Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.
Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой.
Существует несколько способов золочения.
Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина – чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии – купол Исаакиевского собора. При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.
Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата – равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно.
Покрытие сусальным золотом – главный метод золочения куполов на сегодня. Сусальное золото – это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х
Производится сусальное золото нескольких цветов, зависящих от того, какие добавки делаются к чистому золоту. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов драгоценного металла, тем менее чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 карата (это значит, что в сплаве содержится 23,75 части золота и 0,25 части добавок).
Технология золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:
– подготовка поверхности под золочение;
– подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;
– золочение.
Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН54, лак ЯН153 или ГФ166. Грунт наносится три раза. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.
Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА594 (мордан) и оставляют на просушку, которая длится 6, 12 или 24 часа, в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять, готова ли поверхность для золочения, можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко притронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака – он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому – прикрепится слабо или вообще не прикрепится.
Процесс золочения выглядит так: позолотчик специальной кистью за счет естественного электрического заряда подцепляет предварительно раскроенный кусок золота, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем он приклеивается к поверхности. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА594 должен окрепнуть в течение 20–25 суток. Затем поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.
Купола золотят в шатрах – то есть лесах, обтянутых полиэтиленом, которые защищают от пыли, основного врага позолотчика. После того как выполнено золочение, купол должен хотя бы пару месяцев постоять под шатром, чтобы сродниться с климатом. Конструкция лесов должна обеспечивать доступ к каждому участку поверхности двух специалистовпозолотчиков. Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола. Высота яруса не менее 100 и не более
При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1–3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов.
При реставрации золоченых куполов поверхность вначале расчищают, причем работают в респираторах, так как раньше при подготовке к золочению использовали свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие – свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают поверхность. Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, накладывается второй тонкий слой свинцового сурика, выполняется промывка, наносится слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки и два слоя лака. Потом купол натирают морданом, на него накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.
В отличие от нитрида титана, золото является пластичным материалом. Оно исключает появление микротрещин при перепаде температур и морозах. Химическая нейтральность золота не допускает адсорбции веществ из окружающей среды. В совокупности с антистатическими свойствами любые осадки не оставляют загрязнений, а делают поверхность более чистой и блестящей.
Покрытие куполов золотой смальтой. Покрытие куполов золотой смальтой применялось в Византии и затем на долгие годы прекратилось ввиду дороговизны материала. В настоящее время этот способ покрытия глав храмов возрождается, как и мозаичное искусство декорации храма в целом. Примером могут служить храм в Опалихе и собор в Зачатьевском монастыре Москвы, где кусочки смальты приклеивались к бетонному основанию глав.
Михаил Кеслер.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 44,
Архитектор Кеслер М.Ю.