Бурное развитие храмоздательства в наше время кроме своего положительного начала имеет и негативную сторону. Прежде всего, это касается качества архитектуры возводимых церковных сооружений. Подготовлено архитектором М.Ю.Кеслером
Нередки случаи, когда архитектурные решения храмов зависят от вкусов жертвователей или настоятелей, не обладающих необходимыми знаниями в области храмового зодчества.
Состояние современной церковной архитектуры
Мнения профессиональных архитекторов на проблему современной церковной архитектуры различны. Некоторые считают, что прерванную после 1917 года традицию сегодня надо начинать с момента ее вынужденной остановки — со стиля модерн начала ХХ века, в отличие от современной какофонии архитектурных стилей прошлого, выбираемых архитекторами или заказчиками по своему личному вкусу. Другие приветствуют новаторство и эксперименты в духе современной архитектуры светских зданий.
Отмечается подверженность многих архитектурных решений храмов исторической стилизации, отсутствие живого творчества и серьезных попыток самостоятельно решить архитектурный образ храма в русле канонической традиции храмоздательства, основанной на богословии храма и символике его форм. Необходимое знание традиций православного храмоздательства у многих выражается в копировании традиционных приемов, форм, элементов наружной декорации храма без проникновения в его сакральный смысл.
Таким образом, современное состояние архитектуры православных храмов в России нельзя признать удовлетворительным, так как отсутствуют правильные ориентиры поиска архитектурных решений храмов, основанные на канонической традиции и богословии храма.
В отечественной истории ХΙХ–ХХ веков уже была попытка возвратиться к исконным традициям православного храмоздательства, которая в середине ХΙХ века привела к появлению русско-византийского стиля, а в начале ХХ века нео-русского стиля. Но это были те же «стили», только опирающиеся не на западноевропейские, а на византийские и древнерусские образцы. При общем положительном направлении такого поворота к историческим корням, всё же опорой служили лишь «образцы» как таковые, их стилистические характеристики и детали. Результатом стали подражательные произведения, архитектурные решения которых определялось уровнем знания «образцов» и степенью профессионализма при их интерпретации.
В современной практике мы наблюдаем ту же картину попыток воспроизведения «образцов», но уже из всего многообразия разнохарактерного наследия без проникновения в существо, в «дух» проектируемого храма, к которому современный архитектор-храмоздатель, как правило, не имеет отношении, или ему для этого не хватает достаточной образованности.
Здания храмов, которые в православии, как и иконы, для верующих являются святынями, при поверхностном подходе архитекторов к их проектированию не могут обладать той энергией благодати, которая, безусловно, ощущается нами при созерцании многих древнерусских храмов, построенных нашими духоносными предками в состоянии смирения, молитвы и благоговения перед святыней храма. Это смиренно-покаянное чувство в соединении с горячей молитвой о ниспослании помощи Божией в создании храма — дома Божия и привлекало благодать Духа Святого, которой созидался храм и которая присутствует в нем и поныне.
Создание каждого православного храма — это процесс сотворчества человека с Богом. Православный храм должен создаваться с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личном аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу — Царству Божию. Но если храм проектируется не церковными людьми только с заглядыванием на фотографии храмов в учебниках по истории архитектуры, которые в этих учебниках рассматриваются лишь как «памятники архитектуры», то как бы «правильно» ни был исполнен храм, добросовестно скопированный с подобного «образца» с необходимыми правками, связанными с современными требованиями к проектированию, тогда взыскующее подлинную духовную красоту верующее сердце непременно почувствует подмену.
Объективно оценить только по формальным признакам то, что сегодня строится, чрезвычайно трудно. У многих людей, приходящих в храм часто с отвердевшим в годы безбожия сердцем, может быть, и не возникают с остротой мысли о несоответствии того, что происходит в храме, с тем, что они видят перед собой. Люди, еще полностью не включенные в церковную жизнь, как люди с неразвитым музыкальным слухом, не сразу почувствуют эти ложные ноты. Привычные глазу детали и зачастую обилие украшений под видом благолепия могут затмить нетренированное духовное зрение и даже в какой-то степени радовать обмирщенный глаз, не возводя ум горе. Духоносная красота будет подменена мирской красивостью или даже эстетизмом.
Нам надо осознать, что мы должны думать не о том, как лучше продолжить «традицию», понимаемую с точки зрения теоретиков архитектуры, или создать по земному красивый храм, а как решать задачи, стоящие перед Церковью, которые не меняются, несмотря ни на какие смены архитектурных стилей. Храмовая архитектура является одним из видов церковного искусства, которое органично включено в жизнь Церкви и призвано служить ее целям.
Основы архитектуры православного храма
1. Традиционность
Неизменность православных догматов и чина богослужения определяет принципиальную неизменность архитектуры православного храма. Основа православия — хранение учения христианства, которое было закреплено Вселенскими Соборами. Соответственно, и архитектура православного храма, символикой архитектурных форм отражающая это неизменное христианское учение, чрезвычайно стабильна и традиционна в своей основе. При этом разнообразие архитектурных решений храмов определяется особенностями его функционального использования (собор, приходская церковь, храм-памятник и т.д.), вместимостью, строительными материалами, а также вариабельностью элементов и деталей, используемых в зависимости от предпочтений эпохи. Некоторые отличия в храмовой архитектуре, наблюдаемые в разных странах, исповедующих православие, определяются климатическими условиями, историческими условиями развития, национальными предпочтениями и национальной традицией, связанными с особенностями народного характера. Однако все эти различия не затрагивают основу архитектурного формообразования православного храма, так как в любой стране и в любую эпоху догматика православия и богослужение, ради которого строится храм, остаются неизменными. Поэтому в православной храмовой архитектуре в своей основе не должно быть никакого «архитектурного стиля» или «национального направления», кроме «вселенского православного».
Сближение храмовой архитектуры со стилистикой светских сооружений, которое происходило в период Нового времени, было связано с проникновением светского начала в церковное искусство в связи с негативными процессами навязанной государством секуляризации Церкви. Это сказалось на ослаблении образного строя церковного искусства в целом, в том числе архитектуры храма, его сакрального назначения быть выражением небесных первообразов. Храмовая архитектура в тот период в значительной степени утеряла способность быть выразителем сокровенного содержания храма, превратившись в чистое искусство. Храмы так и воспринимались до последнего времени — как памятники архитектуры, а не как дом Божий, который «не от мира сего», и не как святыня, что естественно для православия.
Консерватизм является неотъемлемой частью традиционного подхода, и это явление не отрицательное, а очень осторожный духовный подход к любым нововведениям. Нововведения никогда не отрицаются Церковью, но к ним предъявляются очень высокие требования: они должны быть Богооткровенны. Поэтому существует каноническая традиция, то есть следование образцам, принятым Церковью, как соответствующим ее догматическому учению. Используемые в канонической традиции храмоздательства образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение - учить и напоминать, оставляя место для творчества.
Канон, который зачастую трактуется как тормозящее, сковывающее свободу художника явление, в религии имеет глубокий сакральный смысл. Произвол художника в этом случае расценивается как замутнение изначальной истины, открытой Богом человеку. Суть канона не сводится к скрупулезному механическому копированию единожды данных образов и схем. Художники древности никогда не воспринимали традицию, как нечто раз и навсегда зафиксированное и подлежащее только буквальному повторению. Новое, что появлялось в храмоздательстве, не меняло его кардинально, не отрицало того, что было до этого, но развивало предыдущее. Все новые слова в церковном искусстве не революционные, а преемственные. Каждая местная школа архитектуры обладает своим уникальным характером. Принципиальным является не полное воспроизведение прообраза во всех деталях, а выявление ряда сущностных черт, которые и закрепляются достаточно жестко в особой системе правил. Однако остается некоторое пространство свободы, благодаря которому становится возможным своеобразие исторических стилей и местных школ. С одной стороны, канон по сути достаточно однозначен и неизменен, с другой стороны, каждая эпоха характеризуется уникальным типом мироотношения, способами, с помощью которых человек осуществляет свое стремление к Богу. Таким образом, в любом произведении религиозного искусства обязательно соприсутствуют каноническое (вневременное, идущее от Бога) и внеканоническое (исторически, географически и личностно обусловленное, идущее от человека). К каноническому относятся догматические, незыблемые основы, определяющие православное вероучение, а стиль подвижен, изменяется во времени, принадлежит более индивидуальной манере художника.
2. Функциональность
Под функциональностью понимается:
- архитектурная организация места собрания членов Церкви для молитвы, слушания слова Божия, совершения Евхаристии и других таинств, соединенных в чине богослужения;
- наличие всех необходимых вспомогательных помещений, связанных с богослужением (паномарка, ризница, церковная лавка) и пребыванием людей (гардеробная и др.);
- соблюдение технических требований, связанных с пребыванием в храме людей и эксплуатацией здания храма (микроклиматических, акустических, надежности и долговечности);
- экономичность строительства и эксплуатации церковных зданий и сооружений, в том числе строительство очередями с использованием оптимальных инженерно-строительных решений, необходимое и достаточное применение средств наружной и внутренней декорации.
Архитектура храма должна организацией пространства храма создавать условия для богослужения, соборной молитвы, а также через символику архитектурных форм помогать уяснению того, что человек слышит в слове Божием.
3. Символизм
Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, Божественного.
Православный храм — образное воплощение догматического учения Церкви, наглядное выражение сущности православия, евангельская проповедь в образах, камнях и красках, училище духовной мудрости; символический образ Самого Божества, икона преображенной вселенной, горнего мира, Царства Божия и возвращенного человеку рая, единства видимого и невидимого мира, земли и неба, Церкви земной и Церкви небесной.
Форма и устройство храма связаны с его содержанием, наполнены Божественными символами, раскрывающими истины Церкви, приводящими к небесным первообразам. Поэтому они не могут быть произвольно изменены.
4. Красота
Православный храм — средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его Небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.
Основными принципами построения архитектурной композиции православного храма являются:
- главенство внутреннего пространства храма, его интерьера над внешним обликом;
- построение внутреннего пространства на гармоничном равновесии двух осей: горизонтальной (запад — восток) и вертикальной (земля — небо);
- иерархичность построения интерьера с главенством подкупольного пространства.
Духовная красота, которую мы называем благолепием, является отблеском, отражением красоты горнего мира. Духовную красоту, идущую от Бога, следует отличать от мирской красивости. Видение небесной красоты и сотворчество в «синергии» с Богом дало возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны неба. В архитектурных решениях древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты Царства Небесного. Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, а декоративные элементы играли второстепенную роль.
Высокое назначение храма обязывает храмоздателей относиться к созданию храма с максимальной ответственностью, использовать всё самое лучшее, чем располагает современная строительная практика, всё лучшее из средств художественной выразительности, однако эта задача должна решаться в каждом конкретном случае по-своему, памятуя слова Спасителя о драгоценности и двух лепт, принесенных от всего сердца. Если в Церкви создаются произведения церковного искусства, то они должны создаваться на самом высшем уровне, какой только мыслим в данных условиях.
Рекомендации по совершенствованию практики современного храмоздательства
1. В области архитектуры современного православного храма
Ориентиром для современных храмостроителей должно быть возвращение к главному критерию - насколько архитектура храма служит выражению того смысла, который был заложен в него Богом.
Оценка архитектурных решений должна производится исходя из совокупности нижеследующих критериев:
- соответствие архитектурных решений православной канонической традиции, богослужебной функции и символике архитектурных форм храма;
- выразительность решения внутреннего пространства и внешнего архитектурного облика храма;
- новизна и привлекательность художественного решения;
- оптимальное конструктивное решение и удачный выбор строительных и отделочных материалов, уместных для раскрытия образа храма в контексте окружающей среды;
Задачей является получение архитектурных решений, отличающихся каноническим архитектурным образом, но без конкретной привязки к какому-либо прошлому стилю, отвечающих функциональным требованиям современной приходской жизни, правдиво отражающих использование современных строительных материалов и конструктивных возможностей.
В поиске современных архитектурных решений русского православного храма должно быть использовано всё восточно-христианское наследие в области храмоздательства, не замыкаясь только на национальной традиции, должен быть предложен современный язык архитектурного выражения этих традиций.
При возведении храма необходима организация полноценного храмового комплекса, обеспечивающего всю современную многостороннюю деятельность Церкви: литургическую, социальную, просветительскую, миссионерскую.
Предпочтение следует отдавать строительным материалам, имеющим в основе природное происхождение, в том числе кирпичу и дереву, что имеет особое богословское обоснование. Искусственные строительные материалы, подменяющие натуральные, а также те, в которых отсутствует ручной труд человека, желательно не использовать.
2. В области решений, принимаемых Церковью
Создание Синодальной Комиссии по храмоздательству, в задачу которой могли бы входить следующие основные вопросы:
- Организация консультационной и экспертной деятельности в области храмоздательства.
- Организация конкурсов по наиболее значимым объектам храмоздательства.
- Создание базы данных проектов храмов и их убранства, пригодных для повторного применения.
- Разработка «образцовых» проектов храмов и часовен разной вместимости, отвечающих современным требованиям Церкви.
- Освещение состояния современной православной архитектуры на интернет-порталах, страницах периодических и специальных изданий. Подготовка популярных телепередач, учебных фильмов.
- Устройство выставок лучших проектов и построек храмов (в т.ч. передвижных по епархиям).
- Анализ новых проектов храмов, их архитектурно-художественных достоинств и недостатков, организация Круглых столов по обсуждению актуальных проблем современной храмовой архитектуры для архитекторов-храмоздателей, в т.ч. в рамках Рождественских чтений.
- Учреждение ежегодной церковно-архитектурной премии «Русский храм» за лучшую архитектурную идею современного православного храма.
- С участием отдела внешних церковных связей ОВЦС развитие международных профессиональных контактов архитекторов, проектирующих православные храмы.
- Организация обучения основам храмоздательства в светских и церковных учебных заведениях (в том числе, в виде семинаров и курсов повышения квалификации для церковнослужителей и практикующих архитекторов).
- Усиление контроля за качеством проектов храмов, учреждение должности епархиальных архитекторов и повсеместное создание Епархиальных комиссий по архитектуре и реставрации храмов с привлечением к работе профессиональных архитекторов-храмоздателей.
- Взаимодействие с местными органами архитектуры с целью недопущения строительства новых храмов, не отвечающих современным требованиям Церкви.
3. В области творчества архитекторов-храмоздателей
Архитектор-храмоздатель должен:
- понимать требования Церкви, то есть выражать средствами архитектуры сакральное содержание храма, знать функциональную основу храма, православное богослужение для разработки планировочной организации в соответствии со спецификой назначения храма (приходской, мемориальный, собор и т.д.);
- иметь осознанное отношение к созданию храма-святыни как к сакральному акту, близкому к церковным таинствам, как и всё, что делается в среде Церкви. Такому пониманию должны соответствовать образ жизни и творчества архитектора-храмоздателя, его причастность к жизни Православной Церкви;
- обладать глубокими знаниями всей полноты традиций вселенского православия, наследия всего лучшего, что было создано нашими предшественниками, дух которых был близок духу Церкви, в результате чего создаваемые храмы соответствовали требованиям Церкви, были проводниками ее духа;
- обладать высочайшим профессионализмом, совмещать в своем творчестве традиционность решений с современными строительными технологиями.
Традиция и новаторство в храмоздательстве
Наиболее целесообразными представляются такие творческие подходы к современному храмосозиданию, при которых отбрасывается не имеющее ничего общего с архитектурным творчеством формальное копирование или эклектичная комбинация исторических стилей, отдельных памятников и их элементов. При этом исключительно важной остаётся сознательная ориентация на лучшие традиции прошлого, сутью которых всегда была глубинная связь храмовой архитектуры с православной догматикой и богослужением.
Говорить о том, что в веках было поступательное движение в поиске образа храма, соответствующего духу времени, а сегодня мы упорно цепляемся за прошлое, как о негативном явлении, свидетельствующем о нашей творческой беспомощности – наверное, неправильно и вот почему. Все изменения архитектурных стилей за 1000-летние развитие русской церковной архитектуры происходили в едином духовном пространстве православной страны и не имели кардинальных изменений, изменяя в основном тип покрытия и элементы внешнего декора, которые и определяли понятие архитектурного стиля. Поэтому все храмы, выполненные в тех или иных архитектурных стилях, принимались соборным разумом Церкви, как соответствующие церковному канону, продолжающие каноническую традицию предыдущих эпох.
Сегодня ситуация совершенно другая. Мы живем в безбожном секуляризованном мире, в период активного наступления на Церковь темных сил. Так как же может Церковь и церковная архитектура следовать поветриям «мира сего», которая «не от мира сего»? Напротив, она совершенно естественно противопоставляет себя конечно не миру людей, а миру сил зла и оберегает себя, оберегая то, что для нее свято и непреложно, в том числе и запечатленное во внешних формах храмовой архитектуры. Это защитная реакция и очень разумная. Стоит нам поддастся желанию быть современным, и мы скатимся в пропасть изменения всего строя церковной жизни, что гибельно и доказано опытом католической Церкви, испытавшей на себе последствия решений ΙΙ Ватиканского Собора 1962 г. Обновленчество, пришедшее в католические храмы, только оттолкнуло, а не привлекло молодёжь. Казалось, что месса под джаз или гитару, с новомодными литургическими молитвами, современные росписи стен и абстрактное искусство с инсталляциями заманят молодежь в «современную» церковь. Но не тут-то было, обновленчество потерпело крах, храмы опустели ещё больше, их приходится продавать с молотка или сдавать в аренду.
В наши дни новое, не являясь сверхцелью, как и прежде способно возникнуть лишь вместе с появлением ярких и убедительных творческих идей, при этом естественность нынешнего обновления пластических форм церковной архитектуры связана и с применением современных материалов и технологий строительства, и с принципиально иными, чем прежде, задачами функциональной организации храмового комплекса и влияния окружающей среды.
Выход из порочного круга слепого подражательства надо искать не в отрыве от прошлого, а в его талантливом осмыслении. А если таланта не хватит, то лучше уж будет повторение испытанного прошлого, чем бесталанное выдумывание нового.
Нам надо научиться подлинному церковному творчеству, проектируя храм не в каком-то стиле, что неизбежно приведет к стилизации, а просто православный храм, используя знание всего достояния вселенского православного зодчества, привязываясь к условиям местности, удовлетворяя потребности конкретной общины верующих и используя уместные современные технологии строительства. Тогда храм сам получится не подражательным, а традиционным и современным одновременно.
Архитектор Кеслер М.Ю.