Конкурс «Современное архитектурное решение образа храма»

Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России» и некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России» объявили о проведении открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма». Чего можно ожидать от этого конкурса? С этим вопросом мы обратились к архитектору Михаилу Юрьевичу Кеслеру. Подготовлено ortox.ru

– Михаил Юрьевич, Вы были в составе разработчиков условий конкурса. Как возникла идея его проведения?

– Инициатором проведения конкурса является народный архитектор РФ Владилен Дмитриевич Красильников. Под его началом в 2012 году в Союзе архитекторов России был проведен смотр работ архитекторов­храмоздателей. Этот смотр показал, что в области храмовой архитектуры существуют проблемы творческого характера. Поэтому и было принято решение о проведении конкурса на современное архитектурное решение образа православного храма. В конкурсной документации во вводной информации сказано, что поводом для его проведения послужили «определенного вида ошибки при желании создать яркий архитектурный образ»; а также тот факт, что «храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение, не отражая никаких черт сегодняшнего дня. Архитекторы чаше всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства, без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий».

 

– Каковы цели конкурса?

– Привлечь профессиональные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, к созданию архитектурных решений, обладающих интересной композиционно­художественной выразительностью, с соблюдением необходимых религиозных требований, отражающих непреходящую красоту Бога и Его Небесного Царства. Позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России. Следует подчеркнуть, что конкурс не преследует цели поиска модернистских решений образа православного храма. Организаторы конкурса надеются получить проекты, выполненные в русле канонической традиции, воспринимаемой актуально для современников, без уклонения в голый историзм и театрализованно­фольклорные мотивы, далекие от живого внутреннего содержания храма.

 

– Могут ли в храмовой архитектуре сосуществовать течения традиции и новаторства?

– Наиболее целесообразными представляются такие творческие подходы к современному храмосозиданию, при которых отбрасывается и не имеющее ничего общего с архитектурным творчеством формальное копирование, и эклектичное комбинирование исторических стилей, отдельных памятников и их элементов. При этом исключительно важной остается сознательная ориентация на лучшие традиции прошлого, сутью которых всегда была глубинная связь храмовой архитектуры с православной догматикой и богослужением.

 

– Можно ли сказать, что современность способна найти образ храма, более подходящий для Церкви в наши дни, нежели рожденные предшествующими эпохами?

– Говорить о том, что исторически происходило поступательное движение в поиске образа храма, соответствующего духу времени, а сегодня мы­де цепляемся за прошлое по своей творческой беспомощности, тогда как надо искать что­то новое, – неправильно, и вот почему. Все изменения архитектурных стилей за тысячелетнее развитие русской церковной архитектуры происходили в едином духовном пространстве православной страны и не были кардинальными по сути. Они относились главным образом к типу покрытия и элементам внешнего декора, которые и определяли понятие архитектурного стиля. Поэтому все храмы, выполненные в тех или иных архитектурных стилях, принимались соборным разумом Церкви как соответствующие церковному канону, продолжающие каноническую традицию предыдущих эпох.

 

– Но сегодня образ православного храма нередко предлагают изменить весьма резко…

– Сегодня ситуация совершенно другая. Мы живем в безбожном секуляризованном мире, в период активного наступления на Церковь темных сил. Но может ли Церковь и церковная архитектура, будучи по определению «не от мира сего», следовать поветриям мира, века? Напротив, она совершенно естественно противопоставляет себя – конечно, не миру людей, а миру сил зла; оберегает себя, храня то, что для нее свято и непреложно, в том числе и запечатленное во внешних формах храмовой архитектуры. Это защитная реакция, весьма разумная. Стоит нам поддаться желанию быть современными, и мы скатимся в пропасть изменения всего строя церковной жизни, гибельность чего и доказана опытом католической Церкви, испытавшей на себе последствия решений II Ватиканского Собора 1962 года. Обновленчество, пришедшее в католические храмы, только оттолкнуло, а не привлекло молодежь. Казалось, что месса под джаз или гитару, с новомодными литургическими молитвами, современные росписи стен и абстрактное искусство с инсталляциями заманят молодежь в «современную» церковь. Но не тут­то было: обновленчество потерпело крах, храмы опустели еще больше, так что теперь их приходится продавать или сдавать в аренду. В наши дни новое, не являясь самоцелью, как и прежде способно возникнуть лишь вместе с появлением ярких и убедительных творческих идей. При этом естественность нынешнего обновления пластических форм церковной архитектуры связана и с применением современных материалов, технологий строительства, и с принципиально иными, чем прежде, задачами функциональной организации храмового комплекса и влияния окружающей среды.

 

– Так как же избежать слепого копирования – и в то же время остаться верным духу православного зодчества?

– Выход из порочного круга слепого подражательства надо искать не в отрыве от прошлого, а в его талантливом осмыслении. Нам надо научиться подлинному церковному творчеству: проектировать не «храм в таком­то стиле», что неизбежно приведет к стилизации, а просто православный храм, используя знание всего достояния вселенского православного зодчества, при этом привязываясь к условиям местности, удовлетворяя потребности конкретной общины верующих и применяя уместные современные технологии строительства. Тогда храм получится не подражательным, а традиционным и современным одновременно.

 

– Наверное, невозможно сформулировать универсальное определение современной церковной архитектуры?

– Можно сказать следующее: в архитектуре современного православного храма должен быть соблюден деликатный баланс между стилизованными средневековыми формами и новыми. Приветствуется простота и чистота форм, но без излишней строгости или сухости; сдержанность в величии; возвышенность в скромности – при непременном условии благолепия и красоты. Следует придать этим строгим формам жизненность и теплоту, неповторимость, теплую задушевность, лиричную красоту и безусловную радость. Должно присутствовать народное, сердечное восприятие храма как «благолепного», «теплого», «уютного», «намоленного». В храме верующие должны испытать ощущение иного мира, чувство сакрального, ощущение присутствия любящего Бога; при этом в церкви не должно веять «холодом вечности», безразличным к земной жизни и человеческой личности. Архитектура храма в идеале – богочеловеческая, небесноземная; она выявляет человеческое измерение архитектуры, которая не должна быть самодостаточной, равнодушной к «простому смертному». Храмовой архитектуре следует не только «обслуживать» богослужение, но соответствовать тому настроению духа, которое сопровождает жизнь современного верующего человека.

 

– Какие храмы будут запроектированы в результате конкурса?

– На конкурс должен быть представлен проект наиболее востребованного приходского храма вместимостью 500–600 человек, причем в трех вариантах градостроительного размещения: в центре открытого городского пространства с размещением вспомогательных помещений в цокольной части здания; в городском квартале с тыльной частью участка, где может размещаться отдельно стоящее здание со вспомогательными помещениями; на открытом загородном пространстве без каких бы то ни было ограничений.

 

– А кто будет оценивать конкурсные проекты?

– Председатель жюри конкурса Владилен Дмитриевич Красильников – народный архитектор РФ, председатель Совета по архитектуре САР. Один из сопредседателей – архимандрит Тихон Шевкунов, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Также в жюри входит ряд маститых архитекторов: протоиерей Андрей Юревич – клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, член­корреспондент Петровской академии искусств, дипломированный архитектор; Шумаков Николай Иванович – заслуженный архитектор РФ, академик МААМ и РАХ, президент Союза московских архитекторов (сопредседатель жюри конкурса); Гончаров Сергей Григорьевич – главный архитектор ряда епархий, зав. кафедрой архитектуры Российского православного университета; Пестов Евгений Николаевич – член­корреспондент РААСН, доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, лауреат Государственной премии РФ. Еще один сопредседатель жюри, Ищенко Петр Анатольевич, – президент Союза благотворительных организаций России.

 

– Как будут использованы отмеченные жюри проекты?

– По итогам конкурса организаторы направят отмеченные проекты в Финансово­хозяйственное управление Русской Православной Церкви с рекомендацией для сотрудничества с авторами этих проектов. В Постановлении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (5 февраля 2013 года) Собор одобрил идею формирования бесплатной базы проектов храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви. Финансово­хозяйственному управлению было поручено ускорить приобретение типовых проектов, разработанных для города Москвы, и открыть к ним доступ для всех епархиальных управлений. Кроме того, епархиям поручено направлять доступные им проекты в Финансово­хозяйственное управление для включения в упомянутую базу. Надо сказать, что типовые проекты, разработанные московскими институтами МНИИТЭП, Моспроект­3 и Моспроект­2 и реализуемые в Москве в рамках программы «200 храмов», далеки от совершенства и дальнейшее их тиражирование не оправдано. Если единая общая база проектов будет составлена по построенным храмам (а возведено множество храмов, столь же далеких от совершенства), то мы будем и дальше умножать число храмов с некачественной архитектурой. Таким образом, отмеченные конкурсные проекты смогут пополнить базу проектов по строительству храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви.

 

Беседовала Алина Сергейчук

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» №40, 2013 г.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *