В Положении о смотре-конкурсе сказано, что целями смотра-конкурса являются: − выявление лучших проектов храмовой архитектуры среди российских и зарубежных архитекторов и авторских коллективов и студентов; − популяризации достижений в области храмовой архитектуры; − укрепления социальной значимости профессии архитектора; − повышение качества среды жизнедеятельности.
К задачам смотра-конкурса относится: − выбор лучших проектов храмовой архитектуры за 2020-2021 гг. − поощрение авторов наиболее ярких и выразительных проектов; − демонстрация и популяризация лучших работ российских и зарубежных архитекторов в области храмовой архитектуры; − активизация деятельности в области качественного проектирования религиозных объектов;
На Смотр-конкурс были предоставлены конкурсные работы, выполненные за последние два года.
Смотр-конкурс проходил по трем номинациям:
- Храмовая архитектура «Постройки» - 8 работ;
- Храмовая архитектура «Проекты» - 7 работ;
- Храмовая архитектура «Студенческие работы» - 0 работ.
Оценивало работы конкурсное жюри, состоявшее из профессиональных архитекторов-храмоздателей из Москвы и Петербурга. Оценивали работы члены жюри сначала индивидуально и их оценки сводились в таблицу, а потом эти оценки выносились на общее обсуждение в виде онлайн-конференции, где в ходе дискуссии выносилось решение по присуждению наград.
Надо сказать, что мнения членов жюри далеко не всегда совпадало, что вызвало дискуссию в ходе обсуждения работ. Разномыслие касалось вопросов значимости новаций и эстетизма в храмовой архитектуре в ущерб канонической традиции и предпочтений прихожан.
В итоге в номинации «Постройки» золотая медаль была присуждена за Малый храм Сошествия Святого Духа в Колпино (СПБ). Проектировщик: ООО «Архитектурная мастерская Мамошина».
Эта работа привлекла симпатии большинства членов жюри из-за не стандартного архитектурного решения храма с распластанным объемом и прямоугольными окнами, расположенными на разных уровнях. В интерьере отсутствуют росписи стен, открыты деревянные конструкции покрытия храма, а иконостас решен с решетчатыми боковыми и Царскими вратами, которые к тому же имеют вид низкой преграды. На иллюстрации видно, что восточная стена за иконостасом имеет множество оконных проемов на разных уровнях, откуда во время утреннего богослужения будут изливаться потоки слепящего солнечного света в глаза молящихся, обращенные в сторону иконостаса. Это обстоятельство и неприятие неообновленчества в решении отсутствия традиционных для иконостаса глухих врат с росписями, привело меня к решению никак не отмечать этот проект какой-либо наградой. Однако, большинством голосов членов жюри проект получил высшую оценку – золотую медаль.
Серебряную медаль присудили за Казанский скит на о. Валаам. Студия: ООО "Мастерские Андрея Анисимова".
Этот проект, решенный в традиционном для мастерской Андрея Анисимова стиле «модерн» во внешнем облике, в интерьере имеет ряд новаций как в иконостасе, так и в элементах убранства храма. Так, иконостаса в привычном виде здесь нет. Боковые и Царские врата заменены на низкие решетчатые преграды. Вместо престола традиционно кубической формы, видим каменный чашевидный престол, вместо фресковой живописи на стенах алтаря – тексты. Утонченная эстетика деталей интерьера может вызвать какие-то эмоции у просвещенной публики, но вряд ли найдет отклик у простых верующих людей. Поэтому моя оценка была отрицательной, но победило большинство.
Дипломов удостоились следещие работы:
Троицкая церковь в с. Бармино Лысковского района Нижегородской области. Студия: Научно-проектная реставрационная мастерская ООО "АР групп"
Эта работа вызвала одобрение за тщательную проработку всех деталей внешнего убранства храма.
Храм святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Студия: Архитектурная мастерская «Архтрадиция»
Храм решен в традиционном для нашего времени стиле «модерн», но с интересным решением внутреннего пространства храма, в покрытии которого применены пересекающиеся арки.
Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка Самарской области. Студия: ООО "Творческая мастерская архитектора Ю. Харитонова".
Проект получил единодушную положительную оценку за комплексное архитектурное решение монастырского ансамбля. Это достаточно редкий в современной практике случай, когда новый монастырь запроектирован в одну очередь и на высоком профессиональном уровне.
В номинации «Проекты» золотая медаль была присуждена за Большой храм Сошествия Святого Духа в Колпино. Студия: ООО "Архитектурная мастерская Мамошина".
В данном случае я также не был согласен с мнением большинства членов жюри, достоинством проекта посчитавшим новации во внешнем образе храма. Новации в современном храмостроительстве безусловно нужны, которые отвечают чаяниям времени, но вводиться они должны очень осторожно, не нарушая сложившуюся традицию, и не ставя это в самоцель.
Серебряную медаль присудили за Николо-Спиридоновский храмовый комплекс г. Керчи Республики Крым Феодосийской Епархии. Студия: Мастерская "Прохрам" (Беларусь)
По поводу данного проекта разногласий не было, так как проект выполнен профессионально, сочетая региональную традицию с умеренным применением новаций.
Дипломов удостоились следующие работы:
Храмовый комплекс на Крестовском острове в Петербурге. Студия: ООО "Архитектурная мастерская Мамошина".
Проект выполнен профессионально, в традициях храмового зодчества Петербурга, однако здесь-то и не хватает духа современности.
Каменное ожерелье исторического поселения федерального значения - города Галич. Студия: ООО "Рестмастерская АПН"ю
Проект удостоен награды за комплексный подход к воссозданию храмов окрест города Галич, за огромный труд по реставрации православных святынь.
Проект храма Покрова Пресвятой Богородицы. Студия: ООО "Архитектурная мастерская М119 ".
Проект отмечен дипломом жюри за добротное и современное решение небольшого храма в бюджетном исполнении.
В номинации «Студенческие работы» не поступило ни одной работы, что было отмечено членами жюри с предложением к организаторам фестиваля дать возможность студентам архитектурных ВУЗов участвовать в смотре-конкурсе на льготных условиях оплаты.