и замене лицензий гособразца на допуск от профсообщества. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Долгое время основным документом, разрешающим строительную деятельность, была лицензия. Однако с 1 января 2009 года государство отменило эту систему в сферах строительства, инженерных разработок, архитектурного проектирования, капитального ремонта и реконструкции. Основанием служит Федеральный закон N 148 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс и другие законодательные акты" от 22 июля 2008 года.                                  

Федеральным законом предусматривается, что предоставление лицензий в названной области прекращается с 1 января 2009 г., при этом действие ранее выданных лицензий сохраняется до 1 января 2010г.

Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений к лицензируемой деятельности отнесены не только строительство и ремонт зданий и сооружений, но и выполнение функций заказчика-застройщика (каковым является церковная община, строящая храм).

Лицензирование строительной деятельности отменено с 1 июля 2008 г., однако ранее полученные лицензии продолжат действовать в течение срока лицензирования. Организации, у которых срок действия лицензии закончился до 1 июля 2008 г., вступят в саморегулируемую организацию СРО.

Регулирующие функции органов лицензирования будут переданы саморегулируемым организациям (СРО) в строительстве. Согласно Федеральному закону: «Саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства».

Основной смысл реформы в том, что государство больше не в состоянии на должном уровне контролировать деятельность строительных компаний, которых в стране порядка четверти миллиона. Переход на саморегулирование позволит изменить структуру строительного рынка, наполнить его ответственными, профессиональными фирмами, способными изнутри стандартизировать свою деятельность.

В российском законодательстве уже закреплены отдельные права и обязанности, но применительно к строительной отрасли вопросы саморегулирования в действующем законодательстве не отражены, понятие СРО в строительной отрасли не регламентируется. Законодательно прописаны только минимальные требования. Для создания саморегулируемой организации требуется собрать не менее 50 участников и, соответственно, обеспечить компенсационный фонд. Организовав СРО, крупные компании установят на рынке свои правила и нормативы для получения допусков. Для получения свидетельства от фирмы потребуется пакет документов, подтверждающих, что компания-кандидат технологически обеспечена, а мастера имеют достаточный опыт и квалификацию.

Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются:

1)    требование    о    наличии    работников    индивидуального    предпринимателя,    работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование  или  не  менее чем  пять работников  - среднее  профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников имеющих среднее профессиональное образование;

2)    требование   о   наличии   у   индивидуального   предпринимателя   высшего   или   среднего профессионального образования  соответствующего профиля для выполненния   определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства  и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации        работниками и индивидуальным предпринимателем.

Если компания   хочет   продолжить   заниматься   строительной   деятельностью, ей придется вступать в СРО.   Небольшие   фирмы   могут объединиться в одну организацию для вступления в СРО либо слиться с крупными компаниями, которые уже вступили в СРО или только находятся на стадии регистрации. Либо мелким компаниям придется уйти в узкую специализацию или исполнять функции субподрядчика (быть на подхвате у генподрядчика - члена СРО.

Согласно Федеральному закону N 148 от 22 июля 2008 г. "СРО устанавливает требование о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". Вместе с проверкой профпригодности на плечи СРО ляжет и ответственность за предприятия - члены союза. Таким образом, если вдруг строительная компания возведет некачественный объект, за все последствия отвечать будет СРО, т.е. выплачивать из общего компенсационного фонда материальный ущерб и проводить реконструкцию такого проекта за свой счет. Виновнику грозит исключение из СРО, а также штраф с передачей дела в Ростехнадзор.

Члены СРО должны будут получить всего один документ: свидетельство-допуск на выполнение определенных видов работ. Причем не на лимитированный срок, как это было с лицензиями, а на все время действия компании. Без допуска с 1 января 2010 года взять ответственность за работу над проектом в строительном бизнесе и выступить генподрядчиком или генпроектировщиком будет невозможно.

СРО будут устанавливать стандарты качества для всей отрасли, а их участникам доверят выполнять как индивидуальные предпринимательские проекты, так и национальные и региональные.

Подводя итог, следует сказать, что и раньше, церковные общины, являющиеся заказчиками-застройщиками, должны были иметь лицензию на выполнение этой функции. Как правило, не имея такой лицензии, община передавала полномочия на выполнение своей функции заказчика-застройщика проектировщику или подрядной организации, имеющим соответствующую лицензию. В новых условиях отмены лицензирования община также сможет за отдельную плату передавать выполнение своей функции заказчика-застройщика проектировщику или подрядной организации – членам СРО.

 

Архитектор Кеслер М.Ю.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *