Сохранение архитектурно-художественного достояния Церкви

Принятие Федераль-ного закона от 30 ноября 2010 г. No. 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», позволяющего религиозным организациям получать в пользование практически любые, сколь угодно древние и ценные храмы вместе с находящимися в них фресками, иконами и различными элементами убранства, стало вызовом для Церкви и общества. Удастся ли сохранить наследие, переходящее из рук государственных хранителей в руки новых пользователей?

Что является памятником культуры?

Многие из зданий и сооружений находятся в таком разрушенном состоянии, что их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того, чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо, чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких-либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

С сохранностью и доступностью музейного фонда сегодня большие проблемы. Отчуждать предметы религиозного назначения от храма далеко не всегда оправданно. В экспозиции находятся от 3 до 5 процентов музейных коллекций, всё остальное лежит в запасниках, доступ в которые весьма затруднен. Однако в Церкви хранение культурных ценностей налажено не лучше. Кражи икон из храмов перестали быть чем-то исключительным, реставрация ведется с серьезными ошибками и издержками, во многих епархиях нет никаких контролирующих реставрационную деятельность органов. Забота о сохранении культурного наследия до сих пор не осознана как задача всей Церкви.

На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. Сегодня в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006—2011 годы)» выделяется 1,2—1,4 млрд. рублей в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд рублей. Озвучив сумму в 100 млрд, при всех оговорках, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями». Патриарх считает, что если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх уже дал архиереям указание сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП–2007), включающий в себя рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

 

Защищать памятники от… реставраторов?

Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры). Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. «Защитить памятники России от… реставраторов» – такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам – культурное наследие страны находится под угрозой. Причина – в несовершенстве законодательства. Согласно 94-му федеральному закону, принятому в 2005-м году, должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка  уменьшают сроки работ, занижают цены.

Закон создавался для того, чтобы избежать коррупции в распределении госзаказов. Но на практике привел к появлению фирм-однодневок, которые заинтересованы не в сохранении памятников, а только в освоении бюджетов. Георгиевский Собор в Юрьев-Польском сейчас реставрируют профессионалы, но они пришли слишком поздно, когда предыдущие этапы реставрационных работ уже были проведены – неправильно или не были выполнены вовсе. Таких примеров – десятки.

Государственная система охраны объектов культурного наследия при всех своих достоинствах не вполне соответствует церковной специфике. Несмотря на зачастую подвижнический труд работников государственной системы,  реальные человеческие и материальные ресурсы самой этой системы далеко не соответствуют масштабам того, что по существующему законодательству подлежит охране. В связи с этим было бы целесообразно подумать о создании собственно церковной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви.

И хотя Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», не предусматривает передачу религиозным организациям музейных предметов церковного искусства, кроме случаев совмещения функций храма и музея, встает вопрос: кем эти предметы церковного искусства будут сохраняться? Где и какие будут нужны помещения для экспозиций и хранения? Какой режим охраны потребуется? Что такое изготовление капсул для хранения отдельных святынь? Как организовать мониторинг состояния икон? Кто, как и где будет вести реставрационные работы такого значительного объема?

Церкви нужна целая система, которую предстоит создать практически с нуля. Парадокс же заключается в том, что сегодня в Церкви нет даже соответствующего административного учреждения. Между тем, еще в 2006 году в ходе консультаций между Управлением делами Московской Патриархии и Росохранкультурой звучали предложения по созданию Синодального отдела, в котором два основных подразделения занимались бы движимым и недвижимым имуществом соответственно. Предполагалось, что такой синодальный отдел мог бы работать в тесном сотрудничестве с Росохранкультурой и его территориальными управлениями.

На встрече Святейшего Патриарха Кирилла с представителями музейного сообщества России 29 августа 2010 г. в Спасо-Андрониковом монастыре Святейший Патриарх отметил необходимость выработки механизмов взаимодействия религиозных организаций с музейным сообществом. «Мы с вами вступили в тот период, когда нужно сообща решать все эти вопросы - сохранения, использования, научной экспертизы, - сказал Святейший Патриарх Кирилл, особо отметив, что речь не идет о пересмотре имущественных прав. - Мы должны, ни в коем случае не разоряя музейные коллекции, не нанося никого ущерба нашим музеям, одновременно позаботиться о том, чтобы святыни стали доступны нашему верующему народу и чтобы они сохранялись достойно - как в храмах, так и в музеях. Очень надеюсь, что уважаемые представители музейного сообщества откликнутся на мое приглашение взаимодействовать с церковной комиссией (Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре)».

«Перед нами стоит одна цель – сохранить, преумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

 

Архитектор М. Ю. Кеслер.

Журнал «Церковный Строитель» №31, 2011 г.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *