Проектирование современных православных монастырей

Перемены в обществе в середине 80-х годов коснулись всех сфер человеческой жизни, в первую очередь духовной. Возрождались и монастыри. К концу 1988 года их было 22, а сейчас около 300. Сегодня эти обители ведут обширную строительную, просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность. Однако в проектировании вновь возводимых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, сооружений монастырских комплексов отсутствует какой-либо общий нормативный документ, регламентирующий строительную деятельность и помогающий проектировщику и заказчику производить строительные работы в соответствии с православной традицией создания монастырских комплексов.

В 2021 году по инициативе Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России разработаны Методические рекомендации по проектированию православных монастырей (руководитель -  архитектор М.Ю.Кеслер, архитектор С.В.Осышный, архитектор Д.В.Родионова).

Содержание Методических рекомендаций направлено на повышение степени соответствия зданий и сооружений монастырских комплексов их функциональному назначению и уровня безопасности.

Методические рекомендации предназначены для внутрицерковного использования, хотя и опираются на государственные нормативные документы по строительству.

В состав Методических рекомендаций вошли сведения о исторических основах композиции и символики монастырских комплексов, примеры некоторых современных построек. Основу составляют рекомендации по проектированию, в том числе генеральных планов монастырских комплексов, зданий богослужебного и иного назначения, в том числе:

- келейный корпус;

- настоятельский и архиерейский корпус;

- гостиные корпуса для паломников и для трудников;

- богадельня;

- больничный и оздоровительный корпус;

- трапезный корпус;

- группа учебно-просветительских зданий и помещений;

- хозяйственный блок;

- некапитальные объекты.

Кроме того, в состав Рекомендаций вошли такие разделы, как:

- инженерное оборудование;

- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;

- ограничения в использовании и застройке участков в охранных зонах объекта культурного наследия (ОКН);

- рекомендуемая последовательность действий Заказчика (монашеской общины) в инвестиционном процессе строительства (реконструкции) зданий, сооружений и монастырских комплексов.

В Приложении приведены термины и определения, нормативные ссылки и библиография по теме.

Русские монастыри, несмотря на существенные различия в своих размерах и составе построек, обладали единством основных принципов пространственной организации. В числе этих принципов: главенство собора, концентричность и периметральность застройки, стремление к геометрической правильности очертаний. Помимо функциональных и композиционных причин это единство имело и глубоко символический смысл.

Все монастырские постройки располагались концентрично вокруг своего ядра – собора по принципу иерархии и соподчинения второстепенных частей – главным со следующей последовательностью: службы за стенами и хозяйственные дворы, стены, кельи, собор.

Концентричность и иерархия в построении монастырского ансамбля выражала ту же модель мироздания, что и структура его центрального ядра – собора, состоящего также из последовательно расположенных по принципу иерархии частей: паперть и притвор, собственно церковь, алтарь.

Выражая собой образ мироздания и Царства Небесного, композиция монастырей уподоблялась и «Горнему Иерусалиму», «Граду Небесному», который согласно Апокалипсису «имеет большую и высокую стену… Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как широта» (Апок. 21.12;16). В соответствии с иконописным изображением «Горнего Иерусалима» в центре Града находится престол Бога, по Граду протекает живоносный источник, а по периметру располагаются жилища праведных. Ту же пространственную организацию имеют и древнерусские монастыри, где в центре находится храм с престолом, его окружают братские кельи, а на территории цветут сады и часто имеются чудотворные источники. Некоторые отклонения от основополагающих принципов композиции русских монастырей ХІV–ХVІІ веков не мешает видеть единую основу, заключённую в их символике.

В настоящее время отечественные монастыри по главному направлению деятельности можно условно разделить на три типа: 1) строящиеся, 2) миссионерские, 3) молитвенные. Деление это очень общее, и бывает, что в обителях присутствуют многие виды деятельности, совмещая все названные типы. Но иногда наблюдается преобладание какой-то одной тенденции.

Примером современного строительства монастырского комплекса может служить Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка, Ставропольского района, Самарской губернии (проект архитектора Ю.И. Харитонова).

В настоящее время в монастыре 3 действующих храма;

 1) Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»;

 2) Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского;

3) Храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Есть еще надвратная церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи.

В монастыре существует паломническая служба. Для паломников есть гостиница. 

В монастыре создан музей, в котором собраны уникальные экспонаты.

Требования к размещению и участкам монастырских комплексов

При проектировании генеральных планов монастырских комплексов следует учитывать, что доступ мирян на территорию монастыря должен быть ограничен определенным временем и территорией доступа. Поэтому внутреннее пространство монастыря желательно разделить на:

  • общедоступную территорию;
  • внутреннюю территорию, закрытую для мирян и отделенную оградой;
  • частично доступную для гостей обители территорию,

При наличии на отведенной для монастырского комплекса территории объекта культурного наследия (ОКН) использование земельных наделов, их застройка, реконструкция уже существующей недвижимости может проводиться с некоторыми ограничениями.

На земельных участках монастырских комплексов не рекомендуется размещать здания и сооружения, функционально не связанные с ними. Допускается предусматривать рядом с земельными участками монастырей участки для размещения богаделен и детских приютов, здания оказания социально-гуманитарной помощи, гостиниц для паломников с отдельной трапезной, церковных мастерских и хозяйственных служб, приходского храма для совершения треб, не совершаемых в монастыре, купален на святых источниках.

Участок монастырского комплекса должен быть озеленен на площади не менее 15%. Озеленение монастырской территории должно создавать впечатление «райского» сада. Около настоятельского корпуса следует предусматривать озелененную территорию (игуменский сад). В зоне гостиных (паломнических) корпусов следует предусматривать места отдыха паломников и детские площадки, а за пределами ограды монастыря беседки для курящих.

Здания и сооружения богослужебного назначения

Церковная традиция, не возбраняя мирянам присутствовать за монастырскими богослужениями, предусматривает наличие отдельных от общедоступного пространства храма мест для молитвы братии.

В монастырях желательно предусмотреть устроение отдельного храма (возможно, домового) на внутренней территории обители для совершения насельниками уединенного молитвенного правила и богослужений.

Дополнительно к основным храмам монастырь может иметь приписные храмы и часовни, расположенные вне территории монастыря. Для совершения церковных обрядов, по Уставу не совершаемых в монастыре (венчание, крещение), следует устраивать приходской (требный) храм вне территории, предназначенной для насельников монастыря.

Дополнительные здания и сооружения

К дополнительным зданиям относятся жилые корпуса, предназначенные для проживания насельников монастыря - келейный корпус, настоятельский и архиерейский корпус, больничный корпус. Кроме того, в зависимости от особенностей социальной деятельности монастыря (учебной, благотворительной, хозяйственной) в состав монастырского комплекса могут входить группы помещений образовательного, социального, гостинично-паломнического назначения и другие.

Келья должна быть рассчитана только на одного насельника монастыря. Стены и потолки всех келий следует делать со звукоизоляцией, так как иногда ночные молитвы и поклоны не дают заснуть монахам из соседних келий.

Обстановка в келье должна быть простой и строгой, помогающей монашествующему приобрести молитвенное настроение и благоговение. Келья должна быть оборудована кроватью, молельным углом, шкафчиками для одежды и письменным столом.

В зависимости от типа келейного корпуса, его вместимости, в нем могут предусматриваться помещения для учебных занятий, отдыха и мастерские.

По Уставу монастыря в кельях не следует принимать мирских людей, даже родственников (для этого желательно иметь в монастыре отдельное помещение).

Архиерейский корпус следует располагать: в женском монастыре - вне сестринской зоны; в мужском монастыре – в братской зоне, с возможностью входа в архиерейский корпус как со стороны мирской зоны, так и со стороны монашествующих.

В состав помещений настоятельского корпуса входят: кельи настоятеля(цы) и келейника, рабочий кабинет, комната для приема гостей (сестер\братии для проведения духовных бесед), трапезная с кухней - доготовочной.

В состав помещений архиерейского корпуса должны входить:

- приемная и спальня архиерея с санитарным узлом;

- две комнаты священников и диаконов;

- комната для иподиаконов;

- комната для шоферов;

- кухня-трапезная;

- комната подготовки богослужебных предметов;

- санитарные помещения (туалет, душ, стирка, сушка, глажка и т.д.).

Следует разделять корпуса для трудников и паломников ввиду различного распорядка дня проживающих. В каждом из них должны быть выделены отдельные зоны проживания для мужчин и женщин. Следует разделять также зоны проживания паломников, останавливающихся на одну ночь и на длительное время.

Монастырь заботится о каждом насельнике, предоставляя ему полное содержание (келью, питание, уход) при потере им трудоспособности по старости или болезни вплоть до его кончины. Для болящих насельников, которым в связи с особенностями заболевания или преклонным возрастом необходимо пребывать в уединении и покое, в монастырях желательно устраивать больницу, в которой они могли бы получать медицинскую помощь и питание.

Монастыри могут заниматься социальной деятельностью, заботясь о социально незащищенных членах общества - престарелых, инвалидах и детях-сиротах, устраивая для этой цели при обителях богадельни и приюты.

Заболевшим насельникам, не требующим пребывания в отдельном помещении, медицинская помощь оказывается в медицинском кабинете монастыря (если таковой имеется). Для остальных насельников целесообразно устраивать лечебно-профилактические занятия в отдельном оздоровительном корпусе, состоящем из тренажерного и спортивного зала с раздевалками и душевыми, возможно – бани.

Престарелые и болящие насельники по возможности должны посещать монастырские богослужения. В больничном корпусе может быть устроен домовый храм для совершения богослужений.

Трапезная группа помещений включает помещения кухни с кладовыми продуктов и холодильными камерами, трапезную для монашествующих и возможно отдельную трапезную для трудников и паломников.

Подле сестринских\братских трапезных для постоянно проживающих монахов следует размещать гостевые трапезные для монахов «гостевых», или же сразу предусмотреть общую большую трапезную.

Возле гостиного корпуса для паломников может быть предусмотрена отдельная кафе-трапезная с не обязательно постными блюдами.

Группа учебных помещений включает комнаты для занятий и библиотеку. Духовное образование насельников монастырей включает в себя поучения игумена, самостоятельное изучение насельниками духовной литературы. При этом каждый насельник монастыря обязан получить духовное образование в объеме, определяемом соответствующими общецерковными документами. Уместно также регулярное проведение для насельников лекций по основным церковным дисциплинам, которые желательно организовывать в стенах обители.

Духовно-просветительская деятельность монастырей издревле заключалась также в издании духовной литературы и распространении святоотеческого наследия. Она может выражаться и в организации при обителях воскресных школ и православных гимназий, катехизаторских курсов для взрослых, центров духовно-нравственной культуры для молодежи. При паломническом центре монастыря может быть предусмотрен конференц-зал и музей (галерея).

Здания хозяйственного назначения должны быть, как правило, отдельно стоящими. В состав мастерских входят помещения для работы иконописцев, пошива и ремонта церковных принадлежностей и прочие. В состав хозяйственного блока монастыря, имеющего подсобное хозяйство, должны входить постройки по переработке и хранению продукции такого хозяйства. Они должны располагаться, как правило, вне монастырских стен.

При необходимости на территории монастыря могут быть размещены некапитальные объекты (киоски, павильоны и т.д.) для осуществления уставной деятельности монастыря, в том числе для распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения и с иной специализацией (церковные лавки, кафе, продуктовые киоски, киоски с монастырскими товарами и т.д.). Кроме того, в хозяйственную деятельность монастыря могут входить: огородное хозяйство, молочная ферма и т.д.

Подготовленные авторским коллективом Методические рекомендации по проектированию православных монастырей перед публикацией должны быть одобрены Синодальным отделом по монастырям и монашеству Московской Патриархии и утверждены решением Священного Синода.