В дискуссии участвовали:
Бычков С.С. – российский писатель, публицист, доктор исторических наук.
Кеслер М.Ю. – архитектор, член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
Анисимов А.А. – архитектор, председатель Гильдии храмоздателей.
…… - архитектор.
Тематика дискуссии заключалась в вопросе соответствия множества строящихся храмов и разрушающихся в глубинке храмов и монастырей. Что важнее, строить новые или восстанавливать исторические святыни?
От Бычкова звучали вполне либеральные тезисы, что Россия взяла курс на православие и чиновники показывают через строительство новых храмов свою принадлежность к этому «бренду». Что построенные храмы пустуют, а находящиеся в глубинке памятники архитектуры разрушаются. Что архитектура новых храмов соответствует безвкусию спонсоров, отсутствуют творчество и новации в архитектуре новых храмов.
Молодой архитектор, который позиционировал себя как гражданин, имеющий взгляд на проблему со стороны, имел аналогичную позицию, недоумевая, почему нужно строить такое количество храмов при нехватке больниц и других социальных объектов.
Мы с Анисимовым доказывали, что происходит не только строительство востребованных новых храмов, но достаточно активная реставрация и воссоздание порушенных святынь. Может быть не такими темпами, как хотелось бы, но это вопрос финансирования и организации процесса.
На вопрос ведущего программу Ю. Алексеева, согласен ли я с высказыванием Бычкова о наличии в государстве идеологии Православия, я ответил, что нет. Как раз в том то и беда, что никакой идеологии у государства нет, поэтому каждый решает вопрос своего участия или неучастия в процессе как строительства новых храмов, так и реставрации разрушенных, по своему умонастроению. Вот, если бы была идеология, наподобие дореволюционной «Православие, Самодержавие и Народность», только переиначенная в духе «Традиции и патриотизм», то стало бы совершенно естественным усилия всех заинтересованных людей на восстановление порушенных святынь и строительство новых храмов в соответствии с православной традицией государства.
Вновь построенные храмы не пустуют, а сразу заполняются местными жителями. Проблема не в этом, а в том, что храмы строятся в городах, а в глубинке, в деревнях и малых поселениях храмы отсутствуют и поселения постепенно умирают. Патриарх еще в 2011 году заявил на Архиерейском соборе, что в любом населенном пункте, где проживает православное население, должен быть построен храм, часовня или организовано молитвенное помещение, где люди могли бы собраться на молитву и куда смог бы приехать священник из близлежащего прихода. И только в этом году появилось сообщение о том, что производственным предприятием «Софрино» налажен выпуск быстровозводимых малых храмов стоимостью 2.5-4 миллиона рублей, предназначенных для сельских поселений.
На тезис о том, что вместо массового строительства храмов следовало бы больше строитель больниц и других социальных объектов, можно ответить таким образом. Если в больницах лечат тленное тело, то храм тоже именуется лечебницей, но бессмертной души, поврежденной грехом. Поэтому храм может рассматриваться как наиважнейший социальный объект и строиться храм должен в каждом микрорайоне наподобие поликлиники.
В России сегодня 3245 аварийных и руинированных храмов. Таковы данные реестра, составленном Патриаршим советом по культуре (ПСК) на основании информации, полученной из 110 епархий.
Реставрируются храмы сегодня по нескольким каналам: государственном, церковном и по частной инициативе. Министерство культуры уже много лет финансирует реставрацию храмов, являющихся памятниками истории и культуры. Московская епархия с 2014 года взяла курс на восстановление порушенных святынь Подмосковья. Выявлено 182 храма, нуждающихся в восстановлении и сегодня уже отреставрировано 53 храма. К началу реставрации здание храма Рождества Богородицы в селе Якоть Дмитровского района МО находилось в аварийном состоянии. Кровля отсутствовала, своды здания обрушены полностью, кроме алтарной апсиды. Стены выветрены и имели трещины. Значительная часть конструктивных и декоративных элементов была утрачена.
Из частных инициатив можно назвать общественное движение, названное «Общее дело», ставящее своей целью консервацию разрушающихся деревянных храмов Русского Севера. Благотворительный фонд поддержки возрождения Русской церковной архитектуры «Иннотех XXI» был создан для применения новейших инновационных технологий в целях сохранения и возрождения памятников культуры и объектов Русской церковной архитектуры. Одними из основных задач Фонда являются создание общероссийского электронного Реестра, содержащего визуальные цифровые образы объектов РПЦ на всей ее канонической территории, проведение на его основе необходимых ремонтно-реставрационных работ.
Есть примеры воссоздания отдельных порушенных храмов силами либо прихода, либо частных лиц. Так, например, Свято-Никольский храм села Стригай реставрируется силами прихода храма во имя святого пророка Божия Илии в Саратове. Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Ошеть Кировского района восстанавливается по инициативе жителя села Леонида Зворыгина и его товарищей.
Из сказанного видно, что никакой дилеммы строить новые или восстанавливать старые храмы нет, делается и то, и другое.