Зачем Москве типовые модульные быстровозводимые храмы


 Зачем Москве типовые модульные быстровозводимые храмы

 

Вопрос о необходимости массового строительства в Москве православных храмов был поднят на Епархиальном собрании духовенства Москвы еще в декабре 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом. В докладе было сказано в частности следующее: «Московские власти, идя навстречу нашим просьбам, согласились выделить первые участки под строительство церквей, которые должны будут стать «храмами шаговой доступности». Предполагается, что эти здания будут возводиться по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций… В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства». Предстоятель подверг критике руководство тех столичных приходов, которые по своему виду не отличаются от бедных сельских храмов. Попробуем разобраться в затронутых Святейшим вопросах.

 

Сорок сороков

Какими же были московские храмы до их массового разрушения и сколько их было?

Со времени своего основания Москва, как практически все поселения православной Руси, имела своим средоточием храм. Первые церкви были деревянными, а в начале ХΙV в. в Кремле строится первый каменный храм. Храмы ставились при царском и боярских дворах, в каждой посадской слободе или по вкладам богатых людей.

С 1325 года Москва становится духовным центром Руси после того, как глава Русской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Руси Пётр перенёс свою кафедру из Владимира в Москву, предвидя её будущее возвышение. Ещё большую роль заняла Москва в православном мире после падения Византии в середине ХV века и с выдвижением идеи Москвы как третьего Рима – оплота Православия. Начиная с конца ХV столетия в Москве развёртывается бурное строительство храмов, особенно в Кремле. В ХVΙΙ веке в Москве, согласно переписи Патриаршего приказа значилось 248 церквей. В росписи московских церквей 1778 года всех освящённых престолов в храмах было 1006.

К началу ХХ века в Москве насчитывалось: 9 соборных храмов, 80 монастырских храмов, 258 приходских храмов, 122 домовые церкви и 78 значительных часовен.  Всего в Москве было 450 православных церковных зданий и домовых церквей с общим числом престолов свыше 1060. Что касается поговорки о «сорока сороках» московских храмов (что составило бы 1600 церквей), то это не преувеличение, а иносказание. Слово «сорок»  означало множество, а «сорок сороков» – великое множество. Кроме того, в Москве было заведено разделение церквей на отдельные районы, называвшиеся «сороками», то есть, говоря современным языком, благочиния.

Кроме церковных зданий, в Москве было множество строений, обеспечивающих деятельность приходских братств и попечительских обществ, образованных при семи десятках московских храмов. К началу ХХ века в церковных домах были 101 богадельня на 8–20 человек для престарелых прихожан и 9 учреждений для престарелых лиц духовного звания. При храмах действовали также около 100 церковно-приходских школ, в которых бесплатно получали образование дети прихожан.

К началу 1920 года у Церкви было конфисковано: 551 жилой дом, 100 торговых помещений, 52 школьных здания, 71 богадельня, 31 больница и 6 детских приютов. С 1917 по 1975 гг. в Москве было снесено 284 православные церкви и 63 часовни. До 1983 года в Москве богослужение совершалось лишь в 46 православных храмах.

 

А что сегодня?

В конце 80-х годов в связи с юбилейной датой 1000-летия Крещения Руси в Москве началось возвращение Церкви храмов и монастырей и возобновление строительства храмов. Сейчас в столице богослужения совершаются в 782 храмах и часовнях, насчитывается 213 воскресных школ, в стадии строительства  находится  90  храмов.

В настоящее время исторический центр Москвы имеет достаточное количество сооружений культового назначения, большинство из которых вновь стали действующими, а окраинные районы города, где проживает большинство москвичей, напротив, почти лишены их, и там необходимо строительство новых храмов. На территории исторического центра Москвы размещается 90 % действующих в городе православных церквей. В историческом пригороде, ныне районах массового жилищного строительства и расселения, размещается 10 % храмов.

В окраинных районах Москвы в середине 90-х гг. было намечено строительство более 70 новых православных  храмов. С этой целью с участием автора и районных архитекторов Москвы были обследованы возможные участки такого строительства, что легло в основу схемы их размещения, разработанной институтом Генерального плана г. Москвы.

Институтом Генерального плана г. Москвы при участии Архитектурно-художественного центра Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» были разработаны также «Основные направления развития культовых объектов», в числе которых:

- возвращение исторических храмов и других церковных объектов       конфессиональным владельцам;

- воссоздание исторических и градостроительно-ценных разрушенных храмов;

- увековечивание разрушенных храмов памятными знаками;

- реставрация исторических храмов;

- отвод участков для строительства новых храмов в периферийных районах города;

- строительство новых храмов в честь знаменательных событий Отечества.

Вновь возводимые храмы в своём большинстве должны иметь приходской характер и быть рассчитаными на 500–600 человек вместимости. При храме, как правило, должен возводиться комплекс сооружений просветительского, благотворительного и хозяйственного назначения, занимающий вместе с храмом в зависимости от градостроительной ситуации и примененной объёмной композиции территорию около 1 гектара. Также целесообразно построить новые храмы (при их отсутствии) на московских кладбищах.

Участки под строительство должны выделяться с учётом доступности от близлежащих жилых массивов и транспортных магистралей, а также значимости сооружения храма среди городской застройки.

Количество намечаемых к возведению культовых сооружений различных религиозных конфессий должно соответствовать пропорциональному соотношению верующих групп населения. В качестве расчетного количества жителей, изредка посещающих храмы, принимается 50% от общего числа этнически православного населения, а посещающих постоянно – 10 %.

При строительстве храма на месте утраченного при условии, что он не являлся выдающимся памятником зодчества, допустимо возведение нового храма, отвечающего современным требованиям.

Все новостроящиеся и воссоздаваемые в Москве культовые сооружения должны размещаться в соответствии со схемой размещения культовых сооружений, разработанной Институтом Генерального плана г. Москвы и утвержденной в установленном порядке.

Порядок оформления строительства культовых объектов в г. Москве регламентируется Распоряжением Мэра Москвы от 9 июня 1999 г. № 584-РМ. В нем  сказано, что «…принятие решений о предоставле­нии земельных участков под строительство новых куль­товых зданий и сооружений на территории г. Москвы от­носится к исключительной компетенции Правительства Москвы… Функции заказчика-за­стройщика во всех случаях возлагаются на религиозную организацию (объединение), обладающую правом юри­дического лица и обратившуюся в Правительство Москвы».

Возвратимся к обсуждаемому нами решению Градостроительного Совета. Согласно ему, в «спальных» районах Москвы предстоит построить ещё около 120 новых храмов, причём «по ускоренной схеме с использованием модульных конструкций». Дело это, безусловно, доброе, радующее любого верующего. Но возможно ли модульное строительство церквей в условиях Москвы при требовании воплотить «в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства»?

 

Массовое храмостроительства в Российской империи

Проблема массового строительства новых храмов не раз вставала в истории нашего Отечества. Так, в середине XIX века огромное значение для закрепления «русско-византийского» типа храма имело издание двух атласов образцовых проектов церквей (1839 и 1844 гг.). Второй атлас был издан с учётом пожеланий Святейшего Синода, которые сводились к требованию более простых и дешёвых в исполнении проектов. По «образцовым проектам» был сооружён целый ряд храмов, имевших между собой много общего во внешнем облике, с применением стандартных элементов и приёмов, заимствованных из исторических образцов русского зодчества. Ориентация на русско-византийский стиль вошла в нормы Строительного устава 1841 года: «При составлении проектов на построение, починку и распространение церквей должно быть соблюдаемо достоинство и приличие в архитектурном отношении, с сохранением предпочтительно древняго Византийского стиля». Строительный устав закреплял разрешающие функции, контроль строительства храмов в Петербурге и Москве за церковными властями и архитектором, при обязательном утверждении проекта Императором.

Для укрепления Православия в западных губерниях правительство России приступило к разработке программы массового строительства небольших деревянных приходских церквей. Крупные городские храмы сооружались по индивидуальным проектам, а для малых были разработаны серии образцовых проектов. В 1863 году вышло «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях», выполненное петербургским архитектором А.И. Резановым и виленским архитектором Н.М. Чагиным. В альбом вошли проекты более 50 каменных и деревянных храмов в романском, русско-византийском, русском и классицистическом стилях.

Другой причиной массового строительства храмов в 1840 – начале 1850-х годов была их нехватка на огромной территории Сибири. На основе предыдущего опыта были проведены обследования в каждой епархии: количество необходимых церковных зданий, места их оптимального размещения и размеры, очерёдность и сроки строительства. Была разработана специальная серия упрощённых проектов небольших, по преимуществу деревянных храмов.

Новый всплеск массового храмостроительства в Сибири и на Дальнем Востоке был связан с подготовкой к прокладке транссибирской магистрали (1890–1910 гг.) и переселенческого движения. При разработке генеральных планов на трассе железной дороги заранее отводились участки под церкви. Неотъемлемой частью государственной программы расселения, согласно специальному указанию Государя Николая ІІ, являлось строительство храмов совместно с приходскими школами.

В качестве пособия по проектированию храмов в 1898 году было выпущено «Руководство к устройству каменных и деревянных церквей с сообщением мер к более продолжительному, в прочном виде существованию церквей в Империи». Автор работы – саратовский инженер-архитектор А.М. Салько.

 

Какие церкви возводили в Первопрестольной

В Москве бурный рост храмостроительства, начавшийся ещё в конце ХΙХ века, продолжался вплоть до 1917 года. С 1890-х годов было построено около 100 новых храмов по индивидуальным проектам, выполненным выдающимися архитекторами, в том числе Щусевым, Шехтелем, Бондаренко и др. Заметим, что те наработки, которые были выполнены для вышеуказанных целей, в условиях Москвы не использовались. Москва издавна славилась своими церквами, большинство которых являются  поставленными под охрану как  памятники отечественной истории и культуры, в том числе мирового значения. Можем ли мы сегодня нарушать сложившееся отношение к храму как к величайшей святыне и превращать его во времянку, объект «соцкультбыта» шаговой доступности? Если же в условиях острой нехватки храмов всё же придётся решать задачу ускоренного строительства храмов, то какими средствами можно этого достичь?

 

Модульная система строительства храмов

Идея модульного быстровозводимого храма возникла ещё в начале 90-х годов, когда автор по указанию Хозяйственного Управления Московской Патриархии разрабатывал варианты сборных бревенчатых и крупнопанельных храмов для быстрого возведения их в труднодоступных областях Севера и Сибири. Тогда же была разработана схема компоновки храмов вместимостью от 100 до 700 человек из следующих блок-модулей: алтаря 6х3 м; средней части 6х6 м, 9х9 м, 12х12 м; трапезной части 6х3 м; притвора 6х3 м; паперти 3х3 м.  Однако тогда реализовать эту идею не удалось из-за отсутствия централизованного финансирования.

Думается, что современная идея использования модульных конструкций в массовом строительстве храмов для Москвы восходит к проекту Российского Клуба Православных Меценатов. Проект предполагает постройку в России такого же количества храмов на душу населения, какое было во времена Российской империи. Согласно ему на каждую тысячу православных верующих должен приходиться один храм. Подсчитано, что бюджетная стоимость церкви с полной комплектацией, в том числе с иконостасом, должна быть около 2,5 миллиона рублей.

Проект предлагает два варианта обыденных (строящихся за один день) храмов. Большой – высотой 15 м и площадью 80 кв. м сможет вместить до 150 прихожан. Малый – на 3 м ниже и имеет площадь всего 49 кв.м. Для этих зданий потребуется очень небольшое место внутри микрорайона. Если со временем верующие решат возвести каменную церковь, то согласно указанному проекту, этот храм можно будет переместить в другое место, и тогда в районе будет уже две церкви.

Конструкция обыденного храма собирается на предварительно установленных бетонных блоках без фундамента. Это, по сути, большой конструктор. Пронумерованные деревянные брусья, пропитанные растворами, предохраняющими от гниения и пожаров,  скрепляются винтами, а пазы между ними заливаются строительной пеной. Далее храм покрывается кровлей, устанавливаются современные стеклопакеты, возводится иконостас.

Первый практический опыт возведения подобных обыденных церквей показал, что за один день можно только вчерне собрать небольшой деревянный храм из заранее изготовленных в промышленных условиях деталей, в том числе – брусьев, готовых элементов кровельного покрытия, главки, иконостаса и т.д. Отметим, что деревянный храм из цилиндрованных брёвен или бруса должен сначала пройти период осадки, составляющей 15–20 см. Поэтому полное обустройство действующего храма потребует гораздо большего времени. Кроме того, собранный обычным образом деревянный храм конструктивно не приспособлен для перемещения. Таким образом, для решения задачи строительства значительного числа новых храмов в Москве вместимостью около 500 человек нужен иной подход.

Мастерской № 5 МНИИТЭП разработано несколько вариантов быстровозводимых модульных храмов: вместимостью 300 и 500 человек, с подвалом и без подвала, с отдельно стоящей звонницей и звонницей над притвором. Отличие вариантов храма по вместимости состоит в том, что храм на 500 человек выполнен с пристроенным притвором, сблокированным с лестницей на хоры и иконной лавкой, а в храме на 300 человек притвор, лестница и церковная лавка расположены в общем объёме храма под хорами. В подвале размещаются крестильня, ризница, ряд административных и технических помещений. В составе проекта разработана схема генплана участка храмового комплекса, в который входит храм на 300 (500) человек, церковно-причтовый дом и хозяйственный блок. Здание храма с внутренним размером четверика 15.7х15.7 м и сеткой колонн 4.2+6.9+4.2 м выполнено в сборном железобетонном каркасе на железобетонных фундаментах стаканного типа. На четырёх центральных колоннах сечением 400х400 мм устанавливается основание купола в виде кольца из сборных железобетонных конструкций, а колонны по периметру храма объединяются железобетонными ригелями. На ригели и нижний контур кольца укладываются плоские железобетонные плиты. Купол и барабан главы выполняются из металлоконструкций с утеплителем и двухсторонней облицовкой.  Фасады формируются навесными трёхслойными панелями толщиной 340 мм, которые затем облицовываются тонкостенными панелями из стеклофибробетона с ложными закомарами над плоским потолком храма и накладками отдельных элементов из литого «Архбетона». Для придания интерьеру храма с плоским потолком подобия церковного интерьера с традиционно округлыми формами арок, сводов и парусов, применён приём округления его граней подвесными потолками. Плиты перекрытия между Ι этажом и подвалом – сборные, железобетонные. Стены подвала монолитные, с утеплением и гидроизоляцией. Для монтажа конструкций колонн, собираемых на стройплощадке из отдельных элементов, требуется специальная оснастка.

ГУП Моспроект-3 разработал три типа храмов, отличающихся в основном типом покрытия с модификациями по вместимости на 300 и 500 человек и по наличию подклета (всего 8 вариантов). Здание храма выполнено в сборном металлокаркасе (четверик и купольное четырёхгранное покрытие) с опорным кольцом под сборную главу. Фасады формируются навесными панелями и накладками отдельных объёмных элементов карниза, портала и др. В составе проекта разработана схема генплана участка храмового комплекса, в который входит храм на 300 (500) прихожан, церковно-причтовый дом и хозяйственный блок.

Разработанные двумя проектными организациями схемы генеральных планов при конкретной привязке к будущим выделенным участкам наверняка претерпят существеннейшие изменения. Конкретная градостроительная ситуация потребует также корректировки архитектурного облика храма, что в условиях использования типовых строительных элементов является весьма проблематичным.

Таким образом, предлагаемые проектные предложения храмов, выполняемых из собираемых поэлементно конструкций каркаса в сочетании с тонкими трёхслойными панелями наружных стен и монолитным подвалом весьма далеки от задачи быстровозводимости и тем более не соответствуют задаче воплощения «высоких идеалов русского церковного искусства». Предлагаемые решения не дают существенного эффекта быстровозводимости при значительном ухудшении архитектурно-художественных качеств зданий храмов и снижении класса их долговечности.

В результате следует констатировать, что проектировщикам не удалось полноценно решить поставленную задачу, в том числе и потому, что сама задача, очевидно, не была сформулирована достаточно ясно.

 

Решение проблемы

Предлагается:

Ι. Скорректировать задание по проектированию быстровозводимых храмов для г. Москвы. Отказаться от использования нетрадиционных и недолговечных строительных материалов.

2. На выделяемых Правительством Москвы участках осуществлять проектирование по индивидуальным заданиям с учётом конкретных градостроительных условий и с использованием традиционных строительных материалов, что при небольших объёмах храмов практически не приведёт к увеличению сроков строительства по сравнению с предлагаемыми решениями. В современной практике давно уже используется метод сборки конструкций покрытия параллельно с кладкой кирпичных стен и их последующего монтажа краном на проектную отметку.

3. Может быть предложен вариант внутренних монолитных стен по инвентарной опалубке, не требующих последующей многодельной отделки внутренних поверхностей под роспись. Параллельно с внутренними работами в готовой монолитной «коробке» может осуществляться наружная кирпичная кладка, обеспечивающая требуемую теплозащиту здания и пластику наружных поверхностей.

4. Разработать несколько вариантов «образцовых» проектов, обеспечивающих условия оптимальности объёмно-планировочных решений, экономичности, быстровозводимости, долговечности и архитектурной значимости с учётом храмостроительных традиций г. Москвы. Использовать эти проекты как эталонные для сравнения с показателями индивидуальных проектов.

5. Осуществлять проектирование каждого конкретного храма на конкурсной основе с привлечением опытных архитекторов-храмостроителей  во избежание серьёзных ошибок проектировщиков, не знакомых с «высокими идеалами русского церковного искусства». Для ускорения сроков проектирования возможна привязка повторно применяемых проектов, в том числе из альбома каталожных листов, выпущенного автором в издательстве ФГУП ЦПП в 2004 г.

6. Предлагаемые проектные решения рассматривать на Градостроительном Совете Москвы с привлечением специалистов по храмовой архитектуре после рассмотрения и одобрения проектов Искусствоведческой комиссией Московской Епархии.

 

Михаил Юрьевич Кеслер, архитектор.

Журнал «Церковный строитель» №27, 2010-2011 г.

Архитектор Кеслер

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *