Архитектурное решение современного православного храма, отвечающее критериям оценки качества

 

 

Проектируя современный православный храм, следует ориентироваться на предложенные автором принципы архитектурной композиции храма и критерии оценки качества архитектурного решения. Вот они:

1     Учет современных условий церковной жизни в объемно-планировочном решении храма, соблюдение норм и правил, экономичность ОПР.

2     Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся (в т.ч. детей) и эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы.

3     Выбор конструктивного решения, обеспечивающего поставленную задачу организации внутреннего пространства храма, экономичности возведения и эксплуатации, а также долговечность здания при видимости вложенного труда и применении натуральных материалов.

4     Символическая наполненность устройства, форм и деталей храма в соответствии с богословием и богослужением. Организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме.

5     Композиционные достоинства объемно-планировочного решения. В том числе:

- отражение в объемной композиции и внешнем облике храма особенностей его функции и размещения в окружающей среде;

- соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству;

- размещение светопроемов в стенах, обеспечивающее размещение монументальных росписей и икон в нижней зоне храма;

- иерархичность в сочетании объемов и размещении декоративного убранства (нарастание насыщенности декора по высоте);

- симметрия в главном и ассиметрия в деталях, создающая живую архитектуру, подобие Природы;

- пропорциональность целого и частей;

- осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;

- простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей и т.д.

6     Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего. Использование лучших материалов, вложение большого труда.

7     Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции.

8     Наличие развития, обновления языка архитектуры, смелости нововведений при сохранении основных характеристик православного храма.

Ориентируясь на эти характеристики, попробуем начать проектирование храма на примере наиболее востребованного типа приходского храма вместимостью 500 человек.

 Конечно, на практике в каждом конкретном случае огромное значение будут иметь такие факторы, как конфигурация и рельеф участка, наличие на нем подземных коммуникаций, строений и зеленых насаждений, места для размещения приходского дома, ориентация по странам света по отношению к входной зоне, градостроительные и климатические условия размещение участка, соседство с иными сооружениями и т.д.

Пока абстрагируемся от этих факторов и будем проектировать только храм на 500 человек, считая, что основные вспомогательные помещения будут размещены в приходском доме.

Начинаем с расчета потребной общей площади. При вместимости 500 человек, это будет (при расчетном показателе 3 человека на 1 кв.м.) и коэффициенте 2 отношения общей площади к площади для молящихся 500:3х2=333 кв.м. Это м.б. квадрат ориентировочно 18х18 м. (рис.1).

 Для обеспечения условий пп.1,2 создаем объемно-планировочную структуру храма с центральным кубическим объемом, окруженным невысоким гульбищем. Получаем центральный объем с габаритами 10х10х10(Н) м и гульбищем вокруг шириной и высотой 4 м. (рис.2).

Далее трансформируем эту структуру в крестообразную, оставляя с востока от центрального объема ячейку алтаря с габаритами 10х4х8(Н) м, а угловые восточные ячейки выносим к западу в пристройку звонницы над притвором с габаритами 4х10х8(Н)м. (рис.3).

Сформировав таким образом структуру храма, можно приступать к детализации его объемно-пространственного решения.

Во-первых, установим толщины стен и других конструктивных элементов здания, с учетом условий п.3 критериев оценки (экономичность возведения и эксплуатации, а также долговечность здания). Для стен используем кладку из многощелевого керамического кирпича с наружным слоем из красного полнотелого кирпича. Для условий московского региона толщина стены составит 640 мм. Внутренний каркас для монолитного перекрытия выполняем также монолитным, что обеспечит возможность организации пространства центрального объема с пролетом 10 м. без внутренних опор. Для покрытия используем систему из четырех перекрещивающихся бетонных арок, опирающихся на бетонный каркас с шагом 3+4+3 м., на пересечении которых устраивается световой барабан с купольным покрытием, а остальные ячейки перекрываем бетонными сводами с переменной кривизной, что обеспечит хорошее рассеивание звука хора и возгласов сваященнослужителей. Алтарная апсида покрывается монолитной конхой. Над притвором на отм. 4 м. устраиваем монолитное перекрытие. Гульбище вокруг центрального объема перекрываем скатной (или плоской) кровлей с внутренним сводчатым монолитным покрытием.

Уточняем планировочное решение, выделяя необходимые вспомогательные помещения, кроме основных (притвор-храм-алтарь). В западной пристройке слева выделяем место для лестницы, ведущей на хоры и звонницу, и гардероб верхней одежды. Наружный вход отделяем от притвора тамбуром. В невысоком гульбище, окружающем центральный объем храма, выделяем в восточной части вспомогательное помещение и ризницу, а в углах западной части – комнату матери и ребенка и свечную лавку. На втором этаже притвора, кроме лестничного марша, размещается звонница, кладовая, церковный хор и антресоль, где дети могут сверху наблюдать за службой, не мешая взрослым молящимся. Гульбище также может быть местом, где дети могут вести себя более свободно, не мешая прихожанам, находящимся в центральной части храма. На потолке над церковным хором устраиваем звукоотражающий экран, направляющий звук в храм (рис.4, 5).   

Таким образом, выполняем условие п.2 (Функциональность архитектурно-строительного решения: удобство пребывания молящихся (в т.ч. детей) и эксплуатации, акустические свойства храма и звонницы).

 На рис 6 представлен вариант объемно-планировочного решения с использованием в цокольном этаже под гульбищем храма вспомогательных помещений, например, воскресной школы. Это может быть экономически выгодным, так как котлован под фундаменты все равно надо рыть, а дополнительные помещения в приходской жизни храма всегда востребованы.

 На рис. 5 и 7 представлен схематично выполненный вариант западного и северного фасадов здания храма. Перед нами центральный объем храма кубической формы, фасады которого разделены пилястрами, расположенными в соответствии с расположением каркаса, на три прясла, завершенными тремя полукружиями закомар. В верхней части прясла стены прорезаны узкими окнами с арочными завершениями. Барабан главы прорезан узкими окнами вытянутой формы. Таким образом, свет в центральную часть храма поступает исключительно из верхней зоны. Под шлемовидной главой размещен декоративный пояс. Западный фасад формируется плавными очертаниями кровель гульбища и звонницы, а также спокойным ритмом оконных проемов, аналогичных тем, которые размещены в верхней зона в пряслах центрального четверика. Симметричный абрис здания храма создает впечатление движения масс вверх, к наивысшей, центральной точке Креста.

Таким образом, это решение соответствует условию 4 (Символическая наполненность устройства, форм и деталей храма, организация системы освещения в соответствии с символикой света в храме).

и условию 5 (Композиционные достоинства объемно-планировочного решения:

- отражение в объемной композиции и внешнем облике храма особенностей его функции;

- соответствие внешнего облика храма его внутреннему устройству;

- размещение светопроемов в стенах, обеспечивающее размещение монументальных росписей и икон в нижней зоне храма;

- иерархичность в сочетании объемов и размещении декоративного убранства (нарастание насыщенности декора по высоте);

- симметрия в главном и ассиметрия в деталях;

- пропорциональность целого и частей;

- осевая композиция: запад–восток и вертикаль в центре, устремленность всего объема вверх;

- простота основной формы и декоративные детали, контраст света и тени, ритм повторяющихся деталей).

Как может быть выполнено условие 6 (Использование средств художественной выразительности для выражения величия и красоты храма Божьего. Использование лучших материалов, вложение большого труда) показать на схематично выполненном проекте сложно. Можно только объяснить, что предполагается использовать такие средства художественной выразительности, как внутренняя роспись стен и потолков, использование мозаичных икон в наружном убранстве храма, в т.ч. на апсиде, декоративное оформление оконных наличников и дверных порталов резным камнем и т.д.

Условие 7 (Принадлежность архитектурного решения национальному стилю, общепринятой школе православного храмоздательства, традиционным типам и приемам архитектурной композиции) в предложенном архитектурном решении также соблюдено. Композиционная схема с центральным кубическим объемом и обходной галереей-гульбищем всегда было востребована в истории русского храмоздательства, наряду с традиционными приемами и деталями внешнего убранства храма: закомарное покрытие, шлемовидная глава, арочные завершения проемов и т.д. Несмотря на использование традиционных приемов архитектурной композиции и деталей, храм не выглядит копией какого-либо исторического стиля, а воплощает собирательный образ православного храма.

На рис. 8 представлен вариант решения внешнего облика этого храма, в наибольшей степени отвечающий условию 8 (Наличие развития, обновления языка архитектуры, смелости нововведений при сохранении основных характеристик православного храма). Это выражается в плоских кровлях, вытянутой форме оконных проемов, начинающихся прямо от кровли, в решении оконных проемов светового барабана главы, лаконизме форм и деталей. Тем не менее, основные характеристики архитектурного решения храма остаются сохраненными.

Вариантов архитектурных решений может быть множество: объемно-планировочных, конструктивных, архитектурно-художественных, но в любом варианте ориентация на предложенные критерии качества помогут избежать ошибок.