В 2013 году будет праздноваться 1025-летие Крещения Руси. Вниманию читателей предлагается статья, посвященная конкурсу проектов на храм-памятник в честь 1000-летия Крещения Руси, проводившемуся в 1989 году. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.
Мысль о строительстве административного центра Русской Православной Церкви, который включал бы в себя комплекс сооружений, зародилась в 1988 г., в год 1000-летия Крещения Руси.
Было принято решение построить комплекс Патриаршего Подворья в Орехово-Борисово, недалеко от Борисовских прудов.
Намечалось строительство собора вместимостью более 20 тысяч человек (больше Храма Христа Спасителя), окруженный разнообразными административными сооружениями.
Около 420 проектов были представлены жюри, включавшему представителей Патриархии, Министерства культуры, Союза архитекторов.
Как отмечали архитекторы Кудрявцевы: «Открытый конкурс на храм-памятник 1000-летию Крещения Руси был совершенно безадресен. В программе первого тура конкурса собственно архитектуре храма, его образу были посвящены два маленьких абзаца, да полстраницы с перечнем основных помещений храма, их назначения. Вся остальная часть программы посвящена тому, что вне храма – под ним, вокруг него: конференц-зал, фойе, подсобные помещения, буфеты, сувенирный магазин, мастерские, огромное инженерное оборудование (лифты, телевизоры, телефоны и т.д.). От всего этого веет суетой и многопопечительством о разных современных удобствах. Необходимы они для обслуживания многолюдных торжеств и крупных церковных конференций, не так уж часто происходящих. И эта внешняя, хотя и важная сторона жизни Церкви не должна подавлять и заслонять собой то, ради чего существует Церковь – её внутреннюю жизнь – богослужение.
Русские православные храмы сохранили традицию размещения в подклетах усыпальниц, помещения гробниц ктиторов, святителей, монастырской братии под полом храма, снаружи у его стен и алтарей. Не правильнее ли было бы, чтобы храм-памятник всему нашему тысячелетнему пути во Христе покоился просто на московской земле, освящённой останками неизвестных праведников, мучеников, святых воинов.
Другой очень важный вопрос – материалы и конструкции, применяемые при строительстве храма. В программе конкурса заложено: «Конструкцию храма-памятника предусмотреть из современных строительных материалов и конструкций с кирпичной облицовкой…». Поскольку кирпич упомянут как облицовочный материал, ясно, что под современными материалами и конструкциями может подразумеваться металлический каркас, монолитный бетон, стекло. В принципе понятно, что утрата строительных традиций прошлого и квалифицированных мастеров делает сооружение такого огромного храма в «лучших традициях Русской церковной архитектуры» очень сложной проблемой».
Во второй тур, проводившийся в марте-сентябре 1990 г., вышли 4 проекта: А.Полянского; И.Покровского; Г.Зосимова; Ю.Ратушного, А.Протасова, Е.Рыкова.
Программа и условия второго тура конкурса были изменены в связи со следующими задачами, поставленными на заседании Священного Синода:
- Храм должен выразить средствами архитектуры и монументального искусства тему торжества Православия, тему тысячелетия существования на Руси Православной Церкви, ее святости.
- Храм должен быть не только местом собрания верующих для молитвы, но и быть по своему выражению памятником 1000-летию Крещения Руси.
- Храм должен носить в себе и развивать традиции русской церковной архитектуры и должен быть оснащен новейшими инженерными коммуникациями.
- Авторы должны добиваться выполнения поставленных задач не огромными размерами храма, а выразительностью архитектурно-художественного решения и деликатного соизмерения его с исторически сложившемся ансамблем «Царицино».
- Применить конструктивные решения без внутренних опорных столпов, мешающих обозрению.
- Храм, вместимостью 5000 чел. предназначается для постоянных и торжественных богослужений с исполнением всех таинств и треб.
Победил во втором туре проект академика архитектуры А.Т.Полянского.
Но строительство так и не началось из-за того, что все финансы были брошены на приходские храмы, которые более нуждались в реальной поддержке, чем строительство одного собора.
И только после открытия кафедрального собора Русской Православной Церкви вспомнили про задумку 12-летней давности – о строительстве Патриаршего Подворья в память 1000-летия Крещения Руси.
Были подняты конкурсные проекты и решено выбрать лучший, подработав его для нынешних условий.
Проект выполнен силами архитектурной мастерской AM-19 Моспроекта 2 - под руководством Владимира Колосницына, главный архитектор проекта Е. В. Ингема.
Храм спроектирован в византийском стиле; представляет собой однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами; высота с крестом – 70 м; вместимость – до 4 тыс. человек. Фарфоровый иконостас выполнен в традициях Кузнецовских мастерских XIX в. В цокольном этаже храма расположен баптистерий для крещения взрослых через полное погружение. В комплекс Патриаршего подворья на Борисовских прудах также входят дом причта, воскресная школа, звонница и часовня во имя св. блгв. кн. Александра Невского.
За строительство взялась Балтийская Строительная Компания (БСК).
В разработке концепции внутреннего убранства участвовали Владимир Воробьев и Светлана Савина. Проект росписи был утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 2004 г. и выполнен коллективом художников-иконописцев под руководством В.И.Нестеренко.
Архитектор М.Кеслер
Архитектор Кеслер М.Ю.