Роль Русской Православной Церкви в деле возрождения малых городов и сельских поселений России

На вопросы развития малых городов и исторических поселений неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Данная тема рассматривались на встрече Президента Российской Федерации с участниками Форума малых городов и исторических поселений 17 января 2018 года в городе Коломне.

По итогам указанных мероприятий Президентом Российской Федерации даны поручения о выработке правовых, организационных и финансовых механизмов для поддержки развития исторических поселений и малых городов.

 

 

 Важными проблемами, стоящими перед малыми городами, являются: узость приложения сферы труда, проблемы формирования современной инфраструктуры и повышения качества жизни населения, проблемы миграции населения, изношенность городской инфраструктуры и ее неадаптивность под современные реалии, трудности в решении задач благоустройства городов и недостаток материальных и финансовых ресурсов, проблемы воспитания, образования и трудоустройства молодежи.

 Некоторые малые города, перестав развиваться и находясь в состоянии глубокой депрессии, не имеют шансов на дальнейшее активное развитие и процветание, так как выход возможен лишь при активном содействии государства и Церкви.

Средствами сохранении и развитии малого города может стать вовлечённость жителей в разные формы бизнеса, самостоятельной культурной и творческой деятельности. Формой включения в активную жизнь малых городов могут быть туризм, рекреационная деятельность, фермерство. В этом направлении может помочь и Русская Православная Церковь.

 Роль РПЦ в развитии малых городов и сельских поселений России

  1. Монастыри и монастырские подворья

На территориях, занимаемых малыми городами и сельскими поселениями, располагается множество монастырей и их подворий, обладающих значительным потенциалом в деле возрождения малых городов и сельских поселений, в т.ч.:

- Оказание духовной поддержки как жителям близлежащих территорий, так и мегаполисов.

- Наличие в составе монашествующих высокообразованных людей, способных к просветительской и педагогической деятельности, в т.ч. в создаваемых в малых городах центрах духовно-нравственной культуры (ЦДНК).

В состав ЦДНК могут входить следующие группы помещений: культурно-просветительские (киноконцертный зал, библиотека, лектории, курсы, клубы по интересам, художественно-музыкальные студии), спортивные, трудовые мастерские, и т.д.

Строительство новых зданий или приспособление существующих для центров духовно-нравственной культуры – дело администрации малого города. А вот в педагогической деятельности могли бы участвовать насельники монастырей.

- Вокруг монастырской общины как правило образуется группа трудников, способных с высокоорганизованному и высокопрозводительному труду, в т.ч. на сельскохозяйственном поприще. Это может служить хорошим примером для организации труда на местных предприятиях;

Можно привести такой пример. Сельскохозяйственный кооператив «Восход» (бывший колхоз с тем же названием) в Михайловском районе Рязанской области к 2001 году пришел в полный упадок. В 5 км от «Восхода» располагался скит московского Сретенского монастыря. Руководство и работники кооператива с отчаяния обратились к наместнику архимандриту Тихону с просьбой взять хозяйство под свою опеку и избрали его председателем хозяйства, переименовав его в кооператив «Воскресение». За 2 года жизнь изменилась до неузнаваемости. Был обновлен парк сельхозтехники, закуплены необходимые расходные материалы, капитально отремонтированы строения и дороги. Началась нормальная работа: поголовье скота стало увеличиваться, поля стали засевать и собирать урожаи зерновых. Наконец-то начали создаваться семьи и появились дети. Группу молодежи кооператив направил на учебу в сельскохозяйственную академию.

- Многие монастыри возрождены на основе древних обителей, сохранивших памятники истории и культуры, представляющие интерес для паломников и туристов со всей России. При наличии в монастырях паломнических центров с гостиницей и отдельной кафе-трапезной с не обязательно постными блюдами для паломников, приток туристов поможет активизировать жизнь в малых городах и сельских поселениях, где расположены монастыри.

  1. Храмы

В храмах происходит духовное окормление людей, что может изменить в лучшую сторону настроение жителей малых городов и сельских поселений, дать стимул к более активной жизненной позиции.

Церкви, которые строятся в наше время, в подавляющем большинстве являются объектами социального притяжения, а на территории новопостроенных храмов обычно действуют различные образовательные программы, направленные на помощь нуждающимся людям, проводятся различные мероприятия. По большому счету храм в современных условиях – объект социальной инфраструктуры.

Проблема состоит в отсутствии достаточного количества храмов и финансовая несостоятельность РПЦ в их строительстве. В потенциале РПЦ имеется накопленный опыт проектирования и база проектов недорогих в строительстве храмов. Нужна государственная поддержка в выделении земли под строительство, обеспечении храмов инженерными коммуникациями.

В Определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», принятом 4 февраля 2011 года в п. 19 сказано:  «Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждом населенном пункте стран, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви, при наличии православных жителей, было открыто не менее одного храма, часовни или молитвенного помещения….. существенный рост объема храмоздания предполагает переориентировку на приоритетное строительство быстровозводимых и недорогостоящих зданий».

В этом году появилось сообщение о том, что производственным предприятием «Софрино» налажен выпуск быстровозводимых малых храмов стоимостью 2.5-4 миллиона рублей, предназначенных для сельских поселений.

Предлагается:

-    Епархиальным архитекторам выявить, для каких населенных пунктов в епархиях следует построить храм, часовню и какой вместимости.

-    Разработать линейку проектов быстровозводимых храмов (часовен) каркасно-панельной конструкции (проекты может сделать под свою технологию организация, производящая здания каркасно-панельной конструкции).

-    Наладить производство комплектов строительных изделий для комплектации деревянных быстровозводимых зданий по каркасно-панельной технологии, которая позволяет не только максимально быстро и недорого построить здание, но и сразу его эксплуатировать, не дожидаясь усадки бревен.

-    Проработать инвестиционный процесс выделения участков и финансирования строительства малобюджетных быстровозводимых храмов и часовен с передачей их впоследствии на баланс приходов.

  1. Вовлечение населения малых городов и сельских поселений в «Общее дело» восстановления порушенных святынь – храмов, часовен, монастырей, святых источников и т.д, стимулирующее народную инициативу и развивающее причастность к своему историческому прошлому.

В России сегодня 3245 аварийных и руинированных храмов. Таковы данные реестра, составленном Патриаршим советом по культуре (ПСК) на основании информации, полученной из 110 епархий. Об этом на совещании епархиальных древлехранителей и представителей епархиальных отделов культуры, состоявшемся на XXVIII Рождественских чтениях сообщила руководитель отдела культурного наследия ПСК Светлана Анохина.

Светлана Анохина указала и на такую закономерность: если в законсервированном храме не проводятся богослужения, хотя бы несколько раз в год, он все равно разрушается через 3-5 лет.

Очевидная вещь: чтобы храм не погиб, нужно сформировать в нем общину. Но как это сделать, если в округе никто не живет? Свое решение предложил руководитель проекта «Общее дело» священник Алексий Яковлев. С этого года, начиная с Рождества «Общее дело» совместно с Комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете Москвы запустило два проекта: «Рождество в каждом храме» и «Пасха в каждом храме». Суть их в том, чтобы собрать и объединить желающих помолиться на Рождество или на Пасху в полуразрушенном храме, где богослужений не было уже очень давно. Для этого вам могут бесплатно прислать свечи, иконы, необходимые молитвы, методичку как организовать богослужение мирским чином, а в случае Пасхи — как организовать крестный ход.

Московская епархия с 2014 года взяла курс на восстановление порушенных святынь Подмосковья. Выявлено 182 храма, нуждающихся в восстановлении и сегодня уже отреставрировано 53 храма.

Есть примеры воссоздания отдельных порушенных храмов силами либо прихода, либо частных лиц. Так, например, Свято-Никольский храм села Стригай реставрируется силами прихода храма во имя святого пророка Божия Илии в Саратове. Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Ошеть Кировского района восстанавливается по инициативе жителя села Леонида Зворыгина и его товарищей.

Таким образом, роль Русской Православной Церкви в деле возрождения малых городов и сельских поселений России может быть весьма существенной.